Цели:
- закрепление приобретённых знаний, умений и навыков обучающихся по изученной теме;
- развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы;
- создание условий для формирования у обучающихся чувства ответственности за свой выбор.
Оборудование: доска, индивидуальные бланки «сберегательные книжки», кодоскоп, карточки с числами, тесты.
ХОД УРОКА
I. Подготовка к активному и сознательному восприятию урока
На этом уроке мы с вами постараемся систематизировать знания по 2-м темам: «Сложение отрицательных чисел» и «Сложение чисел с разными знаками». Теперь о сложении чисел вы знаете всё и можете в этом вопросе посоперничать даже с одиннадцатиклассниками. И ещё хочу по секрету вам сказать, что если вы поймете сложение, то следующую тему «Вычитание» вы усвоите с первого урока и сразу на «5».
А теперь я объясню, как мы будем работать на этом уроке.
Знания, которые вы получаете в школе – это ваш банк, гарантирующий вам успех и уверенность в будущем. Каждый день вы пополняете счёт в этом банке, накапливая знания. И этот урок, я надеюсь, поможет положить на ваш счёт приличный вклад. У каждого из вас на парте лежит «сберегательная книжка».
Фамилия, имя: | ||||||||
Вид работы |
Правило (+, –) |
Я – учитель (+, –) |
Зарядка (+, –) |
Работа у доски (+, –) |
Самост. работа по выбору «оценки» |
Знак и действие (+, –) |
Итог (оценка) |
Тест (оценка) |
Оценка |
В неё вы будете заносить свои вклады.
II. Актуализация опорных знаний
1) Ну что ж, банк открыт, и мы приступаем к работе.
Поэтому давайте вспомним правило сложения двух отрицательных чисел и правило сложения двух чисел с разными знаками. А я вас познакомлю с другими формулировками этих правил. Может быть кому-то они понравятся больше (написаны на плакате).
Чтобы числа отрицательные нам сложить,
Минус сразу ставим обязательно.
А затем лишь только модули сложи,
И получишь результат ты окончательный.Складывая числа знаков разных,
Модули сначала их сравни.
Знак поставь того числа, где модуль больше.
А теперь осталось вычесть их.
Модуль больший минус модуль меньший.
Вот и все. Как просто, посмотри.
2) Воспользовавшись этими правилами, я выполнила следующие вычисления. Теперь вы побудьте в роли учителя и проверьте моё решение. Кто возьмёт на себя такую ответственность?
– 6,5 + (– 3,6) = 10,1
– 0,2 + 0,15 = – 0,35
3) У каждого из вас на столе есть карточка с числом, и у меня есть карточка с числом – 3,2. Моё число главное, а ваши числа – это ответы на вопросы, которые я буду задавать.
Если вы считаете, что у вас ответ на поставленный вопрос, то поднимите свою карточку (ответ может быть не один).
– 3,2 |
– на магнит
У каждого ученика карточка с одним из чисел: – 1; 3; 0; – 4; – 6; 3,2; 12,2; – 5,3; 2,8; 5,2; 0,2.
1) Назовите (покажите) целые числа больше
данного числа.
2) Назовите целые числа меньше данного числа.
3) Чему равен модуль данного числа?
4) Назовите число, равное сумме данного числа с
числом 6.
5) Назовите число, равное сумме данного числа с
числом – 2,1.
6) Чему равна сумма данного числа и числа 15,4?
7) Чему равен модуль суммы данного числа и
числа 3?
8) Чему равна сумма модуля данного числа и числа 2?
Таким образом. Мы сделали 2 дела: повторили применение правил и сделали зарядку. Кровь начала двигаться по сосудам быстрее, а значит лучше будет работать голова.
III. Обобщение, систематизация и закрепление
Перед тем, как приступить к более серьёзным вкладам в свой банк, давайте ещё раз подробно вспомним, как выполняется сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
- 3,08 + 1,69
Теперь каждому из вас предстоит сделать посильный вклад на свои счета. Наш банк проводит аукцион. Перед вами задания на «5», на «4», на «3» (на отвороте доски перед уроком написаны задания). Вы сами выбираете посильную для вас работу.
«5»
1) Б
2) Р
3) А
«4»
1) Х
2) М
3) Г
«3»
1) У
2) П
3) Т
Каждый проверяет свою работу. Проверка по кодоскопу.
– Сегодня на уроке мы много считали. То что получилось в ответе это не просто числа, а ключ к шифру.
Замените числа, соответствующими им буквами.
2,59 – 1,4 2,186 – 65 18 – 5,2
Брахмагупта – индийский математик, живший в
VII веке.
Складывать и вычитать отрицательные числа
научились древнекитайские учёные ещё до нашей
эры. Индийские математики представляли
положительные числа как «имущество», а
отрицательные числа как «долги».
А Брахмагупта сформулировал правила сложения:
«Сумма двух имуществ есть имущество», «Сумма
двух долгов есть долг», «Сумма имущества и долга
равна их разности».
Чтобы подкорректировать наши знания по этой
теме, ещё раз рассмотрим применение правил
сложения.
Не выполняя вычислений, назовите какое действие
(сложение или вычитание) вы будете выполнять и
какой знак будет в ответе.
– 7,63 + 5,369
33,2 + (– 21,7)
Самая главная и ответственная работа на этом уроке это выполнение теста.
Тест
I вариант (слаб.)
1. Вычислите: – 41 + (– 58)
а) –17 б) –99 в) 17 г) 99
2. Вычислите: 122 + (– 19)
а) 103 б) 141 в) – 141 г) – 103
3. Вычислите: – 6,7 + (– 0,23)
а) – 6,93 б) – 6,47 в) 6,93 г) – 6,3
4. Вычислите: – 9,41 + 2,56
а) 11,97 б) – 11,97 в) 6,85 г) – 6,85
5. Вычислите:
а) б) в) г)
II вариант
1. Вычислите: – 654 + (– 287)
а) – 941 б) 367 в)– 367 г) 941
2. Вычислите: – 0,56 + 0,78
а) – 1,34 б) – 0,22 в) 0,22 г)1,34
3. Вычислите: 2,6 + (– 1,94)
а) 4 б) 0,66 в) 4,54 г) – 0,66
4. Вычислите:
а) б) в) г)
5. Вычислите:
а) б) в) г)
Перед тем как вы приступите к работе, я ещё раз хочу напомнить, что задания, которые вы будете выполнять, требуют большого внимания. Поэтому я вам приготовила памятку (на плакате).
Будь внимателен!
Сначала определи и поставь знак.
Только потом выполни действие (сложи или вычти
модули)
Я буду внимателен!
IV. Итог
– Наш банк закрывается. Пора подвести итоги. Подсчитайте общую сумму вклада и сами оцените свою работу на уроке.