Звук [ц], буквы Цц

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с новым звуком, новыми буками;
  • учить читать слова и слоги с новой буквой, способствовать развитию фонематического слуха;
  • обогащать словарный запас учащихся, вести подготовительную работу по развитию орфографической зоркости;
  • развивать память, воображение, мышление;
  • воспитывать доброту, внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: презентация (Приложение 1), подключение к сети Интернет,  «Уроки обучения грамоте»из серии «Уроки Кирилла и Мефодия».

ХОД УРОКА

I. Психологический, эмоциональный настрой на урок

Долгожданный дан звонок,
Начинается … (дети хором) урок!

– Я видела, как вы дружно играли на перемене, как вам было весело и интересно. Я надеюсь, что и на уроке вам будет весело и неменее интересно, ведь вы очень любознательны, и это хорошо. Итак, друзья, в путь!

II. Физминутка для глаз

У. Сейчас мы будем работать с презентацией, поэтому давайте подготовим наши глаза и выполним несколько упражнений (учитель показывает упражнения, дети повторяют).

1. Упражнение «Часики»
2. Упражнение «Цветной телевизор»

III. Мобилизирующий этап (Приложение 1, 2 слайд)

У. Посмотрите внимательно на экран.  Назовите хором все предметы, которые вы видите.
(Дети хором называют слова)

У. Внимательно посмотрите на предметы. (Дети смотрят в течение нескольких секунд, затем учитель закрывает изображение)

У. Ответьте на вопросы:
– Какой предмет изображен первым? (Мишка)
– Какой последний? (Бабочка)
– Какой предмет желтого цвета? (Лимон)
– Какой предмет стоит между куклой и бабочкой? (Кот)
– На какие группы можно разделить предметы? (Дети предлагают свои варианты, их может быть несколько)
– Какой предмет не входит ни в один вариант? (Лимон)
– Какой предмет изображен самым злым?
– А какой самым добрым?
– С помощью чего вы назвали предметы? (Слов)
– А чем слово отличается от предмета? (Предмет мы видим и можем нарисовать, а слово слышим и произносим, можем написать)

IV. Работа над систематизацией знаний и повторением пройденного материала. Подготовительная работа к фонетическому анализу слов (Приложение 1, 3 слайд)

У. А сейчас мы посетим наш знакомый портал…
Д. Солнышко!
У. А находится он в сети ….
Д. Интернет!
У. Давайте выберем оператора.

Выбирается оператор, который будет листать страницы, это несложно, – достаточно нажать на пробел. Учитель предлагает детям прочитать слова, найти нужную картинку, ответить на вопросы. Для каждого слова свой вопрос:

– Сколько слогов в слове?
– Сколько букв в слове?
– Назовите ударный слог
– Назовите безударный слог
– Назовите мягкий согласный звук в слове
– Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов (стояло во множественном числе)

V. Работа над формированием умения формулировать тему и цель урока

У. Закройте глаза, послушайте отрывок из сказки. (Учитель читает сказку, пропуская в словах  новый звук)

…ыпленок …ып
…ыпленок …ып вылупился из яй…а самым первым и теперь сидел на крыль…е и ждал, когда же, наконец, остальные …ыплята вылупятся.
– Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
Кури…а так удивилась, что только глазами захлопала.
– Ну, ты посиди, – говорит …ып, – а я пойду, погуляю.
Вышел …ып в поле, подошел к …ветку и говорит….  

У. Все понятно было вам, когда я читала текст? (Дети высказываются)
У. Почему было не все понятно?
У. Как вы думаете, о ком была сказка?

Дети поднимают руки, если рук мало, можно задать наводящие вопросы:

– Кто мог вылупиться и из чего?
– Где сидел цыпленок? (учитель повторяет слово «Крыль…е»
– К чему подошел цыпленок?
– Какой звук я пропускала при чтении?
Д. В словах пропускался звук [ц], значит мы сегодня будем изучать звук [ц] и новую букву.
У. Итак, сформулируйте цель нашего урока по опорным словам(учитель произносит опорные слова, дети продолжают)

Мы познакомимся … (с новым звуком [ц] и новой буквой ц)
Будем учиться отличать … (новый звук от других звуков речи)
Учиться читать … (слоги и слова с звуком [ц])

VI. Упражнение по развитию фонематического слуха

У. Сейчас мы поиграем в игру «Поймай мешочек».
(Учитель просит детей закрыть глаза и просит поднять руку, если в слове слышен новый звук, в перерыве между паузами можно глаза открывать.)
У. Вспомните другие слова, в котором есть новый звук. (Дети предлагают свои варианты)

VII. Наблюдение над особенностью звука [Ц].

У. Произнесите звук [Ц] перед зеркалом, понаблюдайте, как располагаются видимые органы речи при произношении.
(Губы приоткрыты, зубы не касаются друг друга, язык упирается в верхний ряд зубов)
У. Дайте характеристику звука [Ц]
Д. Звук [Ц] – согласный, глухой, не имеет пары
У. Послушайте слово «Цыпленок». В этом слове звук [ц] какой по твердости-мягкости?
Д. Твердый. Звук [ы] не обозначает мягкость впереди стоящего  звука.
У. Придумайте слово, где звук [Ц] будет произноситься мягко. Кстати, какие гласные звуки должны стоять после него? (Дети называют звуки)

Дети пробуют найти слово, но таких слов не находят.

У. Сделайте вывод. В чем особенность нового звука.
Д. Он всегда твердый.

VIII. Игровая пауза. Эмоциональный подъем.

Учитель организовывает игру «Ловкая рыбка». Дети встают, каждому ряду дается игрушка рыбка, учитель объясняет правила игры, суть которой заключается в ловкой и быстрой передаче игрушки товарищам по «цепочке», избегая падения. Выигрывает команда, у которой игрушка быстрее вернулась на первую парту.

У. Молодцы! Я вижу, вы отдохнули, посмеялись. А смех – лучший отдых.

IX. Знакомство с буквой Ц (Приложение 1, 4 слайд)

У. Кто из вас из вас знаком с буквой ц? Найдите её и покажите всем. Между какими буквами она находится? Пофантазируйте, на что похожа буква? (Дети предлагают свои варианты)
У. Человек, который умеет фантазировать может увидеть в обычном необычное. Однажды поэт Шибаев увидел кошку и сочинил стихотворение:

Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

– Какой элемент буквы ц напомнил поэту кошачью лапку?
У. Выложите из ниток букву ц.(дети выкладывают букву)
У. У кого не получается не расстраивайтесь, товарищи всегда придут на помощь вам.
(Учащийся, кто быстрее всех это сделал,  проходит по рядам, помогая тем, у кого не получается)
У. А хотите узнать, как выглядит прописная буква ц? Кто из вас умеет писать письменно эту букву?
(К доске выходят учащиеся, которые умеют писать букву ц, пишут её на доске)
У. Сейчас я вам покажу, как пишется правильно эта буква, а вы сравните её с буквами своих товарищей. У кого не совсем хорошо получилось, не расстраивайтесь, вы  сегодня обязательно научитесь, писать новую букву. Ведь девиз нашей работы написан над доской  (дети хором) «У меня все получится»

X. Работа по распознаванию расположения звука(ц) в словах (Приложение 1, 5 слайд)

1) Игра «В гостях у мышонка»

У. Посмотрите за окно. На дворе зима. А в нашем сказочном лесу уже весна. Давайте поведаем нашего мышонка, полюбуемся весенним лесом, выполним задания мышонка. Учитель открывает гиперссылку. Все задания выполняются по ходу игры.

2) Упражнения в чтении слогов, слов с изученной буквой. (Приложение 1, 6 слайд)

3) Чтение слогов ца, цо, цу, цы.

– Придумайте слова, где есть данные слоги

4) Наблюдение за произношением слогов це, ци. Подчеркивается еще раз особенность произношения звука [ц] со звуками [и], [е].

5) Чтение слов, выделение общей части (Приложение 1, 7 слайд)

У. Какое слово всегда употребляется во множественном числе, хотя предмет один?
Д. Ножницы.
У. Сделайте вывод, на что указывает цы, если стоит в конце слова?
Д. Это слово стоит во множественном числе.

6) Работа  по обогащению лексики  учащихся (Приложение 1, 8 слайд)

У. Ребята, соберите слово из букв, которые рассыпались
Д. Цирк!
У. (в руках игрушка обезьянка)   Посмотрите, у нас в гостях обезьянка-иностранка, она приехала из Африки, чтобы выступить в цирке, но не может понять, что это такое, по каким приметам можно его найти. Какую форму имеет здание цирка?
Д. Круглую, крыша в виде купола.
У. А как вы думаете, почему здание цирка имеет круглую форму? (Дети предлагают свои варианты)
Д. Сцена имеет круглую форму.
У. А как называется сцена цирка? (При затруднении, учитель показывает иллюстрацию здания цирка)
У. А по каким признакам еще можно найти цирк?
Д. Там много животных,  есть клоуны, акробаты, фокусники.
У. А как называют человека, который работает с животными?
Д. Дрессировщик!
У. Сейчас перед вами выступит слоненок, который только учится быть артистом, и умеет ещё немного. Но ему так хочется выступить перед вами. Дадим ему возможность?
У. Поаплодируем ему. (Дети аплодируют)

XI. Физминутка (Приложение 1, 9  слайд)

У. Давайте проведем зарядку для глаз, затем сделаем несколько упражнений разминки. А сопровождать нашу зарядку будет наша любимая песня, которую мы  будем подпевать.
(Учитель показывает упражнения для глаз, затем движения для рук, головы, туловища, проводит упражнение на ритмичность)
У. Как вы понимаете слова « Иди дорогою добра»
Д. Всегда делать добрые поступки, быть добрым
У. Верно! Я уверенна, вы добрые люди, всегда идете дорогою добра.
У. Предлагаю вам сложить следующее слово. (Приложение 1, 10 слайд) (Дети затрудняются)
У. Посмотрите внимательно видеофильм, скажите, о каком явлении идет речь. (Учитель открывает гиперссылку, показывает фильм) (Приложение 2)
(Дети смотрят видеофильм, говорят слово – цунами)
У. Это природное явление очень страшное, а в любой местности может произойти цунами?
Д. Нет. Только там, где рядом море.
У. Верно!
У. Сложите следующее слово. (Приложение 1, 11 слайд)
Д. Цапля.
У. К какому классу относится цапля?
Д. К классу птиц.
У. Докажите.
Д. Тело птиц покрыто перьями
У. Сейчас я вам покажу изображение белой цапли, которая обитает  в нашем крае. (Учитель показывает изображение) Хотите  услышать, как она кричит?  Сядьте тихо, слушайте. (Учитель включает запись)
У. Об этой и других птицах вы сможете узнать из книги – альбома «Занимательное краеведение». Эта книга есть в нашей классной библиотеке.
У. А сейчас вы поработаете в паре. Я предлагаю вам нарисовать предмет, в названии которого слышится новый звук. Вы должны работать дружно и слаженно, ведь на выполнение рисунка я вам даю 1 мин. (Дети выполняют задание на магнитной доске, показывают рисунок)

XII. Поэтическая минутка (Приложение 1, 12 слайд)

У. На улице зима. Это прекрасное время года воодушевляло и воодушевляет поэтов, художников, композиторов. Много прекрасных произведений посвящают они зиме. Сейчас я с Владиком Очеретиным прочитаю вам стихотворения Т.Голуб «Зима» .
Вы внимательно послушайте произведение, постарайтесь запомнить, в каких словах вам встретится новый звук.

Учитель включает заставку,  при помощи гиперссылки, (Приложение 3) учащиеся наблюдают за зимнем пейзажем, , начинается чтение стихотворения после того, когда идет снег. учитель тихим голосом читает первые три строчки, остальные Владислав.

По стежкам и дорожкам
Идет зима с лукошком. 
В лукошке том гостинцы: 
Березкам – рукавицы,
Для клена и для дуба
В её лукошке шубы.
А что подарит мне зима? 
Она подарок вся – сама.

У. В каких словах вы услышали новый звук?  (Дети называют слова)
– Что  подарила зима деревьям?

XIII. Подведение итогов урока. Релаксация. Домашнее задание (Приложение 1, 13 слайд)

У. С каким новым звуком и буквой мы познакомились?
– Дайте характеристику звуку [Ц ]
– Что интересного вы узнали на уроке?
– Были ли моменты, где вы удивились?
– Что понравилось?

У. Мне тоже очень понравился урок. А ещё мне очень нравитесь вы, потому что вы активно работали на уроке, но самое главное, вы очень добрые и отзывчивые люди. Всегда оставайтесь такими.

– Дома прочитайте слова на стр.76, нарисуйте иллюстрацию, где будут изображены предметы, в названии которых есть звук [ц].