Сочинение загадки

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с приемами сочинения загадки, строение загадки, сравнение предметов.
  • Научить находить рифму, использовать олицетворение, метафору, словесный рисунок.
  • Дать понять, что творческая работа над загадкой зависит от умения наблюдать, использовать выразительные средства языка.

Оборудование: книга с загадками, запись загадок на доске (Приложение), иллюстрации с изображением пейзажа, овощей, сказка А.Платонова «Умная внучка»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Эмоциональный настрой детей

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.

(Дети изображают падающие листья)

– Ребята, а вы помните, что мы видели на экскурсии?

2. Подготовка к теме урока.

– Ребята, вы любите загадывать и отгадывать загадки? Кто знает загадки?

(Дети загадывают друг другу загадки.)

Чтение загадок с доски и отгадывание их (или презентация)

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я – … (капуста).

Показался желтый бок,
Только я не колобок,
Не из мягкого я теста,
Покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко.
Назови меня. Я – … (репка).

– А что такое загадка? (Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.)
– А зачем загадывают загадки? Что можно узнать  о человеке, загадывая загадки ему? На эти вопросы нам поможет ответить сказка А. Платонова «Умная внучка» (читает учитель).
– Что можно сказать об этой девочке? (Она наблюдательна, сообразительна.)

Вывод: отгадывая загадки, можно судить о наблюдательности, находчивости и сообразительности человека.

3. Работа над загадкой

– А хотите сами сочинить загадку? Узнать, на сколько мы наблюдательны, сообразительны?
– Сможете сочинить загадку самостоятельно? (Не сможем пока, мы не знаем, что делать, с чего начинать.)

1) Строение загадки.

Это небольшой текст, построенный обычно как стихотворение. (Рифма.)

2) На доске запись: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами».

– Кто это?

А) Предмет не назван;
Б) Назван другой, похожий на него;
В) Показаны важные признаки (хвост с узорами, но главное – сапоги со шпорами – нет ни у одной птицы);
Г) Рифма (узорами – шпорами).

(Показываю рисунок петуха).

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз – наклон и два – наклон,
Зашумел листвою клен.

4. Коллективное составление загадки

А) – О чем можно составить загадки?
Б) Инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
В) На доске запись: картошка, капуста,  морковь, горох, петрушка, свекла.

– Какие еще овощи вы знаете? (репа, тыква, лук, огурцы, помидоры …)

Выбираем помидоры.

1) Выделение признаков предмета

Запись на доске:

красные            зеленые            круглые          сочные

помидоры

вкусные                       крупные                     сладкие

2) Сравнение с другими предметами

мячик    шарик    « глаз» светофора

помидоры

яблоко    воздушный шарик    колобок

3) Действия предмета (помидора)

растет     зеленеет     зреет

помидор

краснеет           наливается

4) Подбор рифмы.

Зеленеют – краснеют – зреют
Круглые – крупные
На грядке – ребятки

(Запись на доске)

5) Составление загадки
Сочные да крупные,
Как мячики круглые,
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)

5. Проверка выполнения задания

– Просто ли составить загадку?
– Все ли правила составления загадки мы использовали?

А) Назван предмет? (Нет)
Б) Назван другой похожий? (Да – мячик)
В) Важные признаки (Сочные, круглые, зеленеют, краснеют, летом, осенью)
Г) Рифма. (Да)

6. Домашнее задание

– Сочинить загадку, привлекая родителей, познакомить их с правилами составления загадок.
– Узнать, какие овощи выращивают родители в своем огороде и для чего их используют.

7. Подведение итогов урока

– Получилась ли у нас загадка?
– Почему? (Работали все вместе, каждый старался подобрать нужный материал для загадки и с хорошим настроением.)
– Спасибо за урок. Молодцы!