Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Урок разрабатывался в технологии критического мышления, которая предполагает:
- перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися;
- активное использование предшествующего опыта и знаний учащихся;
- поощрение высказываний собственной точки зрения, собственной позиции, обмена мнениями как между учащимися, так и между учителем и учениками;
- создание условий для аргументации сделанных выводов, суждений, позиций;
- стимулирование попыток учащихся к расширению, проверке и применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, новых знаний.
Цели урока:
- Способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина;
- Формировать у школьников умение доказательной и деликатной речи при оценке документа;
- Формировать понимание того, что каждый человек самоценен и имеет право на свою точку зрения.
Задачи урока:
- Закрепить имеющиеся у учащихся представления о сущности теории прав человека,
- Продолжить развитие умений работы с текстом документа, умений выделять главное.
- Использовать предшествующий опыт и знания учеников для разрешения проблемной ситуации.
- Стимулировать учащихся к расширению, проверке и применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, знаний и компетенций.
Словарь: правовой статус, гарантия, гражданство, права и свободы, обязанности
ХОД УРОКА
– Быть гражданином своей страны – значит знать свои права и обязанности – говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев. А у вас какие ассоциации вызывают слова «Права» и «Обязанности»?
- Служить в армии
- Если сломалась купленная вещь, мне обязаны ее заменить
- Имею право учиться в школе
- Право на каникулы
- Право на свободу
– Испокон веков люди пытались обрести свободу.
Лучшие умы человечества доказывали, что люди
должны быть свободными от рождения, и
государство обязано охранять это право.
– Признание, соблюдение и защита прав и свобод,
чести и достоинства – главная обязанность
государственной власти.
– В нашей стране проживает более 142 миллионов
человек, каждый из которых обладает правовым
статусом.
? Что же такое правовой статус? (Совокупность прав и обязанностей, гарантированных государством)
? Соответственно, что есть права? И свободы человека?
– Определим основы правового статуса человека и гражданина. Итак, это прежде всего:
- Гражданство
- Конституционные принципы правового статуса
- Основные права и свободы
- Гарантии прав и свобод
- Обязанности
– Вспомним определение гражданства (тесная
правовая связь человека и государства)
– У вас на парте лежат хрестоматии.
Пожалуйста, откройте страницу 12. Также на партах
лежат схемы. Посмотрите, пожалуйста, схему №1
«Принципы правового статуса». В хрестоматии вам
надо найти подтверждения данных положений и
вписать номера статей, и если надо, пунктов.
Повесить на магнитную доску схему 1. (Приложение 1, схема 1)
– Давайте посмотрим, что получилось. Хочу обратить ваше внимание на п.1 ст. 17 Конституции РФ. Как вы понимаете смысл этой статьи? Для чего необходимы гарантии? (для обеспечения правового статуса человека и гражданина). В каких статьях прописаны гарантии? (ст. 35 п. 4, ст. 39, ст. 46, ст. 48)
– Давайте вспомним, какие основные права
человека вы знаете? (личные, политические,
социально-экономические)
– Я предлагаю вам на примере определить, всегда
ли права человека могут соблюдаться? Сейчас мы
поработаем с текстом документа, который
у вас представлен. Можно работать прямо в тексте.
Те права, которые, по вашему мнению, должны
соблюдаться, подчеркните волнистой линией, те,
которые не должны – прямой.
Анализ работы с текстом (Приложение 2)
– Прав не бывает без обязанностей. У вас есть схема 2. Заполните пропущенные элементы кластера.
Анализ работы с кластером. (Приложение 1, схема 2)
– Если мы говорим о правах человека, то прежде всего вспоминаем первейшее и неотъемлемое право человека – право на жизнь – одно из основных гражданских прав человека, принадлежащее ему от рождения.
– Право на жизнь. Но если вспомнить историю человечества, то это череда войн, преступлений. Вспомните фильм «5 элемент» – нежелание Лилу помогать землянам как раз из-за их «кровожадности». Вспомните, как много исторических деятелей, названных великими, являлись полководцами, а значит, вели людей на смерть. Может, право на жизнь – это лишь «заблуждение наивных мечтателей, или же осознанный обман»? Существует ли вообще право на жизнь? Как вы думаете?
– Тогда давайте подойдем к этому вопросу с другой стороны. Вот вам проблемная ситуация:
«В одной из крупных клиник шесть пациентов
ожидают операцию по пересадке сердца. От этого
зависит (как вы понимаете) их жизнь.
Вот эти пациенты:
- 20-летний прославленный спортсмен, попавший в аварию в нетрезвом состоянии
- 5-летняя девочка с замедленным умственным развитием
- 62-летняя женщина, мать шестерых взрослых детей
- 30-летний священник
- 28-летний вьетнамский рабочий, ставший жертвой несчастного случая
- 40-летний бывший депутат, предприниматель, хороший семьянин
– Сердце появилось, но только одно. Кому из пациентов его пересадить? Условно: оно подходит всем, в клинику они обратились одновременно». Прошу вас подумать и отдать свой голос за одного из пациентов – того, кого вы предпочтете. Вы имеете право на свободное волеизъявление.
(Анализ голосования)
– Дома я вам предлагаю подумать «Можно ли требовать от человека пожертвовать жизнью во имя чего – либо?» и «Имеет ли право человек распоряжаться своей жизнью по своему выбору?» И написать эссе на одну из предложенных тем. Это будет вашим домашним заданием.