Интегрированный урок математики и экологии по теме "Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.

Основные цели:

  • Повторить алгоритмы письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел, аналогичных таким же приемам при сложении и вычитании двузначных чисел.
  • Осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимо­связи действий сложения и вычитания.
  • Решать на новом числовом концентре текстовые задачи изучен­ного вида.
  • Учиться сопоставлять текст задачи и уравнение.
  • Систематическое повторение и закрепление ранее изученного.

 Оборудование: проектор, рисунки ракет, рисунок дерева.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (Приложение 1, слайд 2)

Мы пришли сюда у… (учиться)
Не лениться, а тру… (трудиться.
Только тот, кто много з… (знает)
В жизни что-то до… (достигает).

– Прочтите стихотворение, договорив слова.
– Согласны ли вы с этим?
– Что же мы будем делать? (Приложение 1, слайд 1)
– Сегодня мы будем заниматься не только математикой, но и поговорим об … это вы узнаете правильно ответив на вопросы теста.

2. Актуализация знаний

– Сколько всего  десятков в числе 795? Дай характеристику числа. (Приложение 1, слайд 3)
–  В каком числе 60 дес. 8 ед? (Приложение 1, слайд 4)
– Укажи правильную запись числа четыреста девяносто? (Приложение 1, слайд 5)
–  Чему равен х?   42 : х = 2 (Приложение 1, слайд 6)
–  Чему равно значение выражения 360 + 40 : 8? (Приложение 1, слайд 7)
– Чему равна четвертая часть числа 800? (Приложение 1, слайд 8)
– Длина стороны квадрата 8 см. чему равна площадь? (Приложение 1, слайд 9)
– С помощью какого выражения можно решить задачу? (Приложение 1, слайд10)
– Семейство из 4 взрослых песцов съело 28 леммингов. Сколько леммингов съели 3 песца?
– Какое слово получилось? Что такое экология? (Приложение 1, слайд 11)

ЭКОЛОГИЯ – наука об охране природы. Наша планета существует более четырех с половиной миллиардов лет. Такой длинный отрезок времени очень трудно себе представить. Давайте вычеркнем все нули в этом числе. Получится 46 космических лет.
(Приложение 1, слайд 12) По этому исчислению самые древние динозавры исчезли около года назад, млекопитающие появились 8 месяцев назад.
(Приложение 1, слайд 13) Современный человек появился 4 часа назад. В течение последнего часа он научился обрабатывать землю.
(Приложение 1, слайд 14) А первая фабрика начала работать минуту назад.
(Приложение 1, слайд 15) И именно за последние 60 секунд человек превратил огромные пространства земли в пустыни,  (Приложение 1, слайд 16) уничтожил рыбу в реках.
(Приложение 1, слайд 17) Каждая секунда космического времени несет все большие и большие разрушения. Как остановить их? Только сообща все жители планеты могут спасти планету!

3. Формирование вычислительных навыков

а) Закрепление письменных приемов сложения и вычитания.

– Давайте посмотрим на беды планеты. Помогут нам в этом сообщения с ракет, которые мы отправим в космос.

Решение примеров по вариантам  №1.

1 вариант
2 вариант
3 вариант

По одному учащемуся от каждого варианта решают примеры на доске.

– Первой взлетела ракета …, второй – …, третьей – … Ждём сообщения с ракет. (Приложение 1, слайд 18)

б) Работа с величинами.

– Поступило сообщение с первой ракеты. Она обнаружила интересные сведения из мира природы
– Вспомните  как переводить величины? Кто  расскажет правило. (Приложение 1, слайд 19)
– Чтобы перевести большие единицы в меньшие надо … (умножать), а из меньших в большие надо … (делить).

  • Самая большая стрекоза  обитает в Америке. Ее длина 120 мм, размах крыльев 190 мм. Вырази в см.
  • Самый крупный таракан  обитает в Колумбии, достигает 97 мм в длину, 45 мм в ширину. Вырази в см.
  • Рекорд в прыжках в высоту установила ищейка Стэг, проживающая в Великобритании. Она взяла высоту в 372 см. Вырази в разных единицах измерения.
  • Зафиксировано, что высота самцов африканского страуса может достигать 2 м 74 см.  Вырази в см, дм.
  • Самые высокие из летающих птиц являются журавли, рост некоторых достигает 20 дм. Сколько это метров? Сантиметров?

– Предлагаю вам решить один пример на выбор  из № 3. (индивидуальная проверка)

Физминутка (Приложение 1, слайд 20)

4. Повторение и закрепление ранее изученного

а)  Сопоставление текста задачи и уравнения. № 5.

– Еще одно сообщение пришло с ракеты, но оно зашифровано. (Приложение 1, слайд 21)

х – 999 = 1 

– Как называется эта запись? Что такое уравнение?

– Чему равно х?

(Приложение 1, слайд 22)

– На планете насчитывается около 1000 видов  исчезающих животных. Некоторые из них занесены в красную книгу.
– А какую из задач можно решить с помощью уравнения №  5.

Чтение, анализ, решение.

б) Решение текстовых задач.

(Приложение 1, слайд 23)

– Поступило еще одно сообщение с ракеты: в жарких странах исчезают замечательные леса – джунгли. Эти леса – одно из чудес природы. Они называются «легкими нашей планеты». Почему?
– Чем еще является лес? (Приложение 1, слайд 24)

                                                      Дом для растений, животных, грибов.
                                                      Защитник воздуха, водоемов, почв.
ЛЕС                                              Место для отдыха человека.
                                                      Источник лекарственных растений.
                                                      Источник древесины.

– Мы тоже можем помочь лесу. Решите задачу. (Приложение 1, слайд 25)
100 кг макулатуры сберегает от вырубки 8 сосен. Сколько сосен сберегли школьники если они собрали 1 раз 378 кг, а 2 раз 322 кг макулатуры.

Анализ, самостоятельное решение.

5. Рефлексия

– Вам понравился урок?
– Давайте и мы посадим свое дерево «дерево успеха». (На доске вывешивается изображение дерева)
– А теперь оденьте наше «Дерево успеха»:

  • Зеленое яблоко: тема мне понятна. Я умею вычитать и складывать трёхзначные числа.
  • Жёлтое яблоко: тема мне понятна. Но при вычитании и сложении трёхзначных чисел я допускаю ошибки.
  • Красное  яблоко: тема мне не понятна. Я не смогу  вычитать и складывать трёхзначные числа.

6. Домашнее задание:  № 1,3 – нерешенные примеры, №6 и один номер по выбору. (Приложение 1, слайд 26)