Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.
Основные цели:
- Повторить алгоритмы письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел, аналогичных таким же приемам при сложении и вычитании двузначных чисел.
- Осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания.
- Решать на новом числовом концентре текстовые задачи изученного вида.
- Учиться сопоставлять текст задачи и уравнение.
- Систематическое повторение и закрепление ранее изученного.
Оборудование: проектор, рисунки ракет, рисунок дерева.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (Приложение 1, слайд 2)
Мы пришли сюда у… (учиться)
Не лениться, а тру… (трудиться.
Только тот, кто много з… (знает)
В жизни что-то до… (достигает).
– Прочтите стихотворение, договорив слова.
– Согласны ли вы с этим?
– Что же мы будем делать? (Приложение
1, слайд 1)
– Сегодня мы будем заниматься не только
математикой, но и поговорим об … это вы узнаете
правильно ответив на вопросы теста.
2. Актуализация знаний
– Сколько всего десятков в числе 795? Дай
характеристику числа. (Приложение
1, слайд 3)
– В каком числе 60 дес. 8 ед? (Приложение
1, слайд 4)
– Укажи правильную запись числа четыреста
девяносто? (Приложение 1,
слайд 5)
– Чему равен х? 42 : х = 2 (Приложение
1, слайд 6)
– Чему равно значение выражения 360 + 40 : 8? (Приложение 1, слайд 7)
– Чему равна четвертая часть числа 800? (Приложение
1, слайд 8)
– Длина стороны квадрата 8 см. чему равна площадь?
(Приложение 1, слайд 9)
– С помощью какого выражения можно решить
задачу? (Приложение 1,
слайд10)
– Семейство из 4 взрослых песцов съело 28
леммингов. Сколько леммингов съели 3 песца?
– Какое слово получилось? Что такое экология? (Приложение 1, слайд 11)
ЭКОЛОГИЯ – наука об охране природы.
Наша планета существует более четырех с
половиной миллиардов лет. Такой длинный отрезок
времени очень трудно себе представить. Давайте
вычеркнем все нули в этом числе. Получится 46
космических лет.
(Приложение 1, слайд 12)
По этому исчислению самые древние динозавры
исчезли около года назад, млекопитающие
появились 8 месяцев назад.
(Приложение 1, слайд 13)
Современный человек появился 4 часа назад. В
течение последнего часа он научился
обрабатывать землю.
(Приложение 1, слайд 14)
А первая фабрика начала работать минуту назад.
(Приложение 1, слайд 15)
И именно за последние 60 секунд человек превратил
огромные пространства земли в пустыни, (Приложение 1, слайд 16)
уничтожил рыбу в реках.
(Приложение 1, слайд 17)
Каждая секунда космического времени несет все
большие и большие разрушения. Как остановить их?
Только сообща все жители планеты могут спасти
планету!
3. Формирование вычислительных навыков
а) Закрепление письменных приемов сложения и вычитания.
– Давайте посмотрим на беды планеты. Помогут нам в этом сообщения с ракет, которые мы отправим в космос.
Решение примеров по вариантам №1.
1 вариант
2 вариант
3 вариант
По одному учащемуся от каждого варианта решают примеры на доске.
– Первой взлетела ракета …, второй – …, третьей – … Ждём сообщения с ракет. (Приложение 1, слайд 18)
б) Работа с величинами.
– Поступило сообщение с первой ракеты. Она
обнаружила интересные сведения из мира природы
– Вспомните как переводить величины? Кто
расскажет правило. (Приложение 1,
слайд 19)
– Чтобы перевести большие единицы в меньшие надо
… (умножать), а из меньших в большие надо … (делить).
- Самая большая стрекоза обитает в Америке. Ее длина 120 мм, размах крыльев 190 мм. Вырази в см.
- Самый крупный таракан обитает в Колумбии, достигает 97 мм в длину, 45 мм в ширину. Вырази в см.
- Рекорд в прыжках в высоту установила ищейка Стэг, проживающая в Великобритании. Она взяла высоту в 372 см. Вырази в разных единицах измерения.
- Зафиксировано, что высота самцов африканского страуса может достигать 2 м 74 см. Вырази в см, дм.
- Самые высокие из летающих птиц являются журавли, рост некоторых достигает 20 дм. Сколько это метров? Сантиметров?
– Предлагаю вам решить один пример на выбор из № 3. (индивидуальная проверка)
Физминутка (Приложение 1, слайд 20)
4. Повторение и закрепление ранее изученного
а) Сопоставление текста задачи и уравнения. № 5.
– Еще одно сообщение пришло с ракеты, но оно зашифровано. (Приложение 1, слайд 21)
х – 999 = 1
– Как называется эта запись? Что такое уравнение?
– Чему равно х?
(Приложение 1, слайд 22)
– На планете насчитывается около 1000 видов
исчезающих животных. Некоторые из них занесены в
красную книгу.
– А какую из задач можно решить с помощью
уравнения № 5.
Чтение, анализ, решение.
б) Решение текстовых задач.
(Приложение 1, слайд 23)
– Поступило еще одно сообщение с ракеты: в
жарких странах исчезают замечательные леса –
джунгли. Эти леса – одно из чудес природы. Они
называются «легкими нашей планеты». Почему?
– Чем еще является лес? (Приложение
1, слайд 24)
Дом для растений, животных, грибов.
Защитник воздуха, водоемов, почв.
ЛЕС Место
для отдыха человека.
Источник лекарственных растений.
Источник древесины.
– Мы тоже можем помочь лесу. Решите задачу. (Приложение 1, слайд 25)
100 кг макулатуры сберегает от вырубки 8 сосен.
Сколько сосен сберегли школьники если они
собрали 1 раз 378 кг, а 2 раз 322 кг макулатуры.
Анализ, самостоятельное решение.
5. Рефлексия
– Вам понравился урок?
– Давайте и мы посадим свое дерево «дерево
успеха». (На доске вывешивается изображение
дерева)
– А теперь оденьте наше «Дерево успеха»:
- Зеленое яблоко: тема мне понятна. Я умею вычитать и складывать трёхзначные числа.
- Жёлтое яблоко: тема мне понятна. Но при вычитании и сложении трёхзначных чисел я допускаю ошибки.
- Красное яблоко: тема мне не понятна. Я не смогу вычитать и складывать трёхзначные числа.
6. Домашнее задание: № 1,3 – нерешенные примеры, №6 и один номер по выбору. (Приложение 1, слайд 26)