Цель урока: на примере сказки Б. Заходера, проследить как рождается герой современной авторской сказки.
Задачи урока:
- продолжить учить детей определять тему и главную мысль текста;
- продолжить работу над пониманием смысла слов;
- учить сравнивать и обнаруживать сходный смысл в текстах;
- оценивать черты характера героев, опираясь на их поступки.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
– Назовите тему раздела? (На доске записана
тема урока)
– Что характерно для сказочных героев? (На
доске плакат Летучей мыши)
– Дома вы должны были написать собственную
сказочную историю. (Заслушать 2)
– Ведёт ли себя ваш сказочный герой по всем
правилам. Поясните.
2. Актуализация знаний
– Прочтите диалог Айнишит Йокоповны и Кости
Погодина на стр. 80.
– Что хочет выяснить Костя?
– А что утверждает А.Й.
– Давайте с нашими героями проверим это
утверждение.
– Итак, на уроке мы должны выяснить, как ведёт
себя герой современных авторских сказок. (На
доске записано: «Выяснить: как ведёт себя герой
современных авторских сказок»)
3. Введение в тему
– И для этого познакомимся с произведением
Б.Заходера «История гусеницы».
– Б. Заходер в жизни умел тонко подмечать повадки
животных, их особенности и рассказывал нам о них
в своих произведениях. Он перевел на русский
язык такие хорошо знакомые вам произведения, как
«Вини Пух и все, все, все», Малыш и Карлсон,
который живёт на крыше, Алиса в стране чудес.
4. Первичное чтение хорошо читающими учениками
– Вам понравился эта сказка? А чем она понравился?
Физминутка
– Прочитайте ВСЛУХ самостоятельно 1 абзац задания. Что просит сделать автор. (Чтение по цепочке)
5. Перечитывание детьми по цепочке
– Можно ли сказать, что у каждой части своя
тема? Назовите тему каждой части.
– Прочтите ВСЛУХ слова Миши. Вы согласитесь с
ним? А почему?
– Прочитайте утверждения Маши. Какова же главная
мысль 1части? Найдите её в тексте.
– Какую главную мысль 2 части определила Маша,
прочитайте.
– Кто сможет закончить Машино высказывание?
Найдите в тексте.
– Главная мысль 3 части, считает Маша, может быть
выражена словами Клопа.
– Найдите эти слова Лесного Клопа, зачитайте
– Как вы их понимаете? Что значит духовные
интересы? (Интересы связанные с внутренним
миром, с чувствами и переживаниями.)
6. Работа над смыслом прочитанного
– Просмотрите конец первой части и начало
второй. Найдите выделенные цветом слова.
Прочтите их.
– Кто произносит эти слова?
– Можно ли сказать, что слово «ХОРОШО» в обоих
случаях наполнено одним и тем же смыслом,
означает одно и то же? Почему вы так считаете?
Физминутка
Закройте глаза и представьте, пришла весна, солнце пригревает всё теплее и теплее, подставьте солнечному лучику правую щёчку, левую щёку, а солнышко всё ярче и всё сильнее пригревает, появились первые цветы и травы, всё тянется вверх, всё теплее ветер, а луг покрывается тысячами маленьких солнышек – это расцвели одуванчики. А кругом ТАК ХОРОШО.
Физминутка
– Продолжим работу. В какой части говорится о
Кузнечике? (5)
– Как Гусеница называет Кузнечика? Прочитайте.
Почему?
– В какой части говорится о птицах? (4)
– Как Гусеница называет птиц? Прочитайте.
Почему?
– Ребята, а как вы думаете, что произошло с
Гусеницей в последнем отрывке? Почему с ней это
произошло?
– Продолжите читать диалоги ребят на стр.85.
8. Работа над стихотворением
Чтение стихотворения группой ребят по ролям наизусть.
– Прочитайте первый вопрос задания на стр. 87.
– Прочтите строчки, выделенные одинаково,
сравните их между собой.
– Предположите, почему это стихотворение
поместили после отрывка из текста Б. Заходера.
9. Итог урока
– Можем ли мы сегодня утверждать, что герой
авторской сказки ведёт себя по всем правилам?
Почему?
– Продолжим чтение сказке на следующем уроке.
10. Домашнее задание
– Окройте и запишите в дневниках Д/З.
– Прочитайте ещё раз 1 часть сказки, попробуй
нарисовать Гусеницу.
Выставление оценок (конкретизировать за что ставлю оценку).