Как рождается герой. Б.Заходер "История гусеницы", Ю.Мориц "Жора Кошкин"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: на примере сказки Б. Заходера, проследить как рождается герой современной авторской сказки.

Задачи урока:

  • продолжить  учить детей определять тему и главную мысль  текста;
  • продолжить работу над пониманием смысла слов;
  • учить сравнивать и обнаруживать сходный смысл в текстах;
  • оценивать черты характера героев, опираясь на их поступки.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

– Назовите тему раздела? (На доске записана тема урока)
– Что характерно для сказочных героев? (На доске плакат Летучей мыши)
– Дома вы должны были написать собственную сказочную историю. (Заслушать 2)
– Ведёт ли себя ваш сказочный герой по всем правилам. Поясните.

2. Актуализация знаний

– Прочтите диалог Айнишит Йокоповны и Кости Погодина на стр. 80.
– Что хочет выяснить Костя?
– А что утверждает А.Й.
– Давайте с нашими героями проверим это утверждение.
– Итак, на уроке мы должны выяснить,  как ведёт себя герой современных авторских сказок. (На доске записано: «Выяснить: как ведёт себя герой современных авторских сказок»)

3. Введение в  тему

– И для этого  познакомимся с произведением Б.Заходера «История гусеницы».
– Б. Заходер в жизни умел тонко подмечать повадки животных, их особенности и рассказывал нам о них в своих произведениях.  Он перевел на русский язык такие хорошо знакомые вам произведения, как «Вини Пух и все, все, все», Малыш и Карлсон, который живёт на крыше, Алиса в стране чудес.

4. Первичное чтение хорошо читающими учениками

– Вам понравился эта сказка? А  чем она понравился?

Физминутка

– Прочитайте ВСЛУХ самостоятельно 1 абзац задания. Что просит сделать автор. (Чтение по цепочке)

5. Перечитывание детьми по цепочке

– Можно ли сказать, что у каждой части своя тема? Назовите тему каждой части.
– Прочтите ВСЛУХ слова Миши.  Вы согласитесь с ним? А почему?
– Прочитайте утверждения Маши. Какова же главная мысль 1части? Найдите её в тексте.
– Какую главную мысль 2 части определила Маша, прочитайте.
– Кто сможет закончить Машино высказывание? Найдите в тексте.
– Главная мысль 3 части, считает Маша, может быть выражена словами Клопа.
– Найдите эти слова Лесного Клопа, зачитайте
– Как вы их понимаете? Что значит духовные интересы? (Интересы связанные с внутренним миром, с чувствами и переживаниями.)

6. Работа над смыслом прочитанного

– Просмотрите конец первой части и начало второй. Найдите выделенные цветом слова. Прочтите их.
–  Кто произносит эти слова?
–  Можно ли сказать, что слово «ХОРОШО» в обоих случаях наполнено одним и тем же смыслом, означает одно и то же? Почему вы так считаете?

Физминутка

Закройте глаза и представьте, пришла весна, солнце пригревает всё теплее и теплее, подставьте солнечному лучику правую щёчку, левую щёку, а солнышко всё ярче и всё сильнее пригревает, появились первые цветы и травы, всё тянется вверх, всё теплее ветер, а луг покрывается тысячами маленьких солнышек – это расцвели одуванчики. А кругом ТАК ХОРОШО.

Физминутка

– Продолжим работу. В какой части говорится о Кузнечике? (5)
– Как Гусеница называет Кузнечика? Прочитайте. Почему?
– В какой части говорится о птицах? (4)
– Как Гусеница называет птиц?  Прочитайте. Почему?
– Ребята, а как вы думаете, что произошло с Гусеницей в последнем отрывке? Почему с ней это произошло?
– Продолжите читать диалоги ребят на стр.85.

8. Работа над стихотворением

Чтение стихотворения группой ребят по ролям наизусть.

– Прочитайте первый вопрос задания на стр. 87.
– Прочтите строчки, выделенные одинаково, сравните их между собой.
– Предположите, почему это стихотворение поместили после отрывка из текста Б. Заходера.

9. Итог урока

– Можем ли мы сегодня утверждать, что герой авторской сказки ведёт себя по всем правилам? Почему?
– Продолжим чтение сказке на следующем уроке.

10. Домашнее задание

– Окройте и запишите в дневниках Д/З.
– Прочитайте ещё раз 1 часть сказки, попробуй нарисовать  Гусеницу.

Выставление оценок (конкретизировать за что ставлю оценку).