Цель: отработать умение выделять часть в целом и объединять части в целое через создание ситуации исследования и обсуждения вариантов решения учебной проблемы.
Задачи:
- знакомство с разнообразием вариантов применения понятий “целое”, “часть”, “доля” и использование их для решения поставленной задачи;
- отработка умения решать задачи с нестандартными условиями;
- формирование умения использовать разные источники информации;анализировать, систематизировать, создавать печатную продукцию (буклет);
- формирование коммуникативной компетентности;
- развитие интереса к изучаемым предметам.
Ожидаемый результат:
- Повышение интереса к предметам: химия и алгебра
- Подготовка к нетрадиционной форме итоговой аттестации по алгебре и химии
- Создание условий для отработки навыков лаборанта – технолога
- Создание сборников задач по темам “Сплавы”, “Растворы” для использования на уроках в качестве дидактического материала
Необходимое оборудование, материалы, реактивы:
- Проектор, экран, ноутбук
- Коллекции: удобрения, сплавы, чугун и сталь, минералы и горные породы
- Презентация по теме: "Задачи на определение массовой доли веществ в смесях"
- Инструкционные карты для команд
- Чайник электрический, кружки, сбор трав, весы и разновесы, вода , физиологический раствор
- Таблица «Растворы и смеси»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель математики: Эпиграф: «Истина не рождается в голове одного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения». (Михаил Михайлович Бахтин, русский философ, литературовед, теоретик искусства)
II. Актуализация (повторение)
Учитель химии:
а) Повторение теории «Нахождение
массовой доли веществ и элементов» по таблице
«Растворы и смеси»
б) Лабораторный опыт-демонстрация (мел,
удобрение, руда, воздух). Смеси: гомогенные и
гетерогенные.
Учитель математики:
в) Смеси: часть от целого (на слайде)
III. Устный счёт
Учитель математики: Выполните тестовые задания, указав правильный вариант ответа (вам предлагается выполнить пять математических задач с использованием понятий «целое», «часть».)
Тест.
1. Соотнесите дроби, которые выражают доли некоторой величины и соответствующие им проценты
а) б) в) 0,4 г) 0,04
1) 40% 2) 25% 3) 80% 4)4%
2. Укажите неверное утверждение.
А) урожая меньше 20% урожая
Б) урожая меньше 17% урожая
В) урожая меньше 33% урожая
Г) урожая меньше 40% урожая
3. Для смеси сухих трав взяли душицу и пустырник в отношении13 : 7. Какой процент смеси составляет пустырник?
А) 7% Б) 70% В) 65% Г) 35%
4. Автомобиль имеет длину 520 см .На рекламном плакате изображена его копия. Реальные размеры автомобиля относятся к размерам его копии как10:3. Найти длину автомобиля на плакате?
А) 16 см Б) 120 см В) 156 см Г) 400 см
5. Поездка по железной дороге на новом экспрессе позволила сократить время в пути с 10 часов до 6 часов. На сколько процентов уменьшилось время поездки?
А) на 60% Б) на 40% В) примерно на 66% Г) примерно на 34%.
Эти тесты были включены в первую часть экзаменационных работ (тренировочные варианты для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе в новой форме).
IV. Изучение нового
Задача №1. Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора. Рассмотрим решение задачи тремя способами
1способ: Учитель химии: Рассмотрим метод чаш/
2 способ: Учитель математики: Алгебраическим методом:
3 способ: Учитель химии: Правило креста.
При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют диагональную схему правила смешении. При расчетах записывают одну над другой массовые доли растворенного вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение. Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.
– массовые части первого и второго растворов соответственно
V. Закрепление изученного
Каждый участник команды решает задачу №2. С помощью жеребьёвки определяют, каким способом будут решать.
Задача №2. Лимонная кислота содержится не только в лимонах, но также в незрелых яблоках, вишнях, ягодах смородины. Лимонная кислота часто используется в кулинарии и в домашнем хозяйстве (например, для выведения ржавых пятен с ткани). Определите, какая масса 10% и 70% раствора лимонной кислоты потребуется для приготовления 100г 20% раствора.
Баллы начисляются только за правильные ответы.
VI. Конкурс капитанов
Учитель химии: Приготовить лечебный настой для профилактики и лечения простудных заболеваний и повышения иммунитета.
Задача: Для профилактики гиповитаминозов и инфекционных заболеваний используют 1% настой сухих плодов шиповника. Приготовьте 1 кг такого настоя, рассчитав массу сухих плодов и необходимый объём воды. Предложите данный настой своей команде.
В это время проводится индивидуальная работа на оценку.
Учитель математики: команды решают задачи.
1. При смешивании 2кг 30%-го раствора щелочи с некоторым количеством 60%-го раствора щелочи получился 40%-й раствор щелочи. Какое количество 60%-го раствора было добавлено?
Пусть добавили х литров 60%-го раствора. По расчетной формуле получаем:
60 + 60х = 80 + 40х
20х = 20
х = 1
2. Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько тонн стали первого сорта нужно взять, чтобы в смеси со вторым сортом, получить при плавке 140 тонн стали с содержанием никеля 30%?
Пусть взяли х тонн первого сорта, тогда второго (140-х) тонн
5 * х + 5600 – 40х = 4200
– 35х = –1 400
х = 40
VII. Итог урока. Подведение итогов
Буклет «Методы решения задач на смеси, сплавы, растворы» (Приложение 1)
VIII. Домашнее задание
– Приготовить буклет с набором задач для подготовки к ЕГЭ.
IX. Рефлексия
– Продолжить предложение: Химия + Математика – это…