Бинарный урок по математике и химии на тему "Задачи на определение массовой доли веществ в смесях"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: отработать умение выделять часть в целом и объединять части в целое через создание ситуации исследования и обсуждения вариантов решения учебной проблемы.

Задачи:

  • знакомство с разнообразием вариантов применения понятий “целое”, “часть”, “доля” и использование их для решения поставленной задачи;
  • отработка умения решать задачи с нестандартными условиями;
  • формирование умения использовать разные источники информации;анализировать, систематизировать, создавать печатную продукцию (буклет);
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • развитие интереса к изучаемым предметам.

Ожидаемый результат:

  • Повышение интереса к предметам: химия и алгебра
  • Подготовка к нетрадиционной форме итоговой аттестации по алгебре  и химии
  • Создание условий для отработки навыков лаборанта – технолога
  • Создание сборников задач по темам “Сплавы”, “Растворы” для использования на уроках в качестве дидактического материала

Необходимое оборудование, материалы, реактивы:

  • Проектор, экран, ноутбук
  • Коллекции: удобрения, сплавы, чугун и сталь, минералы и  горные породы
  • Презентация по теме: "Задачи на определение массовой доли веществ в смесях"
  • Инструкционные карты для команд
  • Чайник электрический, кружки, сбор трав, весы и разновесы, вода , физиологический раствор
  • Таблица «Растворы и смеси»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель математики: Эпиграф: «Истина не рождается в голове одного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения». (Михаил Михайлович Бахтин, русский философ, литературовед, теоретик искусства)

II. Актуализация  (повторение)

Учитель химии:

а) Повторение теории «Нахождение массовой доли веществ и элементов» по таблице «Растворы и смеси»
б) Лабораторный опыт-демонстрация (мел, удобрение, руда, воздух). Смеси: гомогенные и гетерогенные.

Учитель математики:

в) Смеси: часть от целого (на слайде)

III. Устный счёт

Учитель математики: Выполните тестовые задания, указав правильный вариант ответа (вам предлагается выполнить пять математических задач с использованием понятий «целое», «часть».)

Тест.

1. Соотнесите дроби, которые выражают доли некоторой величины и соответствующие им проценты

а)         б)              в)   0,4             г) 0,04

1) 40%           2)   25%           3)   80%         4)4%

2. Укажите неверное утверждение.

А) урожая меньше 20% урожая
Б)  урожая меньше 17% урожая
В) урожая меньше 33% урожая
Г) урожая меньше 40% урожая

3. Для смеси сухих трав взяли душицу и пустырник в отношении13 : 7. Какой процент смеси составляет пустырник?

А) 7%             Б) 70%            В) 65%            Г) 35%

4. Автомобиль имеет длину 520 см .На рекламном плакате изображена его копия. Реальные размеры автомобиля относятся к размерам его копии как10:3. Найти длину автомобиля на плакате?

А) 16 см                     Б) 120 см                    В) 156 см                   Г) 400 см

5. Поездка по железной дороге на новом экспрессе позволила сократить время в пути с 10 часов до  6 часов. На сколько процентов уменьшилось время поездки?

А) на 60%                 Б) на 40%        В) примерно на 66%                        Г) примерно на 34%.

Эти тесты были включены в первую часть экзаменационных работ  (тренировочные варианты для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе в новой форме).

IV. Изучение нового

Задача №1. Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора. Рассмотрим решение задачи тремя способами

1способ: Учитель химии: Рассмотрим метод чаш/

2 способ: Учитель математики: Алгебраическим методом:

3 способ: Учитель химии: Правило креста.

При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют диагональную схему правила смешении. При расчетах записывают одну над другой массовые доли растворенного вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение. Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.

  – массовые части первого и второго растворов соответственно 

V. Закрепление изученного

Каждый участник команды решает задачу №2. С помощью жеребьёвки определяют, каким способом будут решать.

Задача №2. Лимонная кислота содержится не только в лимонах, но также в незрелых яблоках, вишнях, ягодах смородины. Лимонная кислота часто используется в кулинарии и в домашнем хозяйстве (например, для выведения ржавых пятен с ткани). Определите, какая масса 10% и 70% раствора лимонной кислоты потребуется для приготовления 100г 20% раствора.

Баллы начисляются только за правильные ответы.

VI. Конкурс капитанов

Учитель химии: Приготовить лечебный настой для профилактики и лечения простудных заболеваний и повышения иммунитета.

Задача: Для профилактики гиповитаминозов и инфекционных заболеваний используют 1% настой сухих плодов шиповника. Приготовьте 1 кг такого настоя, рассчитав массу сухих плодов и необходимый объём воды. Предложите данный настой своей команде.

В это время проводится индивидуальная работа на оценку.

Учитель математики: команды решают задачи.

1. При смешивании 2кг 30%-го раствора щелочи с некоторым количеством 60%-го раствора щелочи получился 40%-й раствор щелочи. Какое количество 60%-го раствора было добавлено?

Пусть добавили х литров 60%-го раствора. По расчетной формуле получаем:


60 + 60х = 80 + 40х
20х = 20
х = 1

2. Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько тонн стали первого сорта нужно взять, чтобы в смеси со вторым сортом, получить при плавке 140 тонн стали с содержанием никеля 30%?

Пусть взяли х тонн первого сорта, тогда второго (140-х) тонн


5 * х + 5600 – 40х = 4200
– 35х = –1 400
х = 40 

VII. Итог урока. Подведение итогов

Буклет «Методы решения задач на смеси, сплавы, растворы» (Приложение 1)

VIII. Домашнее задание

– Приготовить буклет с набором задач для подготовки к ЕГЭ.

IX. Рефлексия

Продолжить предложение:  Химия + Математика – это…