Создание единого пространства развития ребенка через сотрудничество с семьей

Разделы: Работа с родителями


Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути малыша окружают самые главные люди в его жизни – родители. Они все разные. Но благодаря их любви, заботе, поддержке ребенок растет и развивается.

С поступлением в детский сад ребенка окружают новые люди – педагоги.

В последнее время наметилась тенденция: родители, отдав ребенка в детский сад, перестают принимать участие в разрешении трудностей, с которыми встречается малыш, не желают участвовать в жизни дошкольного учреждения.

По результатам анкетирования  лишь 44% родителей нашего детского сада принимают участие в жизни учреждения. Остальные родители ссылаются на занятость и нежелание участвовать в проводимых мероприятиях.

Анкетирование, наблюдения, беседы подтверждают то, что на современном этапе развития общества одной из наиболее важных сторон работы дошкольного образовательного учреждения становится налаживание сотрудничества родителей, детей и педагогов. Это сотрудничество зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей развития, способностей, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании жизненных ориентаций.

В то же время преобладающая часть родителей – не профессиональные педагоги. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и развития детей. Нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми.  Педагоги и родители должны  вместе искать наиболее эффективные способы решений проблемы, а не перекладывать ответственность за воспитание и развитие ребенка друг на друга.

«Концепция дошкольного воспитания» положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, « что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.  Поэтому так важно для успешного воспитания и развития ребенка установление доверительного, делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями».

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноценными партнерами, создадут единое пространство воспитания и развития ребенка. А это возможно, потому что мы воспитываем одних и тех же детей.

Целью своей работы мы поставили – создание единого образовательного пространства «детский сад – семья». Приоритетными стали следующие задачи:

  • Повысить педагогическую культуру родителей;
  • Выявить и изучить лучший опыт семейного воспитания;
  • Приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  • Возродить приоритет, укрепить статус и престиж семьи, уважительное отношение всех членов семьи между собой.

Свою работу мы начали с изучения семей: посетили семьи воспитанников с целью выявления микроклимата семейных отношений, организацию режима дня ребенка.

Проведенная работа позволила нам классифицировать семьи следующим образом:

  • 44% – благополучные.  В этих семьях оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;
  • 28% – формально-благополучные.  Благополучие носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными. Семья в недостаточной мере занимается воспитанием детей.
  • 27% – неблагополучные. В них явно просматриваются дефекты воспитания;
  • 1% – высоко обеспеченные семьи.  У родителей не хватает времени заниматься воспитанием детей. Они согласны за все заплатить, только бы самим не участвовать в жизни детского сада.

Поддержкой и опорой в нашей работе были родители из благополучных семей. Они желали участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.

Активность каждой семьи отражалась в газете «Молния!», на стенде «Спасибо Вам, родители!».  Вся атмосфера взаимодействия общения с родителями свидетельствовала о том, что мы нуждаемся в объединении усилий.  Опираясь на родителей – единомышленников, постепенно вовлекали и остальных в сотрудничество, учитывая интересы каждой семьи.

Опирались на следующие принципы:

  • Отказ от критики участников процесса;
  • Обеспечение свободы мнений;
  • Уважение жизненных позиций родителей;
  • Удовлетворение познавательного интереса.

Но, не смотря на все  усилия, не все родители активно откликнулись на наше стремление к сотрудничеству.  Нам были необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

Наше внимание привлекла книга Т.Э. Токаевой «Парная гимнастика для дошкольников и их родителей». Мы предложили родителям младшей группы один раз в месяц собираться в спортивном зале в вечернее время вместе с детьми для разучивания упражнений парной гимнастики. На первое занятие пришло 4 человека.  Дети с мамами и  папами под руководством инструктора по физической культуре занимались парной гимнастикой под музыку. На следующий день родители и дети обменивались мнениями, посмотрели фотографии, познакомились с книгой Т.Э. Токаевой. Через месяц в зале собралось 10 человек. Это были мамы, папы, бабушки, старшие братья и сестры.

Так пришла идея создания семейного клуба, где бы родители могли общаться с детьми, педагогами, друг с другом.

Выбрали название клуба – «Родничок».  Он, как чистая родниковая вода, дает положительный заряд жизненной энергии всем, кто приходит на его встречи.

Необходимо было выбрать темы интересные для родителей.  Организовали «Круглый стол», где обсудили основные направления работы клуба.

Приоритетным  направлением  работы нашего детского сада вот уже несколько лет остается «патриотическое воспитание дошкольников». Также инструктором по физической культуре и медицинскими работниками разработана оздоровительная программа. Поэтому первый год работы клуба, в основном, затрагивал вопросы патриотического воспитания на базе краеведческого материала и вопросы оздоровления детского организма. Наши предложения совпали с желаниями родителей. На второй год работы вопросы познавательного и оздоровительного развития решались в рамках традиции «Встречи с интересными людьми».

Работа в клубе шла по нескольким блокам.

Первый блок «Педагогическое просвещение родителей»

Основная задача этого блока – повышение педагогической грамотности родителей. Она решалась в рубрике «Наша гостиная».  Здесь проходили встречи, беседы, практикумы, тренинги, различных специалистов с родителями.  Практические умения родители получали в рубрике «У вас получится».

Второй блок «Изучение опыта семейного воспитания»

Его задача – познакомиться с лучшим опытом семейного воспитания.  Задачи этого блока решались в рубриках: «Копилка семенного опыта», «Очумелые ручки», «За чашкой чая».

Третий блок «Включение родителей в деятельность ДОУ»

Цель – создание условий для включения родителей в жизнь детского сада, снятие эмоционального напряжения после рабочего дня. Эти задачи решались в рубриках: «Это интересно», «Наш  видеозал», «Нам весело».  Дети и родители становились участниками конкурсов, презентаций, коллекций, дегустаций, просмотров видеороликов, игровых программ, совместных развлечений.

Четвертый блок «Повышение статуса и престижа семьи»

Задачи этого блока: создать комфортную обстановку, предоставляя родителям возможность интересно рассказать о себе и своей семье, проявить свои артистические и творческие способности. Большой интерес вызвали выступления в рубрике, «Вот какие наши мамы, папы….». Родители рассказывали о своих профессиях, увлечениях.  Использовали разнообразный наглядный материал: фотографии, буклеты, плакаты, значки, продукты своей деятельности, инструменты. Выступления родителей в этой рубрике помогли нам, педагогам, посмотреть на них с другой стороны, а детям гордиться своими родителями.
В рубрике «Семейная сокровищница» педагогами и специалистами детского сада преподносились родителям и детям различные сувениры в память о прошедших мероприятиях. Эти сувениры хранятся дома в «сокровищницах».
В конце учебного года каждая семья поощрялась дипломом.

После двух лет работы было проведено повторное анкетирование родителей. Результаты получились следующие:

– 97,5%  родителей ответили, что ребенку лучше посещать детский сад. Здесь ребенку интересно, о нем заботятся квалифицированные и грамотные педагоги;
– 2,5%  родителей считают, что дети получают недостаточно познавательной информации (эти родители очень редко были клубных встречах );
– 88,4% родителей стали активными участниками всех мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении.

Таким образом, по результатам анкетирования родителей, наблюдений, бесед с детьми и сотрудниками ДОУ, можно утверждать, что благодаря апробированным формам сотрудничества дошкольного учреждения с семьей  было создано единое образовательное пространство «детский сад – семья».

Тематический план заседаний семейного клуба «Родничок»

Название блока

Тема встречи

Задачи

Содержание рубрик

1-й блок

«Педагогическое просвещение родителей»

1. «Как научиться понимать своего ребенка?»

 

2. «О вкусной и здоровой пище»

Учить родителей наблюдать за своим ребенком, понимать его, анализировать свою собственную деятельность по воспитанию ребенка.

 

Познакомить родителей с правилами здорового питания, с технологией приготовления здоровой и вкусной пищи.

 

1. «Наша гостиная» – беседа с психологом ИМЦ Ивановой М.А. по теме: «Научись понимать своего ребенка».
2. «У вас получится» – тренинг «Пойми меня».

1.  «Наша гостиная» –   консультация врача-диетолога «Здоровая пища может быть вкусной».
2.  «За чашкой чая» – дегустация    витаминных     салатов и травяных настоев.

2-й блок

«Изучение опыта семенного воспитания»

1. «Как организовать досуг своего ребенка»

 

 

 

 

 

2. «Воспитание трудом»

Показать родителям значение досуга в развитии самостоятельности у дошкольников. Предложить рекомендации о том, как интересно провести с детьми свободное время, летний отпуск.

 

 

 

 

Познакомить родителей с основными задачами трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Раскрыть значение трудового воспитания для развития личности ребенка.

1.  «Наша гостиная» – рекомендации об интересном и полезном свободном проведении времени дает инструктор по физическому воспитанию ДОУ Мусихина М.В.
2.  «Копилка семейного опыта» – рассказы из опыта по организации свободного времени ребенка семей Медведевых, Усольцевых.
3.  «Очумелые ручки» – выставка игрового   материала, сделанного руками родителей для игр на улице.
4.  «Нам весело» – совместный досуг родителей и детей «Капризкины проказы».

1. «Наша гостиная» – о значении трудового воспитания на развитие личности ребенка рассказывает методист ДОУ Аверьянова О.В.
2. «Копилка семейного опыта» – рассказ бабушки Маши Перфиловой на тему «Как мы трудимся в саду»
3. «Очумелые ручки» – выставка даров природы из садов и огородов.

   3-й блок

«Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения»

1. «Волшебный мир танца».

 

 

 

 

2. «Интеллектуальное развитие ребенка»

Познакомить родителей с элементами бальных танцев, разучиваемых в детском саду. Рассказать о роли танцев в художественно-эстетическом воспитании детей.

 

 

 

Показать родителям значение игры в шахматы для интеллектуального развития ребенка. Развивать познавательные интересы детей и родителей.

1. «Наша гостиная»– о роли танцев в художественно-эстетическом развитии детей рассказывает музыкальный руководитель ДОУ Шишкина В.М.
2. «Это интересно» – мастер-класс по бальным танцам проводит музыкальный руководитель.
3. «Нам весело» – музыкальное развлечение «Танцевальная мозаика».

1. «Наша гостиная» – выступление руководителя городского шахматного клуба Мезенцева И.А. о влиянии игры в шахматы на интеллектуальное развитие ребенка.
2. «Это интересно» – практикум по обучению детей игре в шахматы проводит Мезенцев И.А.
3. «Шахматный турнир» среди детей и родителей.

4-й блок

«Повышение статуса и престижа семьи»

«Встречи с интересными людьми» Создать комфортную, эмоционально благоприятную обстановку, предоставляя родителям возможность в интересной форме рассказать о своих увлечениях, традициях; проявить свои творческие и артистические способности. «Вот какие наши мамы, папы, бабушки, дедушки…»:

–  рассказ мастера спорта по легкой атлетике Якурновой Н.В. (мамы Игоря Якурнова) о своем увлечении спортом и работе тренера.
–  рассказ Моисеева А.Н. (папы Алены Моисеевой) о том, как он служил в армии на границе, о профессии военнослужащего, какие имеет награды.