Использование развивающих игр в учебном процессе

Разделы: Начальная школа


Цель моей работы:

  • Обеспечить благоприятные условия для развития познавательной деятельности
  • Повышение  творческо-поисковую активность детей.

Отсюда вытекают задачи:

  • Развитие способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
  • Развитие интеллектуальных качеств.
  • Расширение возможностей для участия способных школьников в олимпиадах, творческих выставках, научно-исследовательских конкурсах.

Какие причины я вижу в том, чтобы активно внедрять развивающие игры?

Во-первых, они развивают интеллектуальные качества учащихся.
Во-вторых, учебная деятельность, сопряженная с творческой деятельностью может привести к торможению интеллектуального развития.
В-третьих активное внедрение развивающих упражнений дает возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей.
В-четвертых: игры ставят ученика в условия поиска.

Игровая деятельность снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, помогает детям продемонстрировать истинные возможности.

В чем же их значимость?

  • Игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей
  • Их задания всегда создают условия, опережающие развитие способностей
  • Поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка»  ребенок развивается наиболее успешно
  • Развивающие игры создают атмосферу  свободного и радостного  творчества
  • Ученик, размышляя сам принимает решение. Игры развивают сообразительность, выдумку, память, мышление, воображение, творческий поиск.

Функции игр ёмкие.

  • Развлекательная (воодушевляет детей)
  • Коммуникативная (осваивают диалектику общения)
  • Иглотерапевтическая (преодоление трудностей)
  • Саморегуляция (сам принимает решение)
  • Диагностическая (устанавливаются нормы поведения)

Значимость занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоении коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют  единственное решение и, как правило,  единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующей специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказывается связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять специфические развивающие упражнения в учебный процесс начальных классов, – возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними. Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения базируются в большинстве своем на различных психодиагностических методиках, и, таким образом, показатели выполнения учащимися тех или заданий предоставляют школьным психологам непосредственную информацию о текущем уровне развития детей.

И, наконец, возможность представления заданий и упражнений преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе характерной для первых месяцев пребывания ребенка в школе смены ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной), способствуют сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающихся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

В настоящее время большое внимание уделяется творческой деятельности учеников. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особенно имеет значение формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах только  начинают формироваться  способы учебной работы, закладываются приемы решения учебных задач.

Творческое мышление школьников выражается в открытии нового до того неизвестного: нового способа решения задачи, новых связей в учебном материале. Там, где нет этого открытия, нет и творчества.

Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяет ее характер. Выделяют репродуктивные задания, которые требуют воспроизведения готовых заданий и методов работы без существенных изменений и продуктивные, выполнение которых предполагает внесение существенных изменений в структуру усвоенных знаний или требует поиска новых решений.

Различные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления младших школьников. Преобладание в учебной деятельности репродуктивных заданий формирует у ребенка установку на воспроизведений знаний и способов действий, которые он приобрел ранее, привычку действовать по образцу, что составляет репродуктивную основу мыслительного процесса. Но творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, сравнение и т.д. Чтобы сформировать у учащихся мыслительные процессы, необходимо включать в урок продуктивные задания, непосредственно направленные на развитие таких процессов мышления, как целеобразование, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, обобщение, а также контроль и оценка,

Для развития целеобразования я широко использую задания, которые требуют от ученика самостоятельного формирования цели: постановка вопросов, самостоятельное составление заданий, выбор заданий, определение целей и задач деятельности.

Проявлению творческих возможностей детей способствует игровой мотив, поэтому задания на целеобразование лучше использовать в игровой форме. Но самое главное уметь найти органическую связь игры с задачей урока, так как ее главная цель – помочь сделать серьезный труд детей занимательным, интересным, продуктивным. Например, игры, которыми я пользуюсь при изучении табличных и внетабличных случаев деления и умножения.

«Веселое путешествие»

Класс делю на 3 команды (по числу рядов парт в классе). По сигналу (хлопок) ученик, стоящий первым в команде берет по одной карточке, читает пример и дает ответ:

84 : 7 =

При затруднении ответ дает кто-то из команды. Решив примеры, он дотрагивается до руки следующего ученика. Взяв последнюю карточку, ученик перевертывает ее и читает «Путешествие закончено» и поднимает руку. Подводя итоги, учитываю не только быстроту выполнения, но и количество допущенных ошибок.

Работая над развитием логического мышления, заметила, что даже слабые ученики рассуждают, выделяют вопрос, строят доказательство, делают выводы.

Таким образом, математика способствует у детей развитию мышления, творческого воображения, умение кратко и правильно излагать свои мысли.

Необходимость формирования у учащихся творческого мышления ставит задачу более широкого использования в учебном процессе заданий на развитие у учащихся умение осуществлять анализ, сравнение, обобщение. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решаем задачи и примеры различных типов, разбирая их, обсуждая условия и особенности решения. При решении задач нового вида стараюсь сравнивать со старыми, выделяю новые элементы. Все это благоприятно сказывается на создание у детей установки на изменение приемов при решении новых задач, что способствует развитию умения целесообразно варьировать способы действий.

Развитию нешаблонного анализа способствуют задания с недостающими или лишними данными:

  • У Оли 300 открыток, у Тани 200 открыток. Сколько открыток у Саши?
  • В детский сад привезли молоко. В одном бидоне 32 литра, в другом 40 литров. За обедом израсходовали 20 литров. Сколько литров молока привезли в детский сад?

Логические задачи

Логические задачи позволят продолжить занятия с ребенком по овладению такими понятиями, как слева, справа, выше, ниже, больше, меньше, шире, уже, раньше, позже, ближе, дальше и др.

1. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели на скамейке, если известно, что:

а) я сидела слева от папы, а мама слева от меня;
б) папа сидел слева от меня и справа от мамы;
в) мама сидела справа от меня, а папа справа от мамы.

2. Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех? Можно ли сказать,  какая  рыба поймана позже всех?

3.  На веревке завязали пять узлов, на сколько частей эти узлы разделили веревку?

4. Чтобы распилить доску на несколько частей, ученик сделал на ней шесть отметок. Эти отметки отделяют одну часть от другой. На сколько частей должен ученик распилить доску?

2 5 9
4 7 3
6 12 ?

Ответ: 12

7 16 9
5 21 16
9 ? 4

Ответ: 13

14 9 5
24 19 5
21 7 ?

Ответ: 14

При решении таких задач учащиеся проявляют смекалку, догадываются, что они не решаются. Проявление сообразительности при выполнении подобных заданий способствует формированию гибкости мышления.

Формирование контрольно-оценочного механизма мыслительной деятельности предполагает использование на уроке заданий, ориентирующих на осуществления контроля не только за результатами деятельности, но и в процессе выполнения этой деятельности, требующей оценки. Я использую такие способы организации и контроля.
а) сверить свои ответы с результатами учащихся, с образцом учителя.

С целью содействия развитию мышления побуждаю учащегося к самостоятельной проверке, используя задания типа:
а) самостоятельно проверьте задания
б) кто догадался, как надо проверить задачу?

Подобный самостоятельный контроль, связанный с поиском способов осуществления этого действия ведет к продуктивности мышления.

1. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра?

2. Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама?

3. Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько осталось свечей?
Ответ: 2 свечи, т.к. остальные сгорели полностью.

4. В пакете лежат конфеты двух сортов. Какое наименьшее число конфет (не видя их) надо вытащить из пакета, чтобы среди них были хотя бы две конфеты одинакового сорта?
Ответ: 3 конфеты.
5. Даны ряды чисел, следует отметить особенность оставления каждого ряда и дополнить его до десятого члена.
6, 9. 12, 15
25, 24, 22, 19, 18
6. В корзине лежало 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая девочка получила по яблоку, и чтобы одно яблоко осталось в корзине?
Ответ: одной девочке следует отдать яблоко в корзине.
7. В прямоугольной комнате следует расставить 8 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по три стула.

Ответ:

Учащимся на уроках я доверяю взаимопроверку работ друг друга. При этом у них совершенствуется умение, выполнять контроль и оценку, что создает благоприятные условия для формирования важных регулирующих механизмов творческой деятельности.

На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
Ответ: осталось три стакана.

1. Какая буква в ряду лишняя?

Р, А, Б, М, Ж, Щ

Ответ: А – лишняя.

2. Какое число лишнее?

9, 7, 4, 1, 3, 7

Ответ: лишнее число – 4

3. Алеша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой?

Ответ: 5 минут.

4. В соревновании по бегу Юра, Гриша и Толя заняли три места. Какое место занял каждый ребенок, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя – не третье.
Ответ: Гриша – 1, Юра – 3, Толя – 2.

  • Придумай условие задачи
  • Вопрос задачи
  • Условие задачи, которое решается так  42 –  30

К заданиям творческого характера относится решение задач-шуток.

Например:

8 сторожей охраняли снаружи большой склад с горючими материалом. Сторожа были расставлены так:

Затем решили усилить охрану и поставили по три охранника, однако новых не нанимали. Как их надо расставить?

img3.gif (540 bytes)

Эта задача является новой для ученика, для ее решения надо найти новый способ.

1. Что тяжелее, килограмм ваты или полкилограмма железа?
2. В корзине лежат 2 яблока и 6 груш. Не глядя, достают из корзины 4 фрукта. Какими фруктами они все могут оказаться?
3. Возле почты растут 6 деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев самое высокое и самое низкое, если известно, что береза, ниже тополя, а липа, ниже березы, сосна выше тополя?
Ответ: ель, сосна, тополь, береза, липа, клен.
4. У одного мужчины спросили, сколько у него детей? Он ответил: «У меня 4 сына, и у каждого из них есть родная сестра».

В четвертом классе целенаправленные задания на развитие внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, тесно связаны с программным материалом.
Методы обучения и приемы организации учебной деятельности детей в большей степени ориентированы на развитие основных характеристик мышления, на повышение уровня самостоятельной, практической, умственной деятельности детей, на развитие навыков самоконтроля.
Задания на развитие познавательных интересов включаются в каждый урок в течение всего учебного года. Опишу содержательно-логические задания по развитию познавательных способностей в 4 классе.

Задания на развитие и совершенствование внимания

Каждое задание имеет не только ярко выраженную направленность на развитие и совершенствование внимания, но и обязательно несет в себе определенное математическое содержание и умственную нагрузку для детей.
Задания на развитие внимания предполагают развитие основных характеристик мышления и мыслительных операций (операция сравнения), форма представления носит нестандартный интересный для детей характер.
Четвероклассники выполняют задания по отысканию правильных путей продвижения по лабиринтам.

Задание 1

Найди в лабиринте путь перехода из клетки в соседнюю и набери при этом сумму в 155 очков.
Такое задание даю детям для самостоятельной работы, так как оно требует большой сосредоточенности.

Один из возможных путей: 5 + 7 + 70 + 14 + 4 + 3 + 6 + 10 + 25 + 1 + 5 + 5 = 155

Важно отметить и то, что, если даже не все ученики сумеют дать правильный ответ, процесс поиска решения не пройдет для них даром: они будут упражняться в поиске суммы чисел, развивать внимание, чувство числа.
Задания на развитие внимания значительно обогащаются геометрическим материалом.

Задание

Выпиши все треугольники и четырехугольники, которые ты видишь на фигуре АВСДЕ. Введи для этого дополнительные обозначения

Задание

Сосчитай, сколько на резинке кубиков. Способ подсчета общего числа кубиков достаточно прост, считаем, продвигаясь по рядам снизу вверх (сверху вниз). Будет полезно, если дети оставят числовое выражение для полсчета числа кубиков в тех рядах, где это целесообразно и вычислят значение каждого из составленных выражений. Так, рассматривая нижний ряд, замечаем, что число кубиков равно 6 * 5 – 1 = 29, в среднем ряду, считая справа на налево имеем, 2 * 5 + 2 * 4 + 2 * 3 = 2 * 12 = 24, в верхнем ряду простым пересчетом получаем 8. Итого будет: 29 + 24 + 8 = 61 кубик.

Задания на развитие восприятия и воображения

Задания в этом разделе усложняются, способы их выполнения становятся более разнообразными.

Задание 1

Найди к каждому осколку точно такую же по форме часть на пузырьке. Запиши пары одинаковых частей. Какие три осколка не имеют пары и остались лишними?
Хотя это задание можно отнести к заданию на развитие восприятия и воображения, его выполнение будет совершенствовать внимание, развивать умение проводить сравнение, а в математическом плане готовить к пониманию смысла такого геометрического понятия, как поворот.

Задание 2

Какая из четырех частей может дополнить верхнюю фигуру, сохраняя ее орнамент? Чтобы выполнить задание можно пойти по пути сравнения каждой из четырех предложенных частей, с какой – либо частью всего рисунка. Для облегчения задания можно предложить детям сначала дорисовать недостающую часть на общем рисунке, а потом найти среди четырех частей точно такую же. После как, будет найдена нужная часть, можно предложить ученикам убедиться, что решение единственное, показать, что части с номерами 2, 3, 4 не подходят для завершения орнамента.
Очень интересны и эффективны для развития пространственного воображения задания на деление фигур на заданные части, ровно, как и составление фигур из заданных частей.

Задание 3

Какая из фигур второй строки состоит из одной или  нескольких фигур, изображенной в первой строке. Запиши под каждой фигурой второй строки номера фигур, из которых она составлена. Проверь свое решение, расчертив фигуру на части, ее составляющие. В результате выполнения получается, что фигура  А составлена из частей 1 и 2, Б – 5 и 6, В – 2, 4, 6, Г – 3 и 5, Д – 2 и 2, Е – 2,6,7.  Очень полезно доказать правильность умозрительного решения, расчертив фигуры второй строки на составляющие их части.

Задание 4

Найди «на глаз» отрезок, длина которого точно равна высоте нарисованного гриба. Проверь себя, измерив высоту гриба и длины заданных отрезков. Когда ученики будут называть ответ, используя только сравнение на «глаз» следует фиксировать на доске, все те отрезки, номера которых будут названы детьми.
Как правило, объемность гриба зрительно уменьшает его высоту, и дети называют 4 отрезка: 4, 1, 3 и 5.
После того как отрезок длина которого равна высоте гриба найден, дети измеряют длины всех отрезков и записывают результаты измерений. Трудность задания в том, что длины отрезков выражены в см и мм.

  1. отрезок – 4 см 5 мм
  2.               – 5 см 2 мм
  3.               – 4 см 7 мм
  4.               – 4 см 1 мм
  5.               – 4 см 3 мм
  6.               – 6 см
  7.               – 5 см 7 мм

Повышая уровень самостоятельности учащихся и при выполнении геометрических заданий  с отрезками геометрической длины, когда дети выкладывают из счетных палочек заданное число названных фигур, не по образцу, а по описанию. При выполнении используется свойство общей стороны. В результате получают вот такие фигуры.

Задание 6

Из пункта А велосипедист проехал 10 км на восток, затем повернул на север и проехал еще 20 км, после чего ехал на запад 10 км, и на юг – 10 км, наконец опять повернул на восток и проехал 10 км.
Напиши, на что похоже изображение пути велосипедиста?
Перед изображением объясняется

С
З                 В
ЮГ

Если повороты были выполнены велосипедистом под прямым углом, то траектории его движений будет как цифра 9. Затем дети вычерчивают путь на бумаге.

Задание на развитие памяти

В 4 классе продолжается работа над развитием памяти: слуховой, зрительной, наглядно-образной, словесно-логической, для чего хорошо используются игры: «Повтори-ка», «Запомни термины», «Цепочка слов» содержание которых обогащается новыми терминами, а их количество увеличивается с числом использованных слов. Усложняются задания и для зрительных диктантов.

Задание 1. Зрительный диктант.  «Запомни фигуру»

В течение одной минуты показывается рисунок фигуры, рассматривается и как можно точнее зарисовать в тетради.
При выполнении этого задания дети будут опираться на представление об осевой симметрии, благодаря чему им достаточно запомнить конфигурацию и расположение внутренних линий в половине фигуры, мысленно проведя через точку пересечения диагоналей прямоугольника. При проверке дети обмениваются тетрадями.

Задание 2

Показывается таблица с фигурами, в течение одной минуты. Дети стараются запомнить форму, мысленно анализируя строки, их расположение и внутренние линии, проведенные в них. Убирается таблица, а ученики рисуют в тетради в течение 3-4 минут.

Задачи на развитие мышления

Особое внимание при целенаправленной работе по развитию познавательных процессов у четвероклассников уделяется развитию основных характеристик мышления. Большое значение придается отработке умений проводить полноценное сравнение  с указанием сходства и различия геометрических фигур, чисел, примеров, задач, величин, уравнений.

Задание 1

Найди номера 2-х одинаковых фигур.

1. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги?
2. Лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочки, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Сколько было конфет в кучке?
Ответ: 3 конфеты.
3. Из пяти палочек нужно построить 2 треугольника.
Ответ:

4. Коля и Саша носят фамилии Шилов и Гвоздев. Какую фамилию носит каждый из них, если Саша с Шиловым живут в соседних домах?
Ответ: Коля Шилов и Саша Гвоздев.
5. По улице шли два отца и два сына, да дедушка с внуком. Сколько человек всего шло по улице?
6. 8 сторожей охраняли с наружи большой склад с горючими материалами. Сторожа были расставлены так:

В процессе работы над этим заданием ученики отмечают, что перед ними треугольники, каждый из которых разделен на 8 частей и в этом их сходство. Однако есть и различие: две поставленные в разных частях фигуры точки. Найдем два таких четырехугольника, у которых две точки поставлены в одних и тех же местах. Методика поиска проста, берем для рассмотрения первый четырехугольник. В нем одна из точек расположена под горизонтальной линией деления. Такое же расположение одной из точек имеют четырехугольники с номерами 3 и 5. Но в том и другом случае (четырехугольнике) вторая точка расположена неодинаково. Следовательно, все три рассмотренных четырехугольника 1,3 и 5 вычеркиваем из рассмотрения.

Задание 3

Сравни:

Два числа 8 и 5 008.

2) Найди значения выражений:

8р.17к. + 43 к. =
8ч 17 мин + 43 мин =

3) Реши два уравнения:

7 * х = 63 и  х * 6 = 42

Сравни эти уравнения, отметив их сходство и различие.

4) Реши две задачи:

а) С рыбалки отец принес 10 кг 500г рыбы, это на 5кг 300г больше, чем принес сын. Сколько кг рыбы принес сын?
б) До своей дачи Галина Васильевна едет 1ч 50 мин, что на 20 мин меньше, чем едет ее сестра до своей. Сколько времени едет на дачу сестра?

В чем сходство и различие заданных задач и их решений?

5) Реши уравнения, сравни их:

Х : 6 = 23                        Х : 7 = 90                  Х : 8 = 35
88 : Х = 11                     700 : Х = 7                540 : Х = 9

6) Составь три пары равенств из чисел:

5 см2, 500 см2, 5 м2, 500мм2, 5 дм2, 500дм2.

7) Чем все числа, записанные слева, отличаются от чисел, записанных справа:

1 300                   13
68 700                 687
124 900              1 249

8) Чем отличаются значения величин, записанные слева, отзначения величин, записанных справа:

5 мм                        5 мм2
18 см                       18 см2
200 дм                     200 дм2
604 м                       604 м2

9) Найди значения выражений:

6 000 * 1             6 000 * 0
72 000 * 1           72 000 * 0
5 806 * 1             5 806 * 0
823 006 * 1         823 006 * 0

Большое значение уделяется содержательно-логическим зданиям, в которых нужно провести анализ математической ситуации, подметить закономерности, выделить какой – то общий признак, а затем использовать это для выполнения задания по поиску недостающего или лишнего элемента, по приведению обобщения, классификации.

Задание 4

Раскрась треугольник красным цветом, круг – зеленным, квадрат желтым

Изменяя цвет фигур, расположи их в таблице так, чтобы в строках и столбцах не было фигур, одинаковых по цвету и по форме.

Задание 5

Подчеркни лишнее словосочетание среди предложенных: половина пятого, четверть десятого, восьмой час, семь часов двадцать минут. Объясни, почему оно лишнее.

Задание 6

Установи правило, по которому написаны выражения, и впиши недостающие знаки:

7 000    1 400    7 = 1 200
8 000    1 500    5 = 1 900
6 000    1 800    6 = 1 300
8 000    1 600    4 = 2 400

Задание 7

Закончи записи названных чисел.
30 – три  …              30 000 – три   …
60 – шесть   …         60 000 – шесть  …
200 – две  …             200 000 – две  …
700 – семь  …           700 000 – семь  …
Раздели эти числа на группы так, чтобы в каждой группе были числа чем-то похожие друг на друга. Обведи каждую группу овалом.

Задание 8

Найди значения выражений:

45 к. + 1 р. 20 =
19 ч 43 мин + 8 мин =
1 р. 65 к. – 1 р. 20 к. =

Задание 9

Реши задачи:

  • Какое число надо разделить на 7, чтобы получилось 23?
  • На какое число нужно разделить 60, чтобы получилось 4?
  • Какое число получится от деления 76 на 4?
  • Если задуманное число разделить на 8, то получится 19. Какое число задумали?
  • Если число 54 разделить на задуманное число, то получится 3. Какое число задумали?
  • Отгадай задуманное число, которое является частным от деления 54 на 6.

Эти задачи разделены на три группы так, чтобы в каждой группе были задачи чем – то похожи друг на друга.
В первую группу дети относят задачи на нахождение неизвестного делимого (1 и 4), во вторую – на нахождение неизвестного делителя (3 и 5) и в третью – на нахождение неизвестного частного (3 и 6).
В IV классе продолжается работа по решению нестандартных логических задач, предполагающих необходимость проводить рассуждения, рационально перебирать возможные варианты решений и т. д.

Задание 10

Из школы вышли 5 учеников – Витя, Галя, Толя, Лариса и Миша – и пошли друг за другом. Известно, что Толя идет впереди Миши, а Витя – позади Ларисы. Подпиши, кто идет первым, вторым и последним.
Так в условии задачи сказано, что Витя идет позади Ларисы, то Лариса идет первой (за второй девочкой не идет никто), за ней – Витя, последней идет Галя.
Все приведенные задания направлены на то, чтобы углубить знание числового материала и способствовать развитию творческих способностей учащихся на уроках математики.