Интегрированный психолого-педагогический проект "Экстренная психофизическая помощь"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Педагогический коллектив МОУ «СОШ № 37» г. Астрахани ориентирован на создание комфортной общеобразовательной и воспитательной среды для сохранения психического и физического здоровья школьников.

Исходя из общешкольной тематики, целью психологической работы является содействие сохранению психического здоровья всех участников педагогического процесса.

Согласно определению И. В. Дубровиной под психическим здоровьем понимаются те процессы, которые, относясь к личности в целом, «находятся в некой связи с высшими проявлениями человеческого духа», позволяют человеку достичь зрелости, пребывать в постоянном саморазвитии, подойти к осуществлению своей жизненной задачи. Таким образом, психическое здоровье предполагает внутриличностную гармонию между эмоциональной и интеллектуальной сферами человека.

Центральная характеристика психического здоровья – это саморегулируемость, возможность адекватного приспособления к неблагоприятным условиям. При этом предполагается не только возможность противостояния стрессовым ситуациям, но и способность использования стресса для самоизменения, роста и развития.

Отсюда, основная функция психического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между организмом и средой во всех ситуациях, особенно в трудных, требующих мобилизации ресурсов личности.

Главным условием формирования психически здорового ребёнка считается эмоциональный комфорт, а факторами риска – различного рода стрессогенные факторы: семья, школа.

Негативное влияние школы на здоровье учащихся является одной из важнейших психолого-медико-педагогических проблем. Школьный период уязвим для формирования психофизических заболеваний.

В нашей школе за последние 3 года численность практически здоровых учащихся начальной школы (1-й и 2-й групп здоровья) увеличилась с 78% до 85%.

Известно, что важнейшим показателем здоровья человека является его физическое развитие. Мониторинг физического развития младших школьников выявил негативные изменения в физическом статусе детей. При интенсификации учебного процесса, увеличении объёма учебной нагрузки у детей отмечаются стабильные нарушения в сердечно-сосудистой (1,1% – 1% – 1%), моче-половой (1,8% – 1,7% – 1,4%), эндокринной (0,4% – 0,3% – 0%), нервной (1,4% – 1% – 1%) системах.

Наблюдается отчётливый рост бронхо-лёгочных (10% – 29% – 41%) и ЛОР-заболеваний (4,7% – 6,5% – 7%).

Вместе с тем выявляется снижение желудочно-кишечных заболеваний (3,7% – 2,7% – 1,8%), остроты зрения (5,5% – 4,2% – 3%), нарушений опорно-двигательного аппарата (21% – 19% – 17%).

Поскольку психическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то критерием его является адаптация ребёнка к социуму. Мониторинг  психологического развития показывает, что школьная дезадаптация с каждым годом имеет тенденцию к увеличению (с 9% до 27%). Это проявляется в плохой учёбе, в основе чего: речевые проблемы – 8%, недоразвитие высших психологических функций – 36%, психосоматические нарушения – 77%.

У всех детей с трудностями приспособления к школе можно выявить признаки пограничных нервно-психических расстройств.

Широкая распространённость детских психических нарушений и тенденция к их возрастанию приводит к настоятельной необходимости развития психопрофилактической работы в школе, целенаправленному повышению психогигиенических знаний.

Благодаря совместным усилиям психолога и учителя осуществляется профилактика психофизического здоровья.

Характеристика  3В класса

В классе обучаются  23 человека: 10 девочек  и  13 мальчиков. В основном все ребята учатся с 1класса. Второгодников не имеется.

Данный коллектив оформился в 2007-2008 учебном году. Смены классного руководителя, слияний с другими коллективами не было.

В этом году коллектив пришли  новые девочки – Мантропова Екатерина и Федулова Елизавета. Девочки положительные, из хороших семей со средней успеваемостью. Катя творческий ребёнок любит изготовлять поделки  из различного  материала, рисовать. Она увлекается танцами и вокалом. Лиза спортивная девочка занимается акробатикой. Участвовала в спортивной  эстафете «Папа, мама и  я – спортивная семья», где они заняли первое  место.

Основным видом деятельности младших школьников является учёба. Из всего коллектива 11 учащихся успевают на «4» и «5». 9 человек учатся с одной «3» по предметам. Трудности в обучении  испытывают 3 человека.

Но все стараются добросовестно относиться к своим учебным обязанностям. Это подтверждается тем фактом, что ежегодно ученики данного класса активно участвуют в школьных олимпиадах, внеклассных мероприятиях, коллективных творческих делах. Эта деятельность объединяет детей.  Класс по-прежнему продолжает  формироваться, как единый коллектив.

Психологические  особенности  школьников 3В класса проявляются в повышенной восприимчивости, впечатлительности, неустойчивости  внимания. Им свойственна чрезмерная подвижность, нередко неуправляемость, эмоциональная неустойчивость.

Есть в классе учащиеся, которые  не подчиняются  школьным  правилам, плохо учатся, игнорируют  коллектив.

В связи с этим проводится  индивидуальная и групповая работа по формированию психофизического здоровья в интеллектуальной, эмоционально-волевой сфере, в плане регуляции нравственных переживаний, связанных с нормами и отклонениями поведения.

Интегрированный психолого-педагогический проект «Экстренная психофизическая помощь» представляет собой подведение итогов цикла уроков здоровья. В основе разработки лежит психологическая игра «Волшебная скорая помощь» из тренингов социальных навыков «Я и другие» В.А. Родионова и др. Новизна данного проекта заключается в модернизации содержания, использовании информационно-коммуникативных технологий, творческом оформлении. Каждый сказочный герой помогает раскрыть определённую составляющую здоровья.

Цели:

  • Формирование здоровьесберегающей компетентности.
  • Развитие навыков работы в команде.
  • Развитие самообразовательной активности учащихся.
  • Воспитание культуры здорового образа жизни.

Задачи:

  • Освоить понятие «психофизическое здоровье» /психология, медицина/.
  • Активизировать навыки личной гигиены и умения осуществлять саморегуляцию.
  • Обучить оказывать скорую медицинскую и психологическую помощь /психология, медицина, окружающий мир/.
  • Формировать умения обобщать полученную информацию в результате проведённых экспериментов /математика/.
  • Развивать умения излагать свои мысли устно и письменно /русский язык, чтение/.
  • Научить  пользоваться мультимедийной презентацией для оформления результатов /информатика/.

Подготовительный этап

  • Список необходимого оборудования: компьютер, фотокамера.
  • Родительское собрание

Цели:

  • Обсудить вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров.
  • Составить список родителей, желающих оказать помощь.
  • Приобрести поощрительные призы.
  • Цикл уроков здоровья
  • Выставка рисунков «Активный отдых».
  • Социологический опрос (Приложение 1).

Сценарий

Ученик 1. Здравствуйте! Меня попросили нашему классу передать письмо…

Учитель. Давайте прочитаем письмо. Это от доктора Айболита.

Дети должны сами решить, кто будет читать послание вслух. Затем дети зачитывают письмо: «Сказочную страну поразила вирусная инфекция Ангина Грипповна Вирусная. В результате Золушка стала ленивой, Иван-царевич, став рассеянным, потерял меч, а Белоснежка отказывается чистить зубы и умываться. Помогите, пожалуйста!»

Учитель. Что будем делать?

Дети дают единогласный ответ, что они готовы оказать экстренную помощь героям Волшебной страны.

Психолог. Хорошо, сейчас мы отправимся в Волшебную страну. Но сначала нам предстоит наполнить врачебный чемодан необходимыми качествами. Возьмём противоположное:

Лень               –          ? (трудолюбие)
Грусть            –          ? (веселье)
Небрежность –          ? (аккуратность)
Грязь              –          ? (чистота)
Рассеянность –          ? (внимательность)

Учитель. Молодцы! А чтобы получить карту дороги в Волшебную страну, надо продолжить предложения (игра с мячом).

  • Солнце полезно / опасно, потому что…
  • Холодная вода полезна / опасна, потому что…

Появляется ленивая Золушка.

Психолог. Посмотрите! Вы узнаёте эту сказочную героиню?.. Верно, это Золушка. Только она ленивая. Как выдумаете, почему она стала ленивой?..

Дети дают ответы: «Потому что она всё время трудится, в результате она устала, не успевает отдыхать, не может восстановить силы, забыла о биоритмах, у неё нет режима дня». Выходят ученики 2, 3.

Ритмичность в труде

Нет ничего более властного в жизни человеческой, как ритм.
Любая функция…имеет постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм.

И.П. Павлов

Давным-давно, из повседневного опыта люди осознали, что ритмическая работа даёт возможность экономить силы, чередовать мускульное напряжение с паузой для отдыха.
Рабочий ритм поддерживался ударами орудия труда, например, ударами молота о наковальню, песта о ступу и т.д. Применялся специальный аккомпанемент музыкальных инструментов – барабана, там-тама, дудки. Под маршеобразную музыку легко идти. Ходьба в определённом ритме легче, чем неритмичная.
Если присмотреться к работе опытного слесаря, токаря, пильщика, – любого человека, занятого физическим трудом,  выполняющего этот труд умело, то отметим, прежде всего, ритмичность.
Ритмичность решает дело и в труде, и в спорте, и в учёбе. Расписание уроков тоже построено с учётом ритма организма.
Вот почему так важно уметь планировать своё время, даже домашние задания готовить в определённом ритме.

Режим дня

Как успеть всё сделать? Повидаться с друзьями, почитать, помочь по дому, поиграть в футбол, подготовить уроки на завтра… Всё это можно успеть лишь при одном условии – подчинить всю свою деятельность режиму дня.
У многих ребят это сочетание слов вызывает раздражение. А дело обстоит как раз наоборот. Привычка кушать в определённые часы способствует хорошему усвоению пищи, нормальной жизнедеятельности всего организма, сохранению его здоровья на будущее.
Приготовление уроков в одно и то же время помогает быстрее и лучше их выполнить.
Привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, более глубокому сну. А это ведёт к хорошему отдыху, восстановлению сил.
Вот режим дня школьника… Мы дарим Золушке примерный распорядок дня…

Выводы:

Ученик 3: Друзья! Нужно придерживаться определённого ритма: утренний подъём и отход ко сну, еда и приготовление уроков, занятия спортом и чтение книг, – всё должно быть подчинено режиму.

Ученик 2: Всякую работу надо стараться делать ритмично, чередуя труд и отдых.

Ученик 4.  А я хочу посоветовать Золушке способы активного отдыха (обращая внимание на выставку рисунков). Например, мы всей семьёй с друзьями часто ездим на базу отдыха. Мы играем в волейбол, теннис, бегаем, купаемся в речке. Мы любим активный отдых. Это очень полезно для здоровья. Это лучше, чем смотреть телевизор. От телевизора портится зрение. (Включается релаксационная музыка). А можно просто отдохнуть, послушав пение птиц, шум прибоя…

Ученик 5. Очень полезно заниматься физкультурой. Она укрепляет наши мышцы и повышает жизненный тонус (проводится физминутка).

Золушка становится трудолюбивой. В благодарность она поёт весёлую песенку…
Появляется грязная Белоснежка.

Учитель. Вы узнаёте эту героиню?.. Да, это Белоснежка. Но она не хочет умываться, чистить зубы. Она стала совсем грязной.

Ученик 6. Доклад «Личная гигиена».

Учёные подсчитали, что на каждом участке грязной кожи величиной с ноготь может поселиться 40 тысяч бактерий! А на чистой коже они погибают. Поэтому надо мыть руки, чистить зубы, мыться с мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю. Лицо, уши, шею надо мыть два раза в день – утром и перед сном. Руки мыть с мылом перед едой и насухо вытирать их полотенцем. Если плохо вытирать, кожа пересыхает, шелушится и даже трескается.
Надо чистить одежду, обувь, проветривать помещение, делать уборку в квартире, не бросать мусор на улицах! Здоровый образ жизни начинается с чистоты!.

Психолог предлагает детям  в «мешке здоровья» ощупать предметы, назвать их и  обосновать их необходимость как средств гигиены (в мешке лежат: стиральный порошок, шампунь, мыло, мочалка, бутылка с кока-колой, конфеты, градусник, книжка, расчёска, цветные карандаши, зеркало и т.д.)

Модельер  с моделями: Для человека и окружающих его людей очень важен внешний вид. Для тех, кто желает быть в центре внимания, модели от дизайнера в показе школьной коллекции 2010 г. Оригинальные фасоны платьев, строгие костюмы, эффектные аксессуары во всём великолепии демонстрируют супермодели 3В класса. В таких нарядах они просто обречены быть отличниками. Не об этом ли мечтают поклонники знаменитого модельера?!

В благодарность Белоснежка и гномы дарят ребятам кусочки мыла. На сцене появляется рассеянный, в плохом настроении Иван-царевич (ученик 7). Он держит в руках пойманного зайца (мягкая игрушка), идёт по лесу, меч у него падает, а он не замечает.

Ученик 8. Здравствуй, Иван-царевич! Зачем ты зверей мучаешь?

Иван-царевич. Ох, скучно мне. Землю родимую от захватчиков я защитил, все злые силы победил, красавица жена дома хозяйством занимается, деток воспитывает. А я без дела слоняюсь. Мысли плохие меня одолевают.

Ученик 8 (с выступлением «Мешают ли плохие мысли здоровью человека?»). Эх, Иван-царевич! Учёные давно заметили, что человек может на многое в своей жизни повлиять. Как он это делает? Говорят, пока человек думает и мечтает, он живёт. Его мысли – это его жизнь. Если человек думает и мечтает о хорошем, у него многое получается. Он меньше болеет, у него хорошее настроение, у него много друзей. И совсем наоборот происходит у тех людей, у которых грустные и плохие мысли. Мир им кажется серым.

Ученик 9. Иван-царевич, ребята! Можно ли назвать человека здоровым, если он обижает других? Просто так, без причины. Видит того, кто слабее и воспитан, не может ответить грубостью, и обижает. Этому человеку надо задуматься над своим поведением. Может случиться так, что друзей у обидчика не будет. Никому не нравится, когда его обзывают, обижают, бьют. Может, этого человека самого обижают, а он, чтобы выместить зло, обижает других? Жалко этого человека, потому что он здоров физически, но душа у него больная. Надо относиться к другим так, как если бы ты хотел, чтобы к тебе относились. Стоит задуматься о будущем.

Иван-царевич отпускает зайца в лес.

Ученик 10

Вредные привычки как разрушители здоровья

В наши дни очень актуальна проблема употребления табака, алкоголя, наркотиков. От этого страдает всё общество, но в первую очередь под угрозу ставится жизнь и здоровье подрастающего поколения. Ведь алкоголь, табак и наркотики активно влияют на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. Это влияет на умственную деятельность. У человека ухудшается память, внимание, и он глупеет.

Ученик 11. Результаты социологического опроса (Приложение 2).

Заключительная часть

Учитель сообщает, что доктор Айболит прислал сообщение о том, что Ангина Грипповна побеждена и ушла в свою Страну Болезней. А сказочные герои хотят сказать вам несколько слов.

Сказочные герои благодарят учащихся за помощь.

Рефлексия

Психолог спрашивает, что понравилось в проекте, что было наиболее интересно, и напоминает, что каждый человек должен заботиться о своём здоровье, потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

Качественная оценка учителя. Учитель выражает благодарность участникам проекта.