Цели урока:
- повторить определения обратных тригонометрических функций,
- повторить решение простейших тригонометрических уравнений,
- научить решать простейшие тригонометрические неравенства.
Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал.
Ход урока
Повторение. Обратные тригонометрические функции.
Вопросы классу.
- Для какой функции существует функция обратная? Приведите пример функции, для которой существует обратная функция на всей области определения, не существует обратной функции на всей области определения.
- Какая существует зависимость между областью определения и областью значений прямой и обратной функций?
- Как располагаются в прямоугольной системе координат графики прямой и обратной функций?
- Можно ли говорить о том, что тригонометрические функции на всей области определения имеют обратные функции? Обоснуйте свой ответ.
Далее даются определения обратных тригонометрических функций.
Определение 1. Арксинусом числа а называется такое число на отрезке , синус которого равен а.
Определение 2. Арккосинусом числа а называется такое число на отрезке [0; π], косинус которого равен а.
Определение 3.Арктангенсом числа а называется такое число на интервале , тангенс которого равен а.
Определение 4. Арккотангенсом числа а называется такое число из интервала (0; π), котангенс которого равен а.
Полезно задать учащимся несколько вопросов, которые помогут определить неформальное понимание определений.
Например.
1) Что означает запись y = аrcсоsх? Предполагаемый правильный ответ: по определению обратной тригонометрической функции это означает, что и сosy = x
2) Правильно ли утверждение: “Арккосинус нуля равен 2πn?”.
3) Найдите .
Решение. Пусть . Тогда и . Применим основное тригонометрическое тождество sin2y + cos2y = 1. Найдем
Учащиеся должны увидеть, что на отрезке [0; π] sin y ≥ 0 и правильным ответом будет .
4) у = arctgx. Если x ≥ 0, то, какому промежутку принадлежит у? А если х<0?
Повторение. Решение простейших тригонометрических уравнений.
Уравнение sinx = a (проектор, экран).
Множество решений уравнения имеет вид:
(рис.1,а для 0<a<1; рис 1,б для -1<a<0)
Рис. 1
Такая запись решения простейшего тригонометрического уравнения sinx = a удобна, когда проводится отбор корней. В основном же применятся следующая запись:
При решении уравнений вида sinx= 0, sinx=1, sinx= – 1 (частные случаи простейшего тригонометрического уравнения) мы пользуемся соответственно формулами: x= (рис2,а,б,в)
При – уравнение решений не имеет.
Рис. 2
Изучение нового материала.
Решение простейших тригонометрических неравенств sin x < 0, sin x > 0
sin x ≤ 0, sin x ≥ 0
Учащимся предлагается воспользоваться карточкой № 1 (формат А-4) со следующим содержанием.
Карточка № 1.
Алгоритм решения тригонометрических неравенств.
- На оси ординат единичной окружности отмечаем точку, соответствующую значению а (примерно).
- Через полученную точку проводим прямую параллельно другой оси системы координат до пересечения с окружностью (Точки пересечения можно соединить с центром окружности).
- На единичной окружности в точках пересечения записываем числа, соответствующие этим точкам.
- Мысленно перемещаем нашу прямую параллельно оси координат в зависимости от значения а.
- Выделяем штриховкой ту часть дуги единичной окружности, которую перемещающая прямая ее пересекает. Если неравенство строгое, то точки на концах дуги не заштриховываются (выколотые точки).
- Записываем ответ.
Решение неравенства sinx>
Далее по алгоритму учитель на доске, а учащиеся на карточке проводят последовательные операции на единичных окружностях (рис. 3, а, б, в), рассматривая решение неравенства sin x >
Рис. 3
Записывается ответ:
Уравнение cosx = a.
Учащимся предлагается работа по карточке № 2.
Карточка № 2.
(На карточке – пять единичных окружностей.)
Рис. 5
Учащиеся самостоятельно выполняют чертеж иллюстрирующий решение уравнения cosх = а для случая 0 < a < 1 (Рис. 4, а), для случая –1<a<0 (Рис. 4, б), для случая а = 0 (Рис. 5, а), для случая а = 1 (Рис. 5, б), для случая а = –1 (Рис. 5, в) и записывают решение уравнения для каждого из них по аналогии решения уравнения sinx = a.
Затем на экране высвечиваются чертежи соответствующие рисункам 4(а, б) и 5(а, б, в) с записью решения уравнения cosx = a.
Проводится обсуждение выполненной работы.
Решение неравенства соsx>
Решение неравенства проводится одним из учащихся на доске. Учащиеся на карточке при максимальной самостоятельности, используя рисунок, записывают решение данного неравенства (Рис. 6, а). При необходимости учитель оказывает помощь учащемуся у доски и учащимся класса. Закрепляется алгоритм решения неравенства.
Рис. 6
Ответ:
После решения этого неравенства учащимся предлагается самостоятельно решить неравенство (Рис. 6, б)
Ответ:
При проверке решений используется изображение на экране.
Уравнения tgx = a, ctgx = a
На экране высвечивается рисунок 7, а, б, по которому разбирается решение уравнений.
Здесь нужно заострить внимание учащихся на наличие двух дуг, симметричных относительно начала координат и в связи с этим на соответствующую запись ответа.
Рис. 7
Учитель у доски объясняет решение данных неравенств. Решение неравенств учащиеся оформляют в тетрадях. Целесообразно рассмотреть решение нестрогих неравенств, чтобы напомнить об области определения тангенса и котангенса, так как строгие неравенства не подчеркивают того, что тангенс и котангенс определены не для любого значения аргумента.
По результатам объяснения учителя учащиеся получают рисунок 8(а, б) с записью ответа.
Рис. 8
Рис. 9
Ответ:
Итог урока. Повторить алгоритм решения тригонометрических неравенств на каком либо примере учебника п.10 (А.Н.Колмогоров и др. Алгебра и начала математического анализа. 10 – Ф45 11-е классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе; под редакцией А.Н.Колмогорова. М.: Просвещение, 2009).
Домашнее задание: п.10, материал карточек.