Цели:
Образовательные:
- Рассказать об участии детей в Великой Отечественной войне, их роли в достижении победы, о славных подвигах юных героев.
- Изучать историческое прошлое нашей Родины.
- Расширить знания детей о событиях 1945-1945 годов.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны, признательность за их жертвы во имя мира на нашей Земле.
- Формировать чёткое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
- Учить детей ценить мир и осознавать свою роль в сохранении мира на Земле.
- Формировать чувство патриотизма.
Развивающие:
- Расширять область знаний, обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать интерес к изучению истории.
Оборудование.
- Выставка книг о детях-героях Великой Отечественной войны
- Выставка портретов героев.
- Выставка рисунков и творческих работ учащихся о ВОВ.
- Фонограмма с записью мелодии песни "Священная война"
- Большие портреты детей-героев ВОВ
- Проектор. Кадры войны, празднования Победы, мирного детства и труда в довоенные годы, фотографии ветеранов.
- Цветы для ветеранов Великой Отечественной войны.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(рис.1, 2)
Ведущий: 22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была лавина немецких солдат. 5,5млн. человек, 5тыс. самолётов, 3 тысячи танков. Всё это двигалось на нас, прадедушек и прабабушек, которые были также молоды как мы с вами теперь. Сегодня, отмечая праздник Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто погиб во имя мира и свободы.
Ученик:
Его я узнал не из книжки-
Жестокое слово-война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли-
Мы просто дышали войной.
Ведущий: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и в маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере. На переднем крае и в глубоком тылу.
Ученица.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
(С .Щипачев.)
Ведущий: 22 июня был выходной день. Спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничего не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали четыре утра:
И вдруг эту тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолетов, лязг танков, пулеметные очереди.
И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идёт война народная,
Священная война!
Ведущий: Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминания о своём детстве теперь уже взрослых людей.
(рис. 3)
Ученица: В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбёжек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.
Ученица: И вдруг война, страшная война. А мне - 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а хотелось мстить за всех погибших и за слёзы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность.
Ученик: Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было 9,5 лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл :
(рис. 4)
Ведущий: Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну. Освобождённые из плена. Братья и сёстры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей: Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час. Но храбрость и недетская сила рук были в едином порыве, принесшем Победу.
(рис. 5, 6)
Ведущий: Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде.
Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.
Ученица: "Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января. В 3 часа дня 1942 года. Лека умер17 марта, в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер13 апреля, в 2 часа ночи 1942 года. Мама -13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 года". Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.
Ведущий: Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая не намного пережила своих близких. А вот воспоминания тех, кто выжил.
Ученица: Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой. Зимой 1942-1942 годов не стало света, воды, отопления, и стены домов промерзали на 20-30 см. В ту пору на окнах обязательна была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребёнка, что это ночь (даже если это день ), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паёк 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода - это одно из устойчивых воспоминаний моего детства:
(Л. Т. Шепелева ,профессор ,доктор исторических наук .)
(рис. 7, 8)
Ведущий: Вместе со взрослыми тысячи ребят в красных галстуках встали на защиту Родины. Мы называем имена юных героев Советского Союза: Витя Черевичкин, Зина Портнова, Боря Цариков, Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Володя Дубинин, Нина Сагайдак.
Мы, кубанцы, можем гордиться своими юными земляками - гоями Великой Отечественной Войны. Подвиги кубанских пионеров являются примером необычайного мужества, беззаветной любви к Родине. Все они были членами деткой патриотической организации. Вот имена лишь некоторых из них: Витя Новицкий, Владик Каширин, Ваня Масалыкин, Гриша Погребной, Женя Попов, Надя Гнездилова и др.
Ведущий: Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку, но и Родину, свободу.
Ученица: "В сентябре 1941 года фашисты заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь. Дедушку расстреляли, а меня сделали донором, как и остальных детей. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилела, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в лагерь "Клоога". Выжила чудом." (Рабочая из Таллина.)
Ведущий: У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди со шприцами, кровь, расстрелы. Но каждый из уцелевших может поимённо назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи:
(рис. 9)
Ученик.
Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зелёная трава.
И вновь весна: И солнце светит ясно.
Вот детский смех послышался вдали
Но кто сказал, что жили вы напрасно?
Но кто сказал, что зря боролись вы?
Кто так сказал, не знал, наверно, горя
И не видал он материнских слёз,
Не видел он могил и после боя
Не видел тех, кто это перенёс. (Русские солдаты)
Ведущий: Сегодня у нас в зале находятся ветераны войны. (Выступление ветеранов, объявление минуты молчания.)
Ученик.
:Война прошла ужасным ураганом
И юность отняла навек у вас.
Не описать тех горестей, страданий,
Но им благодаря мы счастливы сейчас:
(Г.Озерских. Ветерану.)
(рис. 10, 11)
Ведущий: Мы благодарны вам за чистое мирное небо, за счастливое детство, мы горды за вашу Победу. С праздником Вас, дорогие ветераны!
Ученик.
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жён потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда - их еда и землянка - их кров,
А мечта - до победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
(рис. 12, 13)
Дети поздравляют ветеранов, вручая им цветы.
Список литературы:
- Дети-герои. (Сост. Гончаренко И.К., Махлин Н.Б.), Киев, 1986 г.
- Журнал "Читаем, учимся, играем". 1 выпуск, 2005 г.
- От улыбки станет всем светлей. (Сост. Михалёва И.В.), С.-П., 1996 г.