Цели: формировать умение правильно строить ответы; формировать навык синтаксического разбора предложения; отрабатывать навык нахождения в предложении обстоятельства; воспитывать уважительное отношение ко всем профессиям.
I. Рефлексивный круг.
Учитель: - Что необычного заметили?
Уч.:- Выберите цвет, соответствующий настроению, возьмите открытки с изображением цветов и подойдите ко мне.
Что вспоминаете глядя на открытки?
Что хочется сказать об этих цветах?
Чем похожи они на людей?
Что общего у цветка с вами, с уроком?
Каким вы хотите видеть урок? (Запоминающимся, тёплым, полезным, живым, познавательным, научным). На доске появляется солнышко с лучиками.
II. Планирование деятельности.
Уч.:- Посмотрите на свои карточки и спланируйте, чем займемся на уроке. (Раскладывая карточки, дети видят, что на уроке они будут: работать в группах, со словарём. Уделят внимание фразеологии, будут закреплять изученный материал, получат новую информацию, будет проведена фонетическая работа. (слайд 1)
III. Каллиграфическая минутка.
1.Вступительная беседа.
Уч.: - Небольшая разминка. Надо вписать слово в "воротца".
/ / / / / / / / / / / / / / / /
- Трудно? Не знаете, какое слово? Даю подсказку. (запись на доске)
Кожухдин сущ, 1 скл.
ьлистроте / / / / / / / / / / / / / / / /
женерин
торахртеаик
Уч.: - Попробуйте выстроить логическую цепочку, что нужно сделать, чтобы угадать слово? (Приложение 1)
Уч-к: - собрать слово;
- найти общий признак, объединяющий все 4 слова;
-используя правила каллиграфии, записать слово в "воротца".
2. Работа в группах.
а) самостоятельная работа:
Уч.: : По одному представителю от групп подойдите ко мне и вытяните карточку.
(Дети самостоятельно в своей группе распределяют поручения).
Собирают слово.
Записывают в транскрипции.
Подбирают схему.
Находят толкование слова в словарях.
б) коллективная проверка: (во время проверки на доске появляется запись) Уч-к: - количество букв соответствует количеству звуков и нет расхождений в написании и произношении.
Строитель - [страит'ил']
Уч-к: - Количество букв больше, чем звуков и есть расхождения в написании и произношении.
Инженер - [инжын'эр]
Архитектор - [арх'итэктар]
Уч-к: - количество букв и звуков совпадает, есть расхождения в написании и произношении.
Сведения из толкового словаря:
Уч-к: - количество букв и звуков совпадает, есть расхождения в написании и произношении.
Художник - человек, который творчески работает в какой-нибудь области искусства.
Строитель - специалист по строительству, строительным работам.
Инженер - специалист с высшим техническим образованием.
Архитектор - специалист по архитектуре, зодчеству.
Уч: - Так какое слово может объединять все эти слова?
Уч-к: - профессия
Учитель: - Впишите в "воротца" (дети объясняют как записать слово, применяя правила каллиграфии, проверяют "Эталоном правильного письма"). (Слайд 2)
IV. Словарная работа.
Уч: - Что скажете о слове профессия? (Словарное слово; 4 слога, есть длительный звук [праф'эс???иj?а], можно поделить на группы с точки зрения каллиграфии)
1 гр. - ф, е, и, я - "секрет" имеется в написании этих букв (Технология письма с "секретом" В.Илюхиной).
2 гр. - п,р,о,с - без "секрета"
1 гр. - ф, р - выходит за пределы строки.
2 гр.-п,о,е,с,и,я - не выходит за пределы строки.
Лишняя буква Я - соединение на 1/3 размера маленькой буквы.
V. Проверка своей деятельности на данном этапе.
Уч: - без каких знаний мы не можем записать ни одно слово? (Без знаний каллиграфии).
- какие знания нам еще необходимы для того, чтобы записать слово? (Без знаний орфографии).
Уч: - Выполнив эти задания мы заложили фундамент дома, который будем строить на протяжении всего урока. (Слайд 3)
- каким еще наукам уделили внимание? (Фонетике и лексике). (Слайд 4,5)
Уч: - Я вас попрошу отразить в графиках результаты вашей работы. Какой вклад внес каждый из вас?
(Каждая группа выстраивает графики на своих мольбертах).
Уч: - На ваших столах лежат фразеологизмы. Для какого вида работы вы могли бы выбрать тот или иной фразеологизм. Обоснуйте свои ответы.
(Все группы выбирают из данных фраз подходящую к науке каллиграфии).
Дело мастера боится.
Не учась и лаптя не сплетешь.
Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
Не стыдно не уметь, стыдно не учиться.\
(К науке орфографии)
Зри в корень.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Неграмотный - что слепой.
V. Второстепенные члены предложения.
Задание группам.
Уч: - Достаньте из конвертов карточки, прочтите их, выберите текст, подходящий вашей профессии. Группа, которым досталось слово строитель, выбирает текст, соответствующий данной профессии, архитектор - свой текст и т.д.
С древности человечество стремилось разумно строить города. Мастера учитывали рельеф местности и направление господствующих ветров. Города поражают своей красотой и величием, своей монументальностью.
Эпоха Возрождения оставила доказательства развития науки. Существуют дневники и записи с описанием и чертежами технических устройств.
Алексеев является основоположником городского пейзажа в живописи. Гармонично сочетается в его работах строгая красота городской архитектуры. Он создает целостный образ Москвы.
Современная технология домостроения позволяет в короткий срок возводить здания разнообразных типов. Они отличаются количеством этажей и формой самого здания.
(Обосновывают свой выбор).
Уч: - выполнив работу, подберите подходящий фразеологизм.
Варианты групп:
Берись дружно, не будет грузно - 1гр.
Ум хорошо, а два лучше - 2 гр.
Один в поле не воин - 3 гр.
Дерево живет корнями, а человек друзьями - 4 гр.
6. Закрепление пройденного материала.
Уч: - На протяжении последних уроков мы с вами работали над синтаксическим разбором предложений. Пришли к выводу, что каждый второстепенный член предложения "сидит на своем стуле". (Прил.2)
День клонится к вечеру.
Мороз утих к вечеру.
К обеду дождь прошел.
К обеду подали салат из молодой редиски.
Меня не оставляла мысль о поездке.
Нас поразил своей красотой дом у дороги. (вопрос где? какой?)
О приближающейся катастрофе нс оповестили через газеты. (как? каким образом? через что?).
Уч: - Вспомнили? А теперь прочтите и разберите выделенное предложение.
(Дети выбирают по желанию любой уровень).
1в. - разобрать по членам предложения;
2в. - разобрать и составить схему к предложению;
Зв. - составить предложение к схеме.
Уч: - Выберите фразеологизм, соответствующий выполненной работе.
Ломать голову - 1гр.
Гибкость ума может заменить красоту - 2 гр.
Высшим отличием человека является упорство в преодолении жестких препятствий - 3 гр.
Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству - 4 гр.
Уч: - Давайте закончим строительство нашего дома. (Слайд 6,7,8)
Уч: - Чтобы закончить строительство нашего дома давайте подведем итог работы в группе. Закончите строительство графиков. Обоснуйте свое решение. (Дети сами отмечают, кто из них какой вклад внес для своей группы)
Уч: -Давайте вернемся к началу урока. Вы хотели, чтобы урок был запоминающийся? Что запомнили?
Хотели, чтобы урок был теплым? (Взаимовыручка, хорошая, добрая атмосфера...)
Чтобы урок нес полезную информацию. (Узнали о 4 профессиях...)
Хотели, чтобы урок был живой. (Активно работали...)
Научный (сотрудничали с науками)
Посмотрите сколько оттенков у нашего урока. (6 как у радуги).
А когда появляется радуга? (После дождика, когда выглядывает солнышко).
Можем мы это отнести к нашему уроку? (Докажите).