Сегодня российская школа переживает качественно новый этап в своем развитии, который связан с кардинальным изменением приоритетов современного образования. В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни. В связи с этим, в Концепции модернизации российского образования зафиксировано Положение о том, что "Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода "мерило" современного качества образования". Современное образование не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и педагогических формах. Это означает, что новая школа, образовательная система с необходимостью требуют применения иных способов управления, что предполагает переосмысление базовых условий организации школьной жизни - новых подходов к организации образовательного процесса.
Целью обновления содержания образования должно стать качественное изменение результатов общего образования - развитие компетентностей. Проектируемое на основе компетентностного подхода содержание образования сможет обеспечить не разрозненное предметное, а целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции обучающегося будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в общении с друзьями, в будущих производственных отношениях.
С 2003 года темой работы нашей школы стала проблема создания условий для успешной социализации личности выпускника, что потребовало серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога. Исходя из этого, одним из основных направлений работы педколлектива стало введение компетентностного подхода в учебный процесс (формирование ключевых компетенций). В 2006 - 2007 учебном году педагогическим коллективом МОУ "СОШ № 10" была завершена работа по разработке модели ключевых компетенций выпускника I, II, III ступеней обучения в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (федерального и регионального компонентов). Разработанная модель ключевых компетенций предполагает конструирование содержания образования сверху вниз: сначала четко определяется модель выпускника, затем в соответствии с этой моделью разрабатывается содержание образования, способствующее развитию обозначенных ключевых компетенций. Освоение содержания образования происходит снизу вверх - формирование ключевых компетенций начинается в начальной школе.
Под компетенцией мы понимаем совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность же есть владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Обновление содержания образования происходит по следующим составляющим образовательного процесса:
- через интеграцию рабочих программ начального общего образования, основного общего образования, в том числе обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по математике и физике, среднего (полного) общего образования, в том числе обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по математике и физике, дополнительного образования по направленностям: художественно-эстетическая, военно-патриотическая, физкультурно-спортивная, профессиональной подготовки по специальностям: швея, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин;
- через вариативность форм образовательного процесса, что обеспечивает обучающимся право выбора на комплекс условий, благодаря которым они удовлетворяют свои потребности, интересы, запросы и овладевают устойчивыми ориентирами на адаптацию к жизни, имея при этом мотивацию к достижению поставленных целей и позитивную самооценку;
- через интеграцию учебной и внеучебной деятельности, что способствует формированию ключевых компетенций, предоставляет обучающимся широкую возможность для организации взаимодействия, приобретения опыта интеллектуальной, спортивной, творческой деятельности, обобщения и предъявления собственных моделей и решений;
- через систему оценки уровня достижений ключевых компетенций. Для создания системы мониторинга уровня достижений ключевых компетенций в МОУ СОШ №10 использован технологический подход, который обеспечивает объективность учета учебных и внеучебных достижений обучающихся. Поскольку образовательный процесс ориентирован не столько на регулирование самого процесса обучения и воспитания, сколько на новые результаты, технологическая карта мониторинга включает в себя и внешнюю и внутреннюю оценку качества. Модель образовательного процесса спроектирована с учетом этой системы оценки.
Одна из значимых составляющих модели образовательного процесса - система деятельности, направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов, которая осуществляется на основе дифференцированного. Задача педагогов заключается в разработке содержания образования, совместном поиске оптимальных методов, приемов, средств обучения и воспитания.
Внедрение компетентностного подхода в образование означает изменение всей педагогической системы общеобразовательной школы, переход к новому типу обучения и воспитания, что предполагает длительный процесс осмысления, исследований, разработок и принятия научно обоснованных и административно взвешенных решений.
Литература:
- Евдокимова Н.В. Становление понятий "компетентность" и "компетенция" в современной педагогической практике. htt // www .t21.rgups .ru/dok 2007/1/07.dok.
- Зеленская Е.В. Компетентностный подход в образовании. htt:// elena-zelenskaj .ucoz.ru /news/2008-08-24-2.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. htt ://aspirant.rggu .ru/article .
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос".-2002.-23 апреля. htt:// eidos.ru/ journal/2002/0423.htm.
- Сластенин В.А. Педагогика // М.:Академия. 2008.