Обособление обстоятельств. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Дидактическая цель урока: создание условий для формирования у учащихся положительной мотивации и потребности в знаниях; углубление представлений об обособлении второстепенных членов предложения - обстоятельствах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

Задачи по содержанию:

Образовательные:

  • дать понятие об обособлении обстоятельств;
  • показать особенности обособления обстоятельств;
  • формировать умения находить деепричастие и деепричастный оборот, определять его границы;
  • правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;
  • уметь правильно использовать в речи деепричастные обороты.

Развивающие:

  • развивать навыки выразительного чтения предложений;
  • развивать умения определять обособленные или необособленные обстоятельства.

Воспитывающая:

  • воспитывать уважение к языку, к мнению одноклассников.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Приёмы учебной деятельности: фронтальная беседа, работа со схемой, с таблицей, работа над интонацией, сопоставление предложений с теоретическим материалом таблицы, тренировочные упражнения в группах.

Оборудование: учебник, тетрадь, таблица "Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами", карточки для анализа предложений, для контроля полученных знаний - игра "Выбери предложение", сигнальные карточки (красный - зелёный).

Ход урока:

I. Орг. момент.

1) Приём специальной рассадки "Глаза в глаза".

2) Приветствие.

II. Рефлексия.

- Положите, ребята, перед собой картинку, изображающую либо солнце, либо тучу, либо цветок, которая соответствует вашему настрою на урок.

III. Повторение изученного.

Беседа.

- Вспомните, что такое обособление?

(Выделение по смыслу членов предложения: в речи интонационно, а на письме - знаками).

- Какие члены предложения обособляются? (Только второстепенные.)

- С какими обособлениями вы знакомы?

(Обособляются причастные обороты, стоящие после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, обособленные определения и приложения.)

IV. Объявление темы и задач урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с обособлением какого второстепенного члена предложения?

- Запишите дату и тему урока.

- Ребята, вспомните, какая часть речи всегда является обстоятельством?

(Деепричастие).

-Что такое деепричастие? Выберите правильный ответ из предложенных определений. (1.)

  1. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, при основном действии, выраженном глаголом.
  2. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию.
  3. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия.

- Что такое деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми словами.)

- Как выделяются на письме деепричастия и деепричастные обороты?

(Запятыми выделяются не только деепричастные обороты, но и отдельные деепричастия, независимо от их места в предложении.)

V. Знакомство с теоретическим материалом.

- Самостоятельно рассмотрите схему обособления обстоятельств на с. 151 учебника.

- Прочитайте правило на с. 151.

Одиночные деепричастия и деепричастные обороты всегда выделяются запятыми, в каком бы месте предложения они не стояли.

- Но в каждом правиле бывают исключения. Это касается и обособления деепричастий и деепричастных оборотов

(Каждому учащемуся выдается таблица "Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами").

"Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами".

ОБОСОБЛЯЮТСЯ. НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ.
1. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении:

Листья, /падая/, шепчутся, /прощаясь навек./

1. Одиночные деепричастия, если они стоят после сказуемого в конце предложения и являются обстоятельством образа действия:

Он шёл прихрамывая.

2. Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или противительного союза (его можно оторвать от союза и перенести в другую часть предложения):

Каштанка /,вскочив/, присела на все четыре лапы и, /протягивая к коту морду/, залилась громким лаем..

2. Одиночные деепричастия, близкие по функции к наречиям (лежа, сидя, стоя, нехотя и др.)

Читать лежа вредно.

  3. Деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящие после союза А:

Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, говорил одни и те же слова.

  4. Деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя голову, спустя рукава, положив руку на сердце и др.)

Они слушали его рассказ затаив дыхание.

Два деепричастных оборота, соединённые неповторяющимся союзом И, запятой не разделяются, если относятся к одному члену предложения:

/Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны/, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

- Ребята, рассмотрите таблицу, обсудите в группах случаи обособления и не обособления обстоятельств.

VI. Закрепление.

1. Работа в группах.

Карточка № 1.

Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.

Запишите предложения и объясните постановку знаков препинания.

  1. Павел приезжал всё реже, а приезжая, не задерживался.
  2. Щенок с весёлым лаем выскочил на улицу, но, испугавшись нас, замолк и спрятался под крыльцо.
  3. Реки шумно текут в горах, а выйдя на равнину, умолкают.
  4. Вдали, сливаясь с небом, громоздились льды.

Подчеркните обособленные обстоятельства.

Физпауза.

2. Выборочное выполнение упражнения 319.

Задание: списать, раскрывая скобки и расставляя запятые при обособленных членах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

1 группа - 1-2 предложения;

2 группа - 3-4 предложение;

3 группа - 5-6 предложение.

Проверка: одна группа отвечает, остальные с помощью сигнальных карточек "красный цвет (не согласны) - зелёный (согласны)" проверяют отвечающих.

3. Упражнение на употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи.

На доске записаны предложения:

  1. Планер круто взмыл вверх и стал плавно спускаться (описав большой круг).
  2. Мальчики смотрели на него и махали вслед (задрав головы).
  3. Монтёр долго осматривал проводку и устранил неисправность (отыскивая повреждение; обнаружив место разрыва).

Задание: вставить помещённые в скобках деепричастные обороты перед союзом И или после него, в зависимости от смысла глаголов - сказуемых.

(1. Планер круто взмыл вверх и, описав большой круг, стал плавно спускаться.

Мальчики смотрели на него, задрав головы, и махали вслед.

Монтёр долго осматривал проводку, отыскивая повреждения, и, обнаружив место разрыва, устранил неисправность.)

Записать полученные предложения(по группам), обособить деепричастные обороты.

Вывод.

VII. Контроль полученных знаний.

1. Игра "Выбери предложение".

Каждой команде выдаются одинаковые карточки с предложениями. Они сами вытягивают номер предложения, которое будут записывать и анализировать.

Карточка № 2.

Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Спишите, расставляя знаки препинания.

Месяц (,) золотясь (,) спускался к степи.

Казаки разъехались (,) не договорившись.

Синея (,) блещут небеса.

И солнечный поток (,) прорезав тело тучи (,) упал (,) дымясь (,) на кристаллические кручи огромных ледников и вспыхнул (,) и погас.

Каждая группа читает своё предложение и объясняет, где и почему поставили знаки препинания. (Обособили одиночные деепричастия и деепричастные обороты).

2. Работа в группах.

Карточка № 3.

Обведите номера правильных ответов.

Обособленное обстоятельство есть в предложении:

Ключ этот бьёт из расщелины берега превратившегося мало-помалу в небольшой, но глубокий овраг.

Вдали на небе распахнувшись над горизонтом дрожало багровое красивое зарево.

Благодаря массе новых впечатлений день прошёл для Каштанки незаметно.

Пунктуационная ошибка есть в предложении.

Около получаса шёл я так, с трудом переставляя ноги.

Погнавшись за проезжающими, Серёжа споткнулся и на всём бегу ударился коленом о дерево.

В морской дали, приглядевшись можно различить очертания островов.

VIII. Рефлексия.

- Поменялось ли ваше настроение к концу урока? (Используются картинки).

- Довольны ли вы своей работой?

IX. Итог урока.

- На уроке работали над обособлением какого второстепенного члена?

(Обстоятельства.)

- Какой частью речи оно выражено? (Деепричастием.)

- На следующем уроке мы продолжим работу с обособленными обстоятельствами.

X. Домашнее задание.

"Аукцион".

Продаётся домашнее задание:

На "3" - упр. 314,

На "4" - упр. 317 (1-4 предлож.);

На "5" - упр. 318.

Итак, д.з. проданы.

Урок окончен. Всем спасибо за работу. До свидания.