На наших глазах фантастика становится реальностью – люди научились перемещать отдельные атомы и складывать из них, как из кубиков, устройства и механизмы необычайно малых размеров и поэтому невидимые обычным глазом. Появилась целая отрасль науки – НАНОТЕХНОЛОГИИ, впитавшие в себя самые новые достижения физики, химии и биологии. Ученые-нанотехнологи работают с ничтожно малыми объектами, размеры которых измеряются в нанометрах. Нанотехнологии – это не просто количественный, а качественный скачок от работы с веществом к манипуляции отдельными атомами.
С целью развития познавательного интереса учащихся, обсуждения перспектив развития нанонауки и демонстрации ее на примере межпредметных связей между основными естественными науками мной была организована и проведена конференция «Важные открытия последних лет и самые интересные изобретения, связанные с нанохимией и нанотехнологиями» (Приложение 1)
Открытие сопровождалось приветственными выступлениями организаторов конференции.
В рамках конференции была организована проектная деятельность учащихся. Учащиеся кружка «Химикус» ГОУ Лицея № 1524 провели конкурс на лучшее внеклассное мероприятие по теме «Таинственный мир наночастиц». Условием этого конкурса было проведение самими учащимися уроков для младших лицеистов по данной тематике с целью развития познавательного интереса младших учащихся. Учащиеся придумывали сказки о наночастицах и инсценировали их, писали стихи и песни.
Лучшая инсценировка сказки «Путешествие Алисы в наномир» была представлена на итоговой конференции.
В ходе работы конференции было прослушано 7 докладов, а так же работы, посвященные развитию и применению нанотехнологий. (Приложение 2)
Проведение подобных конференций способствует активизации творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы школьников, вовлечение их в исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность в области нанотехнологии и нанохимии; выявлению талантливых, одаренных учащихся, увлеченных научным творчеством; стимулированиею участия учащихся в исследовательской работе, формирование у них устойчивого познавательного интереса к фундаментальной и прикладной химии; формированию преемственности образовательных программ общего среднего, дополнительного, высшего профессионального образования в условиях профилизации старшей школы; установлению творческих контактов между научными объединениями учащихся школ округа, города Москвы, регионов России и зарубежных стран с целью обмена опытом. (Приложение 3)
Организованная таким образом внеурочная деятельность дает возможность всем учащимся не только понять, что все-таки, время, в которое мы живем и действуем, демонстрирует особое значение химической науки, химических знаний для научно-технического прогресса, для успешного процветания землян. Она позволяет решить одну из важнейших задач современного образования: превращение знаний, полученных в школе в инструмент творческого освоения мира. И служит основанием для предпрофильной и профильной подготовки учащихся в области химии.