Население мира. Человечество ждет вымирание, перенаселение планеты, стабилизация численности?"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели и задачи урока:

  • выявить закономерности динамики численности населения мира;
  • сформировать понятия: «естественное движение населения», «демографическая политика», «качество населения»;
  • ознакомить учащихся с основными положениями теории демографического перехода;
  • совершенствование навыков исследовательской  работы со статистическими материалами;
  • формирование географического мышления и географической культуры.

Оборудование: политическая карта мира, географические атласы (для каждого ученика), мультимедийный учебник, медиапроектор, компьютер, экран.

Форма проведения: комбинированный урок с элементами исследовательской работы.

Подготовка к уроку: за 2 недели до начала урока учащиеся по группам получают задания:
1. Провести исследовательскую работу по выявлению показателей естественного прироста населения своего посёлка, района, края;
2. Выяснить каким образом администрация района, края стимулирует рождаемость, как это отразилось на показателях рождаемости;
3. Определить образовательный уровень жителей микрорайона школы, сравнить с мировыми показателями;
4. Рассчитать среднюю продолжительность жизни населения посёлка, района, края, сравнить с мировыми показателями.
5. Подготовить сообщение о семье Д.И. Менделеева.
6. Подготовить сообщение о роли Д.И. Менделеева в изучении динамики численности населения мира.

ХОД УРОКА

1. Организация урока

2. Актуализация знаний

Вспомнить численность населения России, место страны в мире по численности населения.
– Какие показатели включает в себя понятие естественного прироста населения?
– Вспомните понятия «демография», «этнография». Сравните данные вами определения  с определениями в учебнике (с.51).

3. Изучение нового материала

Объявление темы и целей урока, запись темы урока в тетради.

3.1. Численность населения мира

– Ребята, как вы считаете, какое значение для страны имеет его численность населения ?
– Как можно узнать о численности населения?
Всего в мире было проведено более 2 тысяч переписей населения. Ознакомимся с дополнительным текстом учебника № 1 на с. 73.
– Вспомните, когда в России проводилась последняя перепись населения? Каковы её результаты?
– Используя табл. № 2 и рис. 10 на стр. 56 учебника, определите численность населения мира и её динамику.
– Проанализируйте таблицу и рисунок, сделайте возможные выводы из этих источников информации.
– Одним из первых учёных, изучавших динамику численности населения Земли, был Д.И. Менделеев. (Сообщение учащегося).
При обсуждении выводов на экран выводится график, показывающий динамику численности населения мира из мультимедиаучебника.
– Используя пример в учебнике на стр.53 и дополнительный текст № 2,3 на стр.73, подтвердите, измените или уточните свои выводы.
– Как вы думаете, во всех ли странах одинакова численность населения? Пользуясь форзацем учебника, назовите и покажите на карте мира 10 стран мира с наибольшей численностью населения.  (После выполнения работы на экран выводится карта из мультимелтаучебника, на которой показаны страны с наибольшей численностью населения).
– Разные регионы мира, страны различаются численностью населения, величиной роста. Это объясняется различным характером воспроизводства.

3.2. Воспроизводство населения

– Как вы думаете, какие показатели включает в себя понятие «воспроизводство населения»? Сравните свои мнения с определением, данным автором учебника.
– Таким образом, воспроизводство населения включает такие важные показатели, как рождаемость, смертность, естественный прирост.
– Почему эти показатели важны с точки зрения научной теории народонаселения?
– Это связано с тем, что население рассматривается как главная производительная сила общества и в то же время, выступает как главный потребитель всех создаваемых материальных благ.
– От чего зависят количественные показатели воспроизводства населения?
Пользуясь текстом учебника на стр. 53, выпишите основные причины, влияющие на величины воспроизводства населения в тетрадь.
– Познакомимся с результатами исследования показателей воспроизводства населения нашей местности, показатели запишите в таблицу (Сообщение учащихся, получивших первое задание).

Показатель

Край

Район

Посёлок

рождаемость      
смертность      
естественный прирост      

– Используя таблицу приложения № 10 на стр.340, сравните полученные результаты по естественному приросту нашего региона с показателями отдельных стран.
– Сделайте возможные выводы.(Используя метод «микрофон», высказываются мнения учащихся).
– В упрощённом виде выделяется два типа воспроизводства населения.

3.3. Два типа воспроизводства населения

– В характеристику типов воспроизводства населения включают показатели рождаемости, смертности и  естественного прироста. Составим схематическую диаграмму «Типы воспроизводства населения».
– Охарактеризуйте показатели рождаемости, смертности, естественного прироста, характерные для 1-го типа воспроизводства. Запишите их на схеме.
– По карте, воспроизведённой на экране, определите, для каких стран характерен 1-й тип воспроизводства?
– Пользуясь рис.13 на с.57 учебника, картой на экране, назовите цифровые показатели, формулу 1-го типа воспроизводства. Запишите данные на схеме.
– Страны, относящиеся к 1-му типу воспроизводства населения, имеют  разные показатели естественного прироста. Их принято делить на три подгруппы. Какие? Назовите эти подгруппы, пользуясь текстом учебника, стр.54..
– Приведите примеры стран разных подгрупп, найдите их на карте атласа, покажите на карте мира.
– Заполните схему.
– По заголовку пункта 3 учебника (с.53) скажите как называется 1-й тип воспроизводства населения? Объясните, почему  первый тип воспроизводства называют демографическим кризисом или депопуляцией? Дайте определение этому понятию.
– Охарактеризуйте показатели рождаемости, смертности, естественного прироста, характерные для 2-го типа воспроизводства. Запишите их на схеме. Сравните их с показателями 1-го типа.
– По карте, воспроизведённой на экране, определите, для каких стран характерен 2-й тип воспроизводства?
– Пользуясь рис.13 на с.57 учебника, картой на экране, назовите цифровые показатели, формулу 2-го типа воспроизводства. Запишите данные на схеме.
– По заголовку пункта 4 учебника (с.55) скажите как называется 2-й тип воспроизводства населения? Объясните, почему  второй тип воспроизводства называют демографическим взрывом? Дайте определение этому понятию.
– Пользуясь табл. 10 приложения, назовите и покажите на карте мира страны, имеющие самые высокие и самые низкие показатели естественного прироста населения.

– Как вы думаете, должно ли государство вмешиваться в процессы естественного прироста населения? Обоснуйте свои умозаключения.

Физкультминутка (упражнения для глаз)

3.4. Демографическая политика

– Выясним, что понимается под демографической политикой? (учебник, стр.58).
– Как вы думаете, на что направлена демографическая политика в странах с 1-м типом воспроизводства населения? Приведите примеры, направленные на повышение рождаемости в России.
– Каким образом администрация Георгиевского района и  Ставропольского края стимулируют рождаемость, как это отразилось на показателях рождаемости? (Сообщения учащихся по результатам их исследований).
– Российская семья всегда отличалась многодетностью. Познакомимся с семьёй великого русского химика Д.И. Менделеева (сообщение учащегося).
– Как вы думаете, на что направлена демографическая политика в странах со 2-м типом воспроизводства населения? Приведите примеры, пользуясь текстом учебника (стр.58).
– Важной научной основой для проведения демографической политики служит теория демографического перехода.

3.5. Теория демографического перехода

– Данная теория объясняет последовательность смены демографических процессов. Рассмотрим схему из мультимедиаучебника на экране.
– Сколько выделяется этапов демографического перехода? Что происходит на каждом этапе? Когда наступает стабилизация численности населения, почему? На каком этапе демографического перехода находится Россия?

3.6. Качество населения

– В последнее время в науке и практике всё большее значение приобретают показатели, характеризующие не только количество, но и качество населения.
– Какие показатели включает в себя это понятие? Составим схему «Качество населения».

– Одним из главных показателей служит показатель средней продолжительности жизни. Дайте определение этому понятию (учебник, стр. 59).
– Вы получали задание рассчитать среднюю продолжительность жизни населения посёлка, района, края, сравнить с мировыми показателями. Расскажите о результатах своих исследований.
– Важным показателем качества населения является уровень грамотности. Как выглядит уровень грамотности нашего посёлка в сравнении с отдельными странами? (Сообщение учащегося).

4. Подведение итогов урока

5. Закрепление изученного материала, определение уровня усвоения

5.1. Заполните пропуск: «Численность населения мира равна________чел.

5.2. Выберите правильные утверждения:

1. Невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста характерны для первого типа воспроизводства населения.
2. Феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства населения получил название депопопуляции.
3. Отрицательный естественный прирост имеют такие страны, как Украина, Венгрия, Германия.
4. В десятку крупнейших стран мира по численности населения входит одна африканская и две американские страны.
5. Примером стран, не проводящих демографической политики, являются Китай, Франция и Саудовская Аравия.

5.3. В каких развитых странах среднегодовой прирост составляет 5-10 человек на каждую тысячу населения?

А. Италия;
Б. США;
В. Бельгия;
Г. Эстония;
Д. Австралия.

5.4. Между мужем и женой состоялся следующий диалог:

Муж. Милая, где наш великолепный сын? Я его обещал сводить в зоопарк.
Жена. Ты знаешь, дорогой, он ушёл в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.
Муж. Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть всё: у каждого – велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим минисауну и видеокамеру!
Жена. Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребёнка!
Муж. Да ты с ума сошла.

– В какой из стран могла происходить данная сценка? К какому типу воспроизводства населения можно отнести данную страну.

6. Домашнее задание: стр. 51-60 учебника, выполнение творческих заданий № 2, 3, 4 на стр.76-77 учебника

Список литературы:

  1. Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского. Волгоград: Учитель, 2002.
  2. Лиознер В.Л. Поурочные разработки по географии: 10 класс  к учебнику В.П. Максаковского.  М.: «Экзамен», 2006.
  3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2003.
  4. Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии. 10 класс. К учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира». М.: «Экзамен», 2006.

Приложения