Занятие по развитию речи во 2-й младшей группе "Радость, страх, грусть"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • способствовать развитию у детей умения слушать знакомый текст, выполнять движения, выражать эмоции;
  • развивать умение понимать и правильно использовать в речи слова;
  • воспитывать умение понимать свои чувства и чувства других детей и рассказать об этом, передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Предварительная работа:

– по развитию речи: чтение произведения «Заюшкина избушка»;
– по окружающему миру: беседа о диких животных: лиса, заяц;
– дидактические игры и упражнения: «Движения животных», «Что пропало?», «Услышь музыку», «Солнечные лучики».

Оборудование: кукольный театр, игрушки, цветные кружочки, карточки с изображением эмоций.

Словарная работа:

  • Активизировать в речи слова: «грустный», «веселый», «хитрая».
  • Пассивный словарь: «плутовка», «горемыка».

Методические приемы: индивидуальные и фронтальная работа с детьми, опрос, подвижные игры, объяснение, похвала.

Индивидуальная работа с Катей Я. преодоление застенчивости, вводить в детскую группу, коллективную деятельность. 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Разминка

(Дети входят в группу)

К нам пришли гости. Давайте улыбнемся и поздороваемся с ними. Посмотрите на меня. Сегодня почтальон принес мне коробку, давайте посмотрим, кто там живет!

(Воспитатель достает по очереди животных: лиса, заяц, собака, медведь, петух. Дети вместе с воспитателем рассказывают про каждое животное и под музыку выполняют движения.)

Следующая игра называется «Что пропало?» Кто-то из животных спрячется, а вы скажете, кто спрятался! Правила игры вам понятны? Начинаем играть!

(Воспитатель раскладывает на столе животных: лиса, заяц, собака, медведь, петух, дети закрывают глаза, а воспитатель в это время прячет  одного из животных в коробочку. Открыв глаза, дети должны сказать кто спрятался).
Молодцы, всех животных нашли!
А теперь поиграем в подвижную игру под названием «Услышь музыку».
Садитесь на стульчики, расположенные кругом. Когда зазвучит музыка, вам нужно будет встать и тихонечко бежать вокруг стульев. А когда музыка закончится, вы садитесь на стульчики. Начинаем играть!

2. Основная часть

А) Чтение и инсценировка сказки «Заюшкина избушка» (Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

– У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
– Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!
– Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
– Пусти меня, заюшка, на крылечко.
– Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.
На третий день лиса опять просит:
– Пусти меня, заюшка, в избушку.
– Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку.
Сидит лиса на лавке, а зайчик – на печи.
На четвертый день лиса опять просит:
– Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
– Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса, да и выпросила – пустил ее заяц и на печку.
Прошел день, другой – стала лиса зайца из избушки гнать:
– Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки:
– Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
– Не плачь, зайчик, – говорят собаки. – мы ее выгоним.
– Нет, не выгоните!
– Нет, выгоним!
Пошли к избушке.
– Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:
– Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!
Испугались собаки и убежали.
Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
– О чем, заинька, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
– Не плачь, зайчик, – говорит волк, – я ее выгоню.
– Нет, не выгонишь! Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.
– Нет, выгоню!
Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:
– Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
– Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал.
Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:
– О чем ты, заинька, плачешь?
– Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
– Не плачь, зайчик, – говорит медведь, – я ее выгоню.
– Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали – не выгнали, серый волк гнал, гнал – не выгнал. И ты не выгонишь.
– Нет, выгоню!
Пошел медведь к избушке и зарычал:
– Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
– Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался медведь и ушел.
Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
– Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
– Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
– Нет, не выгонишь! Собаки гнали – не выгнали, серый волк гнал, гнал – не выгнал, старый медведь гнал, гнал – не выгнал. И ты не выгонишь.
Пошел петух к избушке:
– Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
– Одеваюсь...
Петух опять:
– Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
А лиса говорит:
– Шубу надеваю...
Петух в третий раз:
– Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи – да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.)

– Сказка закончилась, а теперь поиграем.

3. Физкультминутка

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(Дети присели, шевелят кистями поднятых рук)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(Дети шевелят кистями поднятых рук)
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп –
Надо лапочки погреть
(Встают, хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок
(дети прыгают на месте на обеих ногах)
Надо зайке поскакать
Кто-то зайку испугал
Зайка прыг и ускакал.

Б)  Умнички, садитесь ребята!А теперь, ребятки, ответьте на мои вопросы:

  • Хорошо ли поступила лиса с зайцем? (нет)
  • Какая лиса в этой сказке? (лиса умная, хитрая, бессердечная, коварная, лгунья, плутовка)
  • А какой зайчик? (Зайчик добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка)
  • Что делал зайчик, когда лиса выгнала его из домика? (плакал, грустил)
  • Кто оказался настоящим героем-помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый)
  • Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

В) Сейчас подойдем к столу, где лежат тарелочки (конверты) с кружочками разных цветов (красный, черный, белый).

– Ребята, вам нужно выбрать цвет, который подходит зайчику. Поднимите руку с кружочком! (белый)
– Теперь выберите кружочек, который мы подарим лисе! (черный)
– А как вы думаете, какой кружок можно подарить петушку? (красный)

Г) Обсуждение выбранных кружочков.

– Зайчику мы выбрали белый кружочек, потому что зайчик слабый и беззащитный; лисе мы дали черный кружочек, потому что она бессердечная и плохо поступила с зайчиком, а петушок храбрый и смелый, он помог зайке, поэтому выбрали для него красный кружок.

Д) А теперь я буду показывать карточки с различными эмоциями, а вы постараетесь изобразить ту эмоцию, которую увидите на карточке.

4. Заключительная часть

А) «Солнечные лучики»

– Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым лучиком.

Все  мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не  отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.

Б) Молодцы, ребята! Как ваше настроение? Вам понравилось занятие? А мне очень понравилось, как вы сегодня занимались!

– Я желаю вам, мои хорошие, побольше положительных эмоций! До встречи на следующем занятии!