Цель. Формировать отношение детей к пониманию своей родословной.
Задачи.
- Познакомить детей с понятием «генеалогия», показать разницу между
- родословным корнем и родословным деревом.
- Развивать мышление, умение правильно высказывать свои мысли.
- Воспитывать уважение к своим предкам.
Оборудование: плакаты с изображением генеалогического дерева и корня, карточки в виде листьев с названиями нравственных качеств человека, альбомные листы, карандаши или фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть
Учитель.Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы проведем тематическое занятие о семье «Моя семья – мое богатство».
II. Основная часть
Учитель.Никто из нас не свалился с луны. Все мы ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Называется это дерево – генеалогическое дерево. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).
Учитель. Генеалогия – от греческого слова – это родословная. А что такое родословная? (Ответы детей).
Учитель. Родословная –
это перечень поколений одного рода. Род
– ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок
– это древний предшественник по роду.
В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в
рыцарский союз, должен был доказать свое
дворянское происхождение. Доказательством
служило рыцарское родословное дерево.А
рисовалось оно так. Внизу ствола рисовался герб
рыцаря, далее ствол делился на две условные
ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб
матери.
Каждая из этих ветвей, в свою очередь, также делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабы с отцовское и материнской стороны. И для того, чтобы составить такое родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков. А можете ли вы назвать имена своих прабабушек, прадедушек? Бабушек, дедушек? (Ответы детей).
Учитель. Между прочим, выясняется
интересная вещь. У каждого человека два родителя
– мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое
больше – четверо,прабабушек и
прадедушек еще вдвое больше – восемь. И так
далее. Вот сколько у человека предков. Славная
вещь – родословное дерево. Не обязательно быть
рыцарем и обладать гербом, т.е. отличительным
знаком сословия, чтобы нарисовать свое
генеалогическое дерево. Другими словами
семейное дерево. И сегодня мы с вами попробуем
это сделать, но сначала разберемся в одной
несообразности. Если присмотреться к дереву
можно заметить эту несообразность. Выходит, что
из ребенка вырастают мама с папой, а из них –
бабушки и дедушки. Странная получается картина.
Как же исправить эту странность? Очень просто.
Перевернем рисунок вверх ногами. Тогда дерево
превратится в корень – в большой разветвленный
корень, из которого и вырос ребенок.
(Учитель меняет табличку «рыцарь» на «ребенок»).
И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала.Так, что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идет о предках, а если мы говорим о потомках какого-нибудь человека, тогда это действительно родословное дерево.
Тут уж мы рисуем столько ветвей сколько у этого
челове6ка детей, а каждая ветвь разветвляется на
меньшие ветви: это будет внуки, а дальше –
правнуки.
А вот теперь вы попробуете нарисовать… А что же
вы будете рисовать? Родословный корень или
родословное дерево? (Ответ детей: «Родословный
корень». Дети рисуют свой родословный корень и
желающие объясняют рисунок).
Учитель. Для любого человека можно нарисовать и родословный корень, и родословное дерево, если знать его предков и потомков. Обратите внимание на высказывания, записанные на доске.
Ученик 1. Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое. В. Белинский.
Ученик 2. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. А. Пушкин.
Учитель. Мы должны с уважением говорить о своей родословной, о своих предках. Ведь если бы не они, то не было бы нас на свете.Какие еще есть родственники у человека? (Ответы детей).
Учитель. Конечно, есть у человека и дяди, и тети, и племянники, двоюродные родственники. Но все же человеку дороже и ближе те родственники, которые живут вместе с ним и называет он их своей семьей. А что такое «семья»? (Ответы детей).
Ученик.
С единым телом я сравниваю семью:
Отец – глава, а руки – сыновья.
И в теле – мать, она как сердце,
И от нее зависит вся семья.
Учитель. Семья, по
определению, данному в словаре Ожегова, – это
группа живущих вместе родственников. Сколько же
их, этихродственников? Послушайте
стихотворение
А. Кардашова «Раз, два, три, четыре», а вы, ребята,
сосчитайте родственников.
Ученик.
Кто живет в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живет в квартире дедушка,
И папа, и прадедушка,
И Миха, папин сын.
Еще красавица живет
С родными неразлучно.
Один из них ее зовет
Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой
Зовет ее другой,
А третий – милой Машей
И хозяйкой нашей!
И называет мамой
Мужчина младший самый!
Учитель.Вот такая дружная большая семья. Кто сосчитал родственников? (Ответы детей).
Учитель.Да, семья не обязательно состоит из родителей и детей, проживать в одной семье могут: мамы, папы, дети, дедушки, бабушки и даже прадедушки и прабабушки. Одним словом жить одной большой семьей. Ребята, а какие пословицы о семье вы знаете?
Ученик 1. На что и клад, коли в семье – лад.
Ученик 2. Вся семья вместе, так и душа на месте.
Учитель. А какие народные мудрости о семье вы знаете?
Ученик 1. Что есть в семье лучшего – от родителей.
Ученик 2. Родители детям плохо не скажут.
Учитель. А теперь обратите внимание на следующие высказывания, записанные на доске.
Ученик 1. Семья – один из шедевров природы. (Д. Сантаяне)
Ученик 2. Счастлив то, кто счастлив у себя дома. (Л. Толстой)
Учитель. Согласитесь, ребята, что это действительно мудрые, верные высказывания. Ведь по-настоящему счастлив то человек, у которого есть семья.Скажите пожалуйста, а будет ли счастливой семья, если будет только совместное проживание членов семьи? Что должно царить в по-настоящему счастливой семье? (Ответы детей: любовь, взаимопонимание, поддержка, внимание, взаимопомощь и т.д.)
Учитель. Давайте, ребята, мы наше родословное дерево пополним листочками. Вы будете брать по одному листику с названием нравственного качества человека, объяснять, зачем необходимо это нравственное качество в семье, и прикреплять на дерево – пополнять крону деревалистьями. (На листах написаны слова: любовь, взаимопонимание, поддержка, внимание, взаимопомощь, сочувствие, дружба, понимание, терпение).
III. Заключительная часть
Учитель. Обратите внимание, ребята,
какое получилось у нас дерево, с богатой кроной. Я
надеюсь, что в вашей семье будут всегда
«присутствовать» листья с этого дерева. А
будущие ваши семьи будут такие же крепкие,
богатые листвой деревья.
В заключение предлагаю еще раз повторить, когда
правильнее говорить о родословном корне. (Ответ:
«Когда речь идет о предках».)
Учитель. А если мы говорим о потомках какого – то человека? (Ответ: «Говорим о родословном дереве».).