Тематическое занятие "Моя семья - мое богатство"

Разделы: Классное руководство


Цель. Формировать отношение детей к пониманию своей родословной.

Задачи.

  • Познакомить детей с понятием «генеалогия», показать разницу между
  • родословным корнем и родословным деревом.
  • Развивать мышление, умение правильно высказывать свои мысли.
  • Воспитывать уважение к своим предкам.

Оборудование: плакаты с изображением генеалогического дерева и корня, карточки в виде листьев с названиями нравственных качеств человека, альбомные листы, карандаши или фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Учитель.Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы проведем тематическое занятие о семье «Моя семья – мое богатство».

II. Основная часть

Учитель.Никто из нас не свалился с луны. Все мы ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Называется это дерево – генеалогическое дерево. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).

Учитель. Генеалогия – от греческого слова – это родословная. А что такое родословная? (Ответы детей).

Учитель. Родословная – это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду.
В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.А рисовалось оно так. Внизу ствола рисовался герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери.

Каждая из этих ветвей, в свою очередь, также делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабы с отцовское и материнской стороны. И для того, чтобы составить такое родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков. А можете ли вы назвать имена своих прабабушек, прадедушек? Бабушек, дедушек? (Ответы детей).

Учитель. Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо,прабабушек и
прадедушек еще вдвое больше – восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков. Славная вещь – родословное дерево. Не обязательно быть рыцарем и обладать гербом, т.е. отличительным знаком сословия, чтобы нарисовать свое генеалогическое дерево.  Другими словами семейное дерево. И сегодня мы с вами попробуем это сделать, но сначала разберемся в одной несообразности. Если присмотреться к дереву можно заметить эту несообразность. Выходит, что из ребенка вырастают мама с папой, а из них – бабушки и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность? Очень просто. Перевернем рисунок вверх ногами. Тогда дерево превратится в корень – в большой разветвленный корень, из которого и вырос ребенок.

(Учитель меняет табличку «рыцарь» на «ребенок»).

И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек  родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала.Так, что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идет о предках, а если мы говорим о потомках какого-нибудь человека, тогда это действительно родословное дерево.

Тут уж мы рисуем столько ветвей сколько у этого челове6ка детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви: это будет внуки, а дальше – правнуки.
А вот теперь вы попробуете нарисовать… А что же вы будете рисовать? Родословный корень или родословное дерево? (Ответ детей: «Родословный корень». Дети рисуют свой родословный корень и желающие объясняют рисунок).

Учитель. Для любого человека можно нарисовать и родословный корень, и родословное дерево, если знать его предков и потомков. Обратите внимание на высказывания, записанные на доске.

Ученик 1. Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое. В. Белинский.

Ученик 2. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. А. Пушкин.

Учитель. Мы должны с уважением говорить о своей родословной, о своих предках. Ведь если бы не они, то не было бы нас на  свете.Какие еще есть родственники у человека? (Ответы детей).

Учитель. Конечно, есть у человека и дяди, и тети, и племянники, двоюродные родственники. Но все же человеку дороже и ближе те родственники, которые живут вместе с ним и называет он их своей семьей. А что такое «семья»? (Ответы детей).

Ученик.

С единым телом я сравниваю семью:
Отец – глава, а руки – сыновья.
И в теле – мать, она как сердце,
И от нее зависит вся семья.

Учитель. Семья, по определению, данному в словаре Ожегова, – это группа живущих вместе родственников. Сколько же их,  этихродственников? Послушайте стихотворение
А. Кардашова «Раз, два, три, четыре», а вы, ребята, сосчитайте родственников.

Ученик.

Кто живет в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живет в квартире дедушка,
И папа, и прадедушка,
И Миха, папин сын.
Еще красавица живет
С родными неразлучно.
Один из них ее зовет
Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой
Зовет ее другой,
А третий – милой Машей
И хозяйкой нашей!
И называет мамой
Мужчина младший самый!

Учитель.Вот такая дружная большая семья. Кто сосчитал родственников? (Ответы детей).

Учитель.Да, семья не обязательно состоит из родителей и детей, проживать в одной семье могут: мамы, папы, дети, дедушки, бабушки и даже прадедушки и прабабушки. Одним словом жить одной большой семьей. Ребята, а какие пословицы о семье вы знаете?

Ученик 1. На что и клад, коли в семье – лад.

Ученик 2. Вся семья вместе, так и душа на месте.

Учитель. А какие народные мудрости о семье вы знаете?

Ученик 1. Что есть в семье лучшего –  от родителей.

Ученик 2. Родители детям плохо не скажут.

Учитель. А теперь обратите внимание на следующие высказывания, записанные на доске.

Ученик 1. Семья – один из шедевров природы. (Д. Сантаяне)

Ученик 2. Счастлив то, кто счастлив у себя дома. (Л. Толстой)

Учитель. Согласитесь, ребята, что это действительно мудрые, верные высказывания. Ведь по-настоящему счастлив то  человек, у которого есть семья.Скажите пожалуйста, а будет ли счастливой семья, если будет только совместное проживание членов семьи? Что должно царить в по-настоящему  счастливой семье? (Ответы детей: любовь, взаимопонимание, поддержка, внимание, взаимопомощь и т.д.)

Учитель. Давайте, ребята, мы наше родословное дерево пополним листочками. Вы будете брать по одному листику с названием нравственного качества человека, объяснять, зачем необходимо это нравственное качество в семье, и прикреплять на дерево – пополнять крону деревалистьями. (На листах написаны слова: любовь, взаимопонимание, поддержка, внимание, взаимопомощь, сочувствие, дружба, понимание, терпение).

III. Заключительная часть

Учитель. Обратите внимание, ребята, какое получилось у нас дерево, с богатой кроной. Я надеюсь, что  в вашей семье будут всегда «присутствовать» листья с этого дерева. А будущие ваши семьи будут такие же крепкие, богатые листвой деревья.
В заключение предлагаю еще раз повторить, когда правильнее говорить о родословном корне. (Ответ: «Когда речь идет о предках».)

Учитель. А если мы говорим о потомках какого – то человека? (Ответ: «Говорим о родословном дереве».).