Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения и семьи является создание условий, обеспечивающих полноту и целостность пространства для жизни и гармоничного развития ребенка. Ее решение невозможно без установления диалогических отношений «педагог-родитель».
Несмотря на то, что современная педагогика располагает большим арсеналом способов организации совместной деятельности семьи и ДОУ, практика показывает, что как молодые, так и опытные педагоги, владеющие достаточным объемом профессиональных знаний, испытывают значительные трудности при выстраивании отношений с родителями. Проводимые исследования свидетельствуют о преобладании монологической ориентации в общении педагогов с родителями воспитанников [1]. В этой связи разработка практических материалов, призванных помочь педагогам в построении взаимодействия с родителями, приобретает все большую актуальность.
Предлагаем вниманию читателей консультацию для педагогов ДОУ, целью которой является повышение их профессиональной компетентности. Консультация проводится в форме деловой игры «Педагог-Родитель». Мощный информационный и организационный потенциал родительского собрания не вызывает сомнения. По этой причине мы и положили в основу игры модель одной из традиционных форм взаимодействия педагогов и родителей. Отработка этой модели помогает развитию способности педагогов к диалогу с родителями воспитанников.
Цель: расширение профессиональной компетентности педагогов на основе упражнений в выработке умений по организации и проведению родительского собрания; развитие навыков принятия коллективных решений.
Состав участников игры:
- Ведущие игры.
- Руководители малых групп.
- Участники малых групп (по 7-10 человек).
Регламентация игры:
- Организационный этап (3-5 мин).
- Подготовительный этап (15-20 мин.).
- Основной этап: работа в группах (25-30 мин.).
- Рефлексивный этап (7-10 мин.).
Инструментарий игры: ватман — 2 листа, бланки «Современные формы взаимодействия педагогов и родителей»— по количеству групп, бланки «Личный опыт»— по количеству участников; ручки, маркеры, проектор, доска, мяч.
Структура деловой игры:
1. Организационный этап
1.1. Разминка. Игра «Эстафета хороших известий»
Назначение: приветствие, мобилизация внимания участников, создание доброжелательной атмосферы.
Реализация: ведущий предлагает каждому участнику ответить на один из вопросов, рассказав о чем-нибудь радостном, приятном, интересном, что случилось с ним сегодня (вчера, на прошлой неделе). Участник отвечает на вопрос и передает мяч соседу.
Инструментарий: резиновый мяч.
1.2. Введение в игру
Назначение: сообщение информации участникам о цели и условиях игры.
Реализация: ведущий сообщает участникам о цели игры, условиях ее проведения и знакомит с правилами деловой игры, осуществляет деление участников на группы, в которых определяется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме.
Инструментарий: бейджики для участников.
2. Подготовительный этап
2.1. Построение «пирамиды взаимодействия педагогов и родителей»
Назначение: определение этапов взаимодействия педагога с родителями; включение участников в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы.
Реализация: группам предлагается выстроить «пирамиду взаимодействия педагогов и родителей» (определить последовательность этапов взаимодействия педагогов и родителей) и представить полученный результат.
Инструментарий: карточки с названием этапов взаимодействия педагогов и родителей (диагностический этап; информационно-наглядное просвещение; психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей; включение родителей в совместную практическую деятельность); доска, магниты.
2.2. Заполнение бланка «Современные формы взаимодействия педагогов и родителей»
Назначение: обращение к опыту педагогов; осмысление важности и необходимости взаимодействия с родителями.
Реализация: участникам предлагается вспомнить те формы взаимодействия с родителями, которые они используют в практике работы. При заполнении второго столбика таблицы нужно ответить на вопросы: «Зачем нужна эта форма?» «Какой результат ее использования?» Результат групповой работы представители групп записывают поочередно на листах ватмана.
Инструментарий: бланки по количеству групп; листы ватмана; маркеры; доска.
2.3. Просмотр фоторяда «Взаимодействие с семьей»
Назначение: актуализация знаний участников о формах взаимодействия педагогов и родителей.
Реализация: группам предлагается назвать форму взаимодействия педагогов и родителей, запечатленную на фотографии.
Инструментарий: экран, проектор, фоторяд «Взаимодействие с семьей».
3. Основной этап
3.1. Работа в группах. Составление плана-сценария родительского собрания
Назначение: включение слушателей в деятельность, взаимодействие в группе и обмен опытом по обсуждаемым вопросам.
Реализация: участники групп моделируют план-сценарий родительского собрания. Обсуждается структура родительского собрания, форма проведения каждого этапа и его содержание.
3.2. Презентация планов-сценариев
Назначение: закрепление практического опыта работы при подготовке родительского собрания, присвоение нового опыта.
Реализация: осуществляется презентация плана-сценария участниками групп.
Инструментарий: фломастеры, листы бумаги, ватман.
4. Рефлексивный этап
4.1. Индивидуальная работа. Заполнение бланка «Личный опыт»
Назначение: самоанализ участников игры.
Реализация: каждый участник заполняет и анализирует бланк «Личный опыт».
Инструментарий: бланки, ручки.
4.2. Подведение итогов
Назначение: получение обратной связи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бланк «Современные формы взаимодействия педагогов и родителей»
Формы взаимодействия с родителями |
Цель, результат |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Бланк «Личный опыт»
Формы взаимодействия с родителями | всегда | часто | иногда | редко | никогда |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анализ
1. Испытывали ли вы затруднения, заполняя бланк?
Какие мысли возникли при заполнении бланка?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
2. Что хочется изменить в своей работе?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План родительского собрания (подготовительный период).
1. Приглашение.
2. Оформление группы (иного помещения).
3. Мизансцена.
Ход собрания:
- Творческая заставка-презентация.
- Игра-знакомство, игра-сплочение.
- Выступление педагога о содержании деятельности, о режиме работы.
- Выступление специалистов ДОУ.
- Обратная связь.
- Итог.
Литература:
- Арнаутова Е.П.Педагог и семья. М., 2002.
- Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.
- Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. — М., 2007.
- Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. — М., 2002.