Урок в 7-м классе по теме "Музыкальный образ"

Разделы: Музыка


Цель урока: познакомить с ранним творчеством башкирской народной песни и новое рождение в жанре соната в творчестве композитора.

Задачи:

  • Закрепить понятие музыкальный образ, опираясь на жизненное содержание, выяснить в произведении связь с реальными видами искусства и формы построения сонаты.
  • Развивать навык выразительного пения, фразировка, ансамбль, строй, культуры исполнения, умение размышлять и рассказывать о музыке.
  • Воспитывать чувство прекрасного, умение воспринимать музыку, рассуждать о ней.

Оборудование:

  • фонотека: Соната-фантазия для фортепиано Х. Ахметов. «Где музыка берёт начало» слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова.
  • литература: Галина Гульназ, Хусаин Ахметов
  • карточки, портрет композитора.
  • репродукции картин башкирских художников: Лежнёва А.П. – «Поимка Салавата», А.Э.Тюлькина – «На родине Нестерова»

Эпиграф из книги Гульназ Галиной, о творчестве Хусаина Ахметова: «Музыка – прекрасный и особый мир. В этом мире вся наша жизнь и наш край».

ХОД УРОКА.

Вход в класс фрагмент сонаты-фантазии Х. Ахметова.

1. Музыкальное приветствие

– По традиции нас приветствовала музыка
– Запомните, а чуть позднее мы вернёмся к разговору о ней. – Продолжим мы разговор в следующем произведении, послушайте очень внимательно.

Звучит мелодия песни «Где музыка берёт начало» – полностью.

– Узнали мелодию?
– О чём наша песня?
– О музыке, о природе, о родном крае.
– Сегодня мы продолжим разучивание 4 куплета.

Где музыка берёт начало?
В каком краю её рассвет?
В краю, где детство отзвучало – 2 раза
В краю, где ты оставил след – 2 раза

Проговорить слова, согласные звуки чётко проговаривать (г, д, л).

А) настроить трезвучием пение;
Б) работа над скачками 2, 3, 4 фразах;
В) во второй фразе обратить распев – эхо;
Г) в конце песни работа над дыханием половинной ноты;
Д) работа над выразительным, ревучим протяжным звуком;
Е) работа над динамикой, в разрешении затихать;
Ж) исполнение по группам во время работы над 2, 3 куплетом.

2. Исполнение всей песни

– Всё ли получилось?
– Понравилось ли исполнение?
– На следующем уроке может быть лучше исполним, так, как поработаем над ошибками.

«В краю, где ты оставил след…»

– О чём эти строчки?
– Авторы песни Ю. Энтин и Е. Крылатов нас вновь обращают в песне к чему?
– К Родине, родному краю.
– Чья Родина, какого композитора и какого народа звучит в следующем фрагменте?

3. Слушание

– Башкирский композитор. Дать послушать мелодию.
– Что отличает её?
– Украшение, распевы.

МЕЛИЗМЫ – это распевы, как орнамент.

– Обратите внимание на нотную запись, в первом такте звучит сразу это украшение.
Проговорить ноты, настроить, пропеть распев – украшение фрагмент.

Эта тема певучая, мелодичная – работа над протяжным звуком.
Эта тема старинной башкирской народной песни «Гильмияза», – автором которой является Хусаин Ахметов.

– Что мы знаем о композиторе? (Проверка д/з – сообщение о композиторе.)
– Х. Ахметов – классик башкирской музыки – все поколения следующих башкирских композиторов учились и учатся у него.
А учиться есть чему: 250 песен и романсов на стихи башкирских и русских писателей – Есенин, Пушкин, кантаты, хоровые циклы, инструментальные сочинения, балет «Горный орёл», опера «Современники». Родился в деревне Чингизово Баймакского района. Закончил Московскую государственную консерваторию имени Чайковского. Лауреат Государственной премии БАССР имени Салавата Юлаева, заслуженный деятель искусств РСФСР и БАССР.

Цитата: «Музыке Ахметова, присуща особая одухотворённость, я не знаю чем это объяснить, но, видимо, корни этого явления в народности его музыки» (К.А. Новиков.)

– Народная тема звучит и в нашем произведении.
– Фрагмент, который прозвучал вокальный или инструментальный? (Инструментальный).
– Какой вид?
– Симфонический или камерный?
– Что мы знаем о камерной музыке?
– Музыка, предназначена для исполнения в небольшом зале, театре, в церкви, или в комнате.
– Камерную музыку писали для небольшого числа исполнителей. Какие вы знаете? (Дуэты, квартеты, ансамбли)
– О чём может рассказать камерная музыка?
– О больших, глобальных проблемах или о чувствах простого человека?
– Музыка раскрывает глубокие чувства, внутренний мир человека, была душевной, как верный друг.
– И сегодня вновь соната.
– Что вы знаете о сонате?

– Соната от итальянского слова «сонаре», т. е. звучать, появилось в 16 веке, один из видов камерной музыки для фортепиано или какого-либо инструмента.

Соната-фантазия.

– Почему автор добавил понятие фантазия, в общении с музыкой, мы это выясним, а работаем сегодня мы в рамках темы «Музыкальный образ».
– Что такое «Музыкальный образ»? (Это отражение частицы жизни в музыке).
– Первое сочинение крупной формы в башкирской фортепианной музыке – дипломная работа Х. Ахметова. В сонате отражён образ Родины. (Карточка на доске – РОДИНА)
– А какой он её выразил, и какой он её увидел? Нам помогут фрагменты данного произведения.

Слушание темы № 1

– Что выражено в музыке?
– Мужественность, маршевость, суровость, героизм.
– Попробуем характеризовать темы с другим видом искусства?
– Каким?
– ИЗО
– В какой картине созвучна первая тема?

– В галерее нашей репродукции двух башкирских художников Александра Эрастовича Тюлькина «На родине Нестерова» и Лежнёва Анатолия Петровича картина «Поимка Салавата».
– Какому художественному жанру можно отнести картину?
– 1 картина – пейзаж.
– 2 картина – батальный, исторический жанр.

– Какой образ Салавата? – Смелый ,героический, непреклонный.
– Что ярко выражено? – Образ смелый, мужественный.

ГЕРОИЧЕСКИЙ

ПРОШЛОЕ            РОДИНА           НАСТОЯЩЕЕ

ЛИРИЧЕСКИЙ

– А какой бы музыкой мы озвучили первую картину по характеру?
– Спокойной, мелодичной, певучей, протяжной.
– В картине высокие берега, берёзы, дороги, приглушённый, сдержанный колорит – выражает глубокое чувство к Родине.
– Давайте послушаем, правы ли мы?

Слушание темы № 2

– Певучий, протяжный, спокойный, характер выражает лирический образ

Карточка: ЛИРИЧЕСКИЙ

– Музыка раскрывает чувства композитора к природе.
– Мы убедились, что образ Родины – многогранный.
– Что олицетворяет музыка в следующей теме?
– Характерные ритмы прошлого или настоящего?

Слушание темы № 3

– Вокруг нас такие ритмы?
– Какие средства выразительности ярко олицетворяют?
– Что изменяется в мелодии?
– Темп или тембр?
– Темп ускоряется, динамика усиливается, мелодия скачкообразная, ритм острый.
– Здесь автор отметил современный ритм РОДИНУ нашего дня.

Карточка: НАСТОЯЩЕЕ

– Где музыка берёт начало?
– Раз композитор своё произведение на теме народной песни строит, то и даёт ей втрое рождение.
– Обращает ли композитор нас к прошлому?

Слушание темы №4

– Да, что характеризует народность?
– Какой тип музыки?
– Песенный или маршевый?
– Песенность, мелизмы звучат в теме прошлого, ярко выражена народность.

Карточка: ПРОШЛОЕ

– Все музыкальные фрагменты из сонаты были построены на одной и той же теме? (Да)
– Что это больше напоминает вариации или законы сонатной формы? (Вариации)
– Контрастных тем не звучало.
– Не в этом ли заключается суть?
– Сам Хусаин Ахметов отошёл от традиционной сонатной формы, создавая её в форме вариации, назвав «Соната-фантазия».
– Можно ли услышать романтический стиль в музыке Х. Ахметова?
– Почему?
– Что ярко выражает романтизм?
– Напевы народных песен, образ природы, связь настоящего, прошлого связывает нас с каким образом? (Родины)

Итог:

– Это образ многогранен не только в «Сонате-фантазии», но и полностью в творчестве Хусаина Ахметова. В этом мы убедимся, прослушав «сонату-фантазию» от начала и до конца на следующем уроке.
– Завершая наш урок, хочу подтвердить замечательными словами наше отношение к родному краю.

Оценки за урок.

Выход: фрагмент «Сонаты-фантазии» Х. Ахметова.

Где музыка берёт начало музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

1. Где музыка берёт начало?
Где ноту первую берёт ?
В горах мне эхо отвечало? – 2 раза
Её торжественный восход. – 2 раза

2. Где музыка берёт начало?
Где тот живительный исток?
В лесах мне птица прокричала – 2 раза
Начало музыкальных строк – 2 раза

3. Где музыка берёт начало?
Где муза песни рождена?
В морях у старого причала – 2 раза
Начало музыкальных строк – 2 раза

4. Где музыка берёт начало?
В каком краю её рассвет?
В краю, где детство отзвучало? – 2 раза
В краю, где ты оставил след? – 2 раза