Цель урока: познакомить с ранним творчеством башкирской народной песни и новое рождение в жанре соната в творчестве композитора.
Задачи:
- Закрепить понятие музыкальный образ, опираясь на жизненное содержание, выяснить в произведении связь с реальными видами искусства и формы построения сонаты.
- Развивать навык выразительного пения, фразировка, ансамбль, строй, культуры исполнения, умение размышлять и рассказывать о музыке.
- Воспитывать чувство прекрасного, умение воспринимать музыку, рассуждать о ней.
Оборудование:
- фонотека: Соната-фантазия для фортепиано Х. Ахметов. «Где музыка берёт начало» слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова.
- литература: Галина Гульназ, Хусаин Ахметов
- карточки, портрет композитора.
- репродукции картин башкирских художников: Лежнёва А.П. – «Поимка Салавата», А.Э.Тюлькина – «На родине Нестерова»
Эпиграф из книги Гульназ Галиной, о творчестве Хусаина Ахметова: «Музыка – прекрасный и особый мир. В этом мире вся наша жизнь и наш край».
ХОД УРОКА.
Вход в класс фрагмент сонаты-фантазии Х. Ахметова.
1. Музыкальное приветствие
– По традиции нас приветствовала музыка
– Запомните, а чуть позднее мы вернёмся к
разговору о ней. – Продолжим мы разговор в
следующем произведении, послушайте очень
внимательно.
Звучит мелодия песни «Где музыка берёт начало» – полностью.
– Узнали мелодию?
– О чём наша песня?
– О музыке, о природе, о родном крае.
– Сегодня мы продолжим разучивание 4 куплета.
Где музыка берёт начало?
В каком краю её рассвет?
В краю, где детство отзвучало – 2 раза
В краю, где ты оставил след – 2 раза
Проговорить слова, согласные звуки чётко проговаривать (г, д, л).
А) настроить трезвучием пение;
Б) работа над скачками 2, 3, 4 фразах;
В) во второй фразе обратить распев – эхо;
Г) в конце песни работа над дыханием половинной
ноты;
Д) работа над выразительным, ревучим протяжным
звуком;
Е) работа над динамикой, в разрешении затихать;
Ж) исполнение по группам во время работы над 2, 3
куплетом.
2. Исполнение всей песни
– Всё ли получилось?
– Понравилось ли исполнение?
– На следующем уроке может быть лучше исполним,
так, как поработаем над ошибками.
«В краю, где ты оставил след…»
– О чём эти строчки?
– Авторы песни Ю. Энтин и Е. Крылатов нас вновь
обращают в песне к чему?
– К Родине, родному краю.
– Чья Родина, какого композитора и какого народа
звучит в следующем фрагменте?
3. Слушание
– Башкирский композитор. Дать послушать
мелодию.
– Что отличает её?
– Украшение, распевы.
МЕЛИЗМЫ – это распевы, как орнамент.
– Обратите внимание на нотную запись, в первом
такте звучит сразу это украшение.
Проговорить ноты, настроить, пропеть распев –
украшение фрагмент.
Эта тема певучая, мелодичная – работа над
протяжным звуком.
Эта тема старинной башкирской народной песни
«Гильмияза», – автором которой является Хусаин
Ахметов.
– Что мы знаем о композиторе? (Проверка д/з –
сообщение о композиторе.)
– Х. Ахметов – классик башкирской музыки – все
поколения следующих башкирских композиторов
учились и учатся у него.
А учиться есть чему: 250 песен и романсов на стихи
башкирских и русских писателей – Есенин, Пушкин,
кантаты, хоровые циклы, инструментальные
сочинения, балет «Горный орёл», опера
«Современники». Родился в деревне Чингизово
Баймакского района. Закончил Московскую
государственную консерваторию имени
Чайковского. Лауреат Государственной премии
БАССР имени Салавата Юлаева, заслуженный деятель
искусств РСФСР и БАССР.
Цитата: «Музыке Ахметова, присуща особая одухотворённость, я не знаю чем это объяснить, но, видимо, корни этого явления в народности его музыки» (К.А. Новиков.)
– Народная тема звучит и в нашем произведении.
– Фрагмент, который прозвучал вокальный или
инструментальный? (Инструментальный).
– Какой вид?
– Симфонический или камерный?
– Что мы знаем о камерной музыке?
– Музыка, предназначена для исполнения в
небольшом зале, театре, в церкви, или в комнате.
– Камерную музыку писали для небольшого числа
исполнителей. Какие вы знаете? (Дуэты, квартеты,
ансамбли)
– О чём может рассказать камерная музыка?
– О больших, глобальных проблемах или о чувствах
простого человека?
– Музыка раскрывает глубокие чувства,
внутренний мир человека, была душевной, как
верный друг.
– И сегодня вновь соната.
– Что вы знаете о сонате?
– Соната от итальянского слова «сонаре», т. е. звучать, появилось в 16 веке, один из видов камерной музыки для фортепиано или какого-либо инструмента.
Соната-фантазия.
– Почему автор добавил понятие фантазия, в
общении с музыкой, мы это выясним, а работаем
сегодня мы в рамках темы «Музыкальный образ».
– Что такое «Музыкальный образ»? (Это
отражение частицы жизни в музыке).
– Первое сочинение крупной формы в башкирской
фортепианной музыке – дипломная работа Х.
Ахметова. В сонате отражён образ Родины.
(Карточка на доске – РОДИНА)
– А какой он её выразил, и какой он её увидел? Нам
помогут фрагменты данного произведения.
Слушание темы № 1
– Что выражено в музыке?
– Мужественность, маршевость, суровость,
героизм.
– Попробуем характеризовать темы с другим видом
искусства?
– Каким?
– ИЗО
– В какой картине созвучна первая тема?
– В галерее нашей репродукции двух башкирских
художников Александра Эрастовича Тюлькина «На
родине Нестерова» и Лежнёва Анатолия Петровича
картина «Поимка Салавата».
– Какому художественному жанру можно отнести
картину?
– 1 картина – пейзаж.
– 2 картина – батальный, исторический жанр.
– Какой образ Салавата? – Смелый ,героический,
непреклонный.
– Что ярко выражено? – Образ смелый,
мужественный.
ГЕРОИЧЕСКИЙ
ПРОШЛОЕ РОДИНА НАСТОЯЩЕЕ
ЛИРИЧЕСКИЙ
– А какой бы музыкой мы озвучили первую картину
по характеру?
– Спокойной, мелодичной, певучей, протяжной.
– В картине высокие берега, берёзы, дороги,
приглушённый, сдержанный колорит – выражает
глубокое чувство к Родине.
– Давайте послушаем, правы ли мы?
Слушание темы № 2
– Певучий, протяжный, спокойный, характер выражает лирический образ
Карточка: ЛИРИЧЕСКИЙ
– Музыка раскрывает чувства композитора к
природе.
– Мы убедились, что образ Родины – многогранный.
– Что олицетворяет музыка в следующей теме?
– Характерные ритмы прошлого или настоящего?
Слушание темы № 3
– Вокруг нас такие ритмы?
– Какие средства выразительности ярко
олицетворяют?
– Что изменяется в мелодии?
– Темп или тембр?
– Темп ускоряется, динамика усиливается, мелодия
скачкообразная, ритм острый.
– Здесь автор отметил современный ритм РОДИНУ
нашего дня.
Карточка: НАСТОЯЩЕЕ
– Где музыка берёт начало?
– Раз композитор своё произведение на теме
народной песни строит, то и даёт ей втрое
рождение.
– Обращает ли композитор нас к прошлому?
Слушание темы №4
– Да, что характеризует народность?
– Какой тип музыки?
– Песенный или маршевый?
– Песенность, мелизмы звучат в теме прошлого,
ярко выражена народность.
Карточка: ПРОШЛОЕ
– Все музыкальные фрагменты из сонаты были
построены на одной и той же теме? (Да)
– Что это больше напоминает вариации или законы
сонатной формы? (Вариации)
– Контрастных тем не звучало.
– Не в этом ли заключается суть?
– Сам Хусаин Ахметов отошёл от традиционной
сонатной формы, создавая её в форме вариации,
назвав «Соната-фантазия».
– Можно ли услышать романтический стиль в музыке
Х. Ахметова?
– Почему?
– Что ярко выражает романтизм?
– Напевы народных песен, образ природы, связь
настоящего, прошлого связывает нас с каким
образом? (Родины)
Итог:
– Это образ многогранен не только в
«Сонате-фантазии», но и полностью в творчестве
Хусаина Ахметова. В этом мы убедимся, прослушав
«сонату-фантазию» от начала и до конца на
следующем уроке.
– Завершая наш урок, хочу подтвердить
замечательными словами наше отношение к родному
краю.
Оценки за урок.
Выход: фрагмент «Сонаты-фантазии» Х. Ахметова.
Где музыка берёт начало музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
1. Где музыка берёт начало?
Где ноту первую берёт ?
В горах мне эхо отвечало? – 2 раза
Её торжественный восход. – 2 раза2. Где музыка берёт начало?
Где тот живительный исток?
В лесах мне птица прокричала – 2 раза
Начало музыкальных строк – 2 раза3. Где музыка берёт начало?
Где муза песни рождена?
В морях у старого причала – 2 раза
Начало музыкальных строк – 2 раза4. Где музыка берёт начало?
В каком краю её рассвет?
В краю, где детство отзвучало? – 2 раза
В краю, где ты оставил след? – 2 раза