Тема: Звук[Щ,]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.
Цели:
- Познакомить со звуком[ щ,] и буквами Щ, щ.
- Научить читать слоги и слова с буквой щ.
- Научить писать строчную букву щ и слова с этой буквой.
Оборудование: Горецкий «Азбука», запись на доске слов, индивидуальных заданий. Картинки: лещ, щегол,чайник, циркуль. Таблица по чтению. Домики.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, дети! Повернитесь, пожалуйста, друг к другу, улыбнитесь, а теперь подарите мне свои улыбки и с хорошим настроением начинаем урок обучения грамоте и письма.
II. Повторение изученного
1. Индивидуальные задания
Карточка 1. Записать количество слогов, звуков и букв. Составить звуковую схему слова.
Юля – . с., . з., . б .
Дополнительный вопрос. Когда Юля вырастет, как её
будут звать?
Придумать отчество.
Какрточка 2. Разделить слова на слоги и выделить ударный.
Цирк, циркач, циркуль, цирковой.
Какое слово лишнее и почему? Составить
предложение с этим словом.
Карточка 3. Прочитать загадку. Напечатать её отгадку и звуковую схему слова.
Из горячего колодца через нос водица льётся. (
чайник)
Составить предложение с этим словом.
2. Фронтальный опрос
– Из чего состоит речь, предложение, слово?
– Что знаем про звуки, буквы?
– На какие две группы делятся все звуки?
– С какой буквой познакомились последний раз,
покажите её, расскажите о ней.
– На какие группы делятся все гласные звуки?
– Какие гласные обозначают два звука? В каких
случаях?
3. Проверка индивидуальных заданий
К 3 карточке .Какой первый звук в слове чайник? Что о нём знаем? Какой буквой обозначается?
III. Сообщение темы урока
– Сегодня вы познакомитесь с новой буквой, которая тоже обозначает только мягкий звук, но это вам предстоит доказать.
IV. Изучение нового
– Послушайте чистоговорку.
-ещ, -ещ, -ещ, на крючок попался лещ.
1. Выделение звука [щ,] из слова лещ.
[ щ,] согласный, непарный глухой, мягкий.
С каким звуком можно спутать? (ш – твёрдый, щ – мягкий)
2. Упражнения в слышании нового звука
Щипцы, щётка, шалаш, плащ, ёрш, щепка, шапка, щека.
Найти на картинке слова, в которых есть звук[ щ].
3. Знакомство с буквами Щ, щ.
На расчёску Щ похожа,
Три зубца всего, ну что же?
Буква щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
– Где место буквы Щ на ленте букв?
4. Печатание букв и слогов в тетрадях
Ща – щавель (ща не дружит с буквой Я).
Щу – щука (щу не дружит с буквой Ю).
Ще – щегол, щелкунчик.
Щи – щипцы.
Щё – щёки, щётка.
5. Составить звуковую схему слова ЛЕЩ и напечатать его
– Каким цветом будем обозначать звук [ щ,]
– В каком домике будет жить буква щ?
Физкультминутка
Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны)
Правой левую достанем (Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой)
А потом наоборот.
Будет вправо поворот.
(Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой)
Раз – хлопок, два – хлопок.
Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя)
Раз-два-три-четыре,
Плечи выше, руки шире!
(Хлопок в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны)
Опускай-ка руки вниз и на корточки садись!
6. Работа в прописи
– Письмо строчной буквы щ.
– Письмо слогов с буквой щ.
– Письмо слова щука.
V. Закрепление изученного
– Почему буква живёт в зелёном домике?
1. Работа по таблице. Постановка дыхания и развитие чёткости произношения.
Глубокий вдох. На выдохе читаем все 15 твердых согласных.
2. Чтение слов с буквой щ, написанных на доске.
щука ищу щегол
лещ чищу щенок
роща чаща щедрый
– Прочитать слова, состоящие из одного слога.
– Прочитать названия рыб.
– Прочитать названия птиц.
– Прочитать слова, обозначающие действие.
3. Работа по учебнику
– Чтение слогов, слов в азбуке.
– Рассматривание иллюстрации на странице
– К какой сказке? Как щука помогла Емеле?
– Составьте предложение.
– Чтение скороговорок.
– Рассматривание рыбы на картинке. Чтение стихов
о леще и заучивание.
4. Письмо в прописи
– Письмо слов с комментированием.
– Составление схемы предложения и запись его.
5. Работа по учебнику
Стр. 188. Чтение загадок.
Задание для учащихся, сидящих на 3 ряду.
– Самостоятельно прочитать загадки. Напечатать
отгадки в тетрадях и изобразить их звуковые
схемы.
Работа с учащимися 1 и 2 ряда.
Чтение загадок по «цепочке».Коллективное
составление звуковых схем отгадок.
– Итак, о чём мы читали загадки?
Дома попробуйте сочинить свою загадку про овощи
или найдите в книге и приготовьтесь прочитать
ребятам.
6. Работа в тетради по письму
На доске:
1. Кто забрался на диван? (Иван)
2. Кто задира? (Ира)
3. Кто подлиза? (Лиза)
Это шуточные загадки. Отгадка – часть
последнего слова в вопросе.
– Что это за слова? Как нужно их писать?
Запись в тетради слов: Иван, Ира, Лиза.
– Написать каждому своё имя.
Составить предложения, используя два имени.
Например: Анжела и Иван играют.
(Запись двух предложений под диктовку.)
– Разделить слова на слоги, выделить ударный
слог.
VI. Рефлексия
– С каким звуком познакомились?
– Какой буквой обозначается этот звук?
– Почему буква живёт в зелёном домике?
– Напишите по воздуху строчную букву щ.
– Благодарю всех за плодотворный труд.