Интегрированный урок обучения грамоте и письму

Разделы: Начальная школа


Тема: Звук[Щ,]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.

Цели:

  • Познакомить со звуком[ щ,] и буквами Щ, щ.
  • Научить читать слоги и слова с буквой щ.
  • Научить писать строчную букву щ и слова с этой буквой.

Оборудование: Горецкий «Азбука», запись на доске слов, индивидуальных заданий. Картинки: лещ, щегол,чайник, циркуль. Таблица по чтению. Домики.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент

– Здравствуйте, дети! Повернитесь, пожалуйста, друг к другу, улыбнитесь, а теперь подарите мне свои улыбки и с хорошим настроением начинаем урок обучения грамоте и письма.

II. Повторение изученного

1. Индивидуальные задания

Карточка 1. Записать количество слогов, звуков и букв. Составить звуковую схему слова.

Юля – . с.,  . з., . б .
Дополнительный вопрос. Когда Юля вырастет, как её будут звать?
Придумать отчество.

Какрточка 2. Разделить слова на слоги и выделить ударный.

Цирк, циркач, циркуль, цирковой.
Какое слово лишнее и почему? Составить предложение с этим словом.

Карточка 3. Прочитать загадку. Напечатать её отгадку и звуковую схему слова.

Из горячего колодца через нос водица льётся. ( чайник)
Составить предложение с этим словом.

2. Фронтальный опрос

– Из чего состоит речь, предложение, слово?
– Что знаем про звуки, буквы?
– На какие две группы делятся все звуки?
– С какой буквой познакомились последний раз, покажите её,  расскажите о ней.
– На какие группы делятся все гласные звуки?
– Какие гласные обозначают два звука? В каких случаях?

3. Проверка индивидуальных заданий

К 3 карточке .Какой первый звук в слове чайник? Что о нём знаем? Какой буквой обозначается?

III. Сообщение темы урока

– Сегодня вы познакомитесь с новой буквой, которая тоже обозначает только мягкий звук, но это вам предстоит доказать.

IV. Изучение нового

– Послушайте чистоговорку.

-ещ, -ещ, -ещ, на крючок попался лещ.

1. Выделение звука [щ,] из слова лещ.

[ щ,] согласный, непарный глухой, мягкий.

С каким звуком можно спутать? (ш – твёрдый, щ – мягкий)

2. Упражнения в слышании нового звука

Щипцы, щётка, шалаш, плащ, ёрш, щепка, шапка, щека.

Найти на картинке слова, в которых есть звук[ щ].

3. Знакомство с буквами Щ, щ.

На расчёску Щ похожа,
Три зубца всего, ну что же?
Буква щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

– Где место буквы Щ на ленте букв?

4. Печатание букв и слогов в тетрадях

Ща – щавель (ща не дружит с буквой Я).
Щу – щука (щу не дружит с буквой Ю).
Ще – щегол, щелкунчик.
Щи – щипцы.
Щё – щёки, щётка.

5. Составить звуковую схему слова ЛЕЩ и напечатать его

– Каким цветом будем обозначать звук [ щ,]
– В каком домике будет жить буква щ?

Физкультминутка

Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны)
Правой левую достанем (Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой)
А потом наоборот.
Будет вправо поворот.
(Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой)
Раз – хлопок, два – хлопок.
Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя)
Раз-два-три-четыре,
Плечи выше, руки шире!
(Хлопок в ладоши,  приподнять плечи, руки развести в стороны)
Опускай-ка руки вниз и на корточки садись!

6. Работа в прописи

– Письмо строчной буквы щ.
– Письмо слогов с буквой щ.
– Письмо слова щука.

V. Закрепление изученного

– Почему буква живёт в зелёном домике?

1. Работа по таблице. Постановка дыхания и развитие чёткости произношения.

Глубокий вдох. На выдохе читаем все 15 твердых согласных.

2. Чтение слов с буквой щ, написанных на доске.

щука      ищу       щегол
лещ        чищу      щенок
роща      чаща      щедрый

– Прочитать слова, состоящие из одного слога.
– Прочитать названия рыб.
– Прочитать названия птиц.
– Прочитать слова, обозначающие действие.

3. Работа по учебнику

– Чтение слогов, слов в азбуке.
– Рассматривание иллюстрации на странице
– К какой сказке?  Как щука помогла Емеле?
– Составьте предложение.
– Чтение скороговорок.
– Рассматривание рыбы на картинке. Чтение стихов о леще и заучивание.

4. Письмо в прописи

– Письмо слов с комментированием.
– Составление схемы предложения и запись его.

5. Работа по учебнику

Стр. 188. Чтение загадок.

Задание для учащихся, сидящих на 3 ряду.
– Самостоятельно прочитать загадки. Напечатать отгадки в тетрадях и изобразить их звуковые схемы.
Работа с учащимися 1 и 2 ряда.
Чтение загадок по «цепочке».Коллективное составление звуковых схем отгадок.
– Итак, о чём мы читали загадки?
Дома попробуйте сочинить свою загадку про овощи или найдите в книге и приготовьтесь прочитать ребятам.

6. Работа в тетради по письму

На доске:

1. Кто забрался на диван? (Иван)
2. Кто задира? (Ира)
3. Кто подлиза? (Лиза)

Это шуточные загадки. Отгадка – часть последнего слова в вопросе.
– Что это за слова? Как нужно их писать?
Запись в тетради слов: Иван, Ира, Лиза.
– Написать каждому своё имя.
Составить предложения, используя два имени.
Например: Анжела и Иван играют.
(Запись двух предложений под диктовку.)
– Разделить слова на слоги, выделить ударный слог.

VI. Рефлексия

– С каким звуком познакомились?
– Какой буквой обозначается этот звук?
– Почему буква живёт в зелёном домике?
– Напишите по воздуху  строчную букву щ.
– Благодарю всех за плодотворный труд.