Христианство как мировая религия

Разделы: История и обществознание


Тип занятия: урок комплексного применения знаний и умений.

Место проведения: учебная аудитория.

Мотивация.

Религия – это такое явление, которое сопровождает человечество на всем протяжении его истории. Невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации без учета влияния религии. Нет народа, у которого не существовало бы религии. И нет на Земле человека, который не имел бы к религии никакого отношения, т.к. любой человек, пусть бессознательно, не задумываясь, следует нормам той религии, которая распространена в его окружении, которую исповедовали его предки.

Конкурс проводится по результатам изучения самой многочисленной мировой религии нашего времени – христианства, чье вероучение и культ находят выражение в правилах отношения к миру, в повседневном поведении, в общественной и личной жизни многих граждан нашей страны, а значит и ваших будущих пациентов. Несомненно, религиоведческие знания помогут вам в будущем организовать эффективный контакт при оказании помощи пациентам разных вероисповеданий.

Требования к участникам.

Знать:

  • основные термины и понятия по разделу “Христианство”

Уметь:

  • Определить по изображению название сюжета Евангелия, ветвь христианства, особенности христианского культа;
  • Кратко аргументировать свой выбор при ответе;
  • Работать в команде и самостоятельно.

Обеспечение конкурса:

  • Методическое пособие, слайды презентации, видеосюжеты;
  • Доска для записи темы и ведения счета;
  • Бумага, ручки, карандаши, ластики;
  • Часы (секундомер), TV, ПК, проектор, магнитофон с аудиозаписью.

Рекомендации по организации занятия-конкурса.

  1. Подготовка к конкурсу начинается за 10–14 дней, когда преподаватель доводит до студентов правила конкурса, разрабатывает план и сценарий, вопросы и задания, критерии оценки и оценочные листы
  2. Студенты формируют команды, избирают капитанов, повторяют учебный материал. Готовят домашнее задание.
  3. Принять участие в конкурсе могут как студенты одной группы, разбившись на 2 бригады, так и команды студентов параллельных групп.
  4. Состав команды (4-6 игроков) определяется по желанию студентов, которые так же могут предложить своих членов в Жюри и выбрать Капитанов команд. Очередность участия игроков команда определяет самостоятельно, если это не противоречит условиям проведения конкретного конкурса.
  5. Конкурс-игра состоит из нескольких этапов. Общее время – 90–95 мин.
  6. По каждому этапу конкурса разрабатывается система отметок в баллах (0–3).
  7. Для оценки выполнения участниками каждого элемента задания создается Жюри.
  8. В состав Жюри входят 1–2 преподавателя (представитель администрации), 2–3 студента группы, не принимающие участие в конкурсе.
  9. Жюри осуществляет подсчет очков, заполняет Оценочные листы, объявляет промежуточные и итоговые результаты. Жюри имеет право поощрить участника за сообразительность и оригинальность ответа дополнительным “бонусным баллом”.
  10. Ведет конкурс Ведущий (преподаватель, который озвучивает задания и дает пояснения по правильному ответу. Ведущий и Жюри следят за соблюдение правил конкурса.
  11. Перед началом игры Капитаны команд проводят жеребьевку для определения очередности выполнения заданий 1 конкурса. В дальнейшем первой отвечает команда, давшая правильный ответ.
  12. Регламент времени для ответа, и критерии оценки устанавливаются Инструкцией к каждому конкурсу.
  13. Команды дают ответ по сигналу “Время!”. Если команда дает ответ ранее истечения отведенного на обдумывание времени, то обсуждение прекращается.
  14. Если команда не дает правильного ответа, вопрос передается ее болельщику, затем болельщику второй команды и в последнюю очередь члену команды-соперника. Болельщик или игрок, давший правильный ответ, зарабатывает “бонусный балл”, который жюри засчитывает в актив его команды.
  15. Подсказки в игре не допускаются: подсказчик удаляется из зала, а ответ команде, принявшей подсказку, не зачитывается.
  16. Побеждает команда, набравшая больше баллов за выполнение заданий.
Ход конкурса
Этап мероприятия Деятельность преподавателя Деятельность студента Оснащение
Организационный момент

5 мин.

Преподаватель приветствует собравшихся, называет тему, представляет участников и жюри, озвучивает мотивацию темы, проводит жеребьевку, рассказывает о ходе проведения конкурса. Звучит музыкальная заставка, капитаны команд участвуют в жеребьевке. Магнитофон, конверты с номерами
Представление команд

3 мин.

Преподаватель организует деятельность студентов. Капитаны представляют свои команды, сообщает название, команды.  
Основной этап конкурса

55–65 мин.

1 этап: конкурс “Разминка”.

Ведущий предлагает командам выстроиться у доски, выходить поочередно по одному и, срывая листки фигуры, сразу же отвечать на задание. Оценивает каждый ответ (10 мин.)

Выбирают листок с заданием, отвечают на вопросы. Листки с заданиями.
2 этап: конкурс капитанов “Знаешь ли ты Евангелие?”

Ведущий демонстрирует слайды. Оценивает ответы. (15 мин.)

Капитаны команд поочередно определяют название сюжета картины (иконы), аргументируя свой выбор. Слайды Р.Р.
3 этап: конкурс “Домашнее задание”

Ведущий организует процесс, контролирует его, ведет хронометраж, оценивает ответы и передает их в Жюри (30–40 мин.).

Каждая команда демонстрирует свой видеофрагмент команде-противнику, которая по сигналу “Время!” обсуждает увиденное, записывает ответы на задание, передает свой листок Ведущему.

Выбирают Спикера: он аргументировано комментирует ответ своей команды при повторном показе сюжета.

Бумага, ручки, карандаши, ластик.
Жюри оценивает конкурсы “Разминка” и “Знаешь ли ты Евангелие?”
Конкурс болельщиков: “Разгадай быстрее!”

Проводится во время подготовки ответов команд в конкурсе “Домашнее задание”.

Болельщики каждой команды обмениваются кроссвордами, решают их и передают в Жюри для оценки. Ручки, карандаши, ластик.
Рефлексия

7–10 мин.

Ведущий проводит рефлексию, предложив ответить на вопросы Достигнуты цели конкурса?

Каков, на их взгляд “градус конкурса”:

36.6 – нужно, полезно, интересно,

38 – страшно, сложно, неинтересно, обременительно;

34 – бесполезно, безразлично.

Какие вопросы вызвали затруднения и почему?

Почему одни студенты работали активнее, а другие хуже?

Удовлетворены ли они занятием?

Подведение итогов 5 мин. Жюри оценивает конкурсы “Домашнее задание” и “Разгадай быстрее!”.

Подводит общие итоги и объявляет победителя конкурса.

Задания для “Разминки”

(Моментальные ответы даются поочередно каждым игроком.)

Инструкция:
  • Оторвите любой листок.
  • Дайте определение термина или ответьте на вопрос
  1. Богочеловек
  2. 1054 год
  3. Исторически первые ветви протестантизма
  4. Место и время возникновения христианства
  5. Краткое изложение основных догматов вероучения
  6. Движение Реформации
  7. Глава Иерусалимской православной церкви
  8. “Спасение личной верой”
  9. Голгофа
  10. Религиоведение
  11. “Черное и белое священство”
  12. Последняя книга Библии
  13. Евангелисты
  14. Декалог
Конкурс капитанов: “Знаешь ли ты Евангелие?”

(Ответы даются поочередно на каждый слайд презентации.)

Инструкция: Перед Вами изображение сюжета Евангелия. Можно подумать 30 секунд
  • Какое название Вы можете ему дать?
  • Аргументируйте свой ответ
Видео-конкурс: “Домашнее задание”

(Это командный конкурс: работайте дружно и не забудьте выбрать Спикера.
Ответы при повторном показе даются поочередно)

Инструкция: Перед Вашей командой фрагмент видео, связанный с особенностью культа одной их ветвей христианства. Ваш ответ должен быть оформлен письменно. Отсчет времени (10мин) начнется по окончании показа видео.
  • Определите, с какой именно ветвью христианства связан фрагмент.
  • Укажите как можно больше доказательств (запишите названия, термины) вашей версии.
  • По сигналу “Время!” записи следует передать в жюри.
  • При повторе видео один игрок команды должен будет озвучить вашу версию.

Конкурс болельщиков: “Разгадай скорее!”

(Это командный конкурс на время: вы можете принести своей команде дополнительные баллы)

Инструкция: как можно быстрее решите кроссворд ваших соперников и передайте его в жюри.

Эталоны ответов конкурса “Разминка”.

  1. Богочеловек – Иисус Христос
  2. 1054 год – 1-й раскол христианства на католицизм и православие
  3. Исторически первые ветви протестантизма – англиканство, кальвинизм, лютеранство
  4. Место и время возникновения христианства – Палестина, I век н.э.
  5. Краткое изложение основных догматов вероучения – Символ Веры
  6. Движение Реформации – общественное антифеодальное и антикатолическое движение 16 века в Европе, породившее протестантизм
  7. Глава Иерусалимской православной церкви – патриарх (Иерусалимский)
  8. “Спасение личной верой” – один из основных догматов протестантизма
  9. Голгофа – место казни Иисуса Христа
  10. Религиоведение – совокупность знаний о теории и истории религии и свободомыслия
  11. “Черное и белое священство” – в православной церкви монашесвующие и приходские (женатые) священнослужители
  12. Последняя книга Библии – Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
  13. Евангелисты – Иоанн, Лука, Марк, Матфей – авторы жизнеописания Иисуса Христа
  14. Декалог – содержащиеся в “Ветхом завете” нормы поведения евреев, 10 заповедей, данных Богом Моисею

Эталоны ответов конкурса капитанов: “Знаешь ли ты Евангелие?”

Капитан 1 Капитан 2
№ 1 Благовещение № 2 Поклонение волхвов
№ 3 Крещение № 4 Распятие
№ 5 Воскресение № 6 Благовещение
№ 7 Рождество № 8 Крещение
№ 9 Поклонение волхвов № 10 Оплакивание (Погребение)

Эталоны ответов по содержанию видео – фрагмента соперников “Домашнее задание”.

Команда “французы” Команда “англичане”

Ветвь христианства – католицизм, т.к.:

  • Ватикан – центр католицизма и резиденция главы (папы Римского)
  • Папа Римский – главный иерарх католицизма особое внимание католицизм уделяет внутреннему и внешнему убранству храма, богато и пышно украшенного скульптурами, витражами, фресками
  • все богослужения сопровождаются органной музыкой
  • 4-х конечный крест (латинский) – символ католицизма
  • в возрасте 7-ми лет происходит обряд конфирмации (миропомазания)
  • Рождество Христово – самый почитаемый в католицизме праздник

Ветвь христианства – православие, т.к.:

  • в православном храме множество разнообразных икон
  • алтарь отделен иконостасом
  • крестово-купольная архитектура
  • чаши с ладаном
  • лапмады
  • кресты 6-ти и 8-ми конечные

 

Карта подсчета баллов для жюри и критерии оценки

№ п/п Задания конкурса Критерии оценки Баллы Результаты оценки команд
№ 1 №2
1 Конкурс “Разминка” Правильный ответ

Неточный, неполный ответ

Неправильный ответа или нет его

1

0.5

0

   
Бонусные баллы Правильный ответ 1    
2 Конкурс капитанов “Знаешь ли ты Евангелие?” Сюжет определен правильно

Сюжет определен не точно

Сюжет определен неправильно

1

0.5

0

   
Аргументация точна и убедительна

Есть неточности в аргументации

Ответ не аргументирован

2

0.5

0

   
3 Конкурс “Домашнее задание”

а) ответ на основной вопрос

Правильно определена ветвь христианства

Ответ дан после дополнительных вопросов

2

0.5

   
б) знание терминов Записано max терминов, названий

Записано несколько терминов

Очень мало терминов

Нет записей

2

1

0.5

0

   
в) умение применить терминологию Аргументация точна и убедительна

Есть неточности в аргументации

Ответ не аргументирован

2

0.5

0

   
г) исполнительская дисциплина Письменная работа сдана по сигналу

Работа сдана с задержкой

0.5

0

   
Бонусные баллы Правильный ответ 1    
4 Конкурс болельщиков “Разгадай скорее!” Кроссворд решен на 90-100%

Кроссворд решен на 60-90%

Кроссворд решен менее 60%

1

0.5

0

   
Все задания сформулированы точно, нет ошибок в терминах

Есть незначительные неточности (1–2) в формулировке заданий

50 % и более ошибок в формулировках

2

1

0.5

   
5 Бонусные баллы Умение работать командой 2    
  Общий итог