Цели:
- Развитие умения конструировать из деталей конструктора средство общественного транспорта – автобус.
- Обобщение и уточнение представлений об общественном транспорте.
- Закрепление правил поведения в общественном транспорте.
- Развитие мышления, памяти, речи, внимания, воображения.
- Воспитание вежливых пассажиров.
Оборудование: конструкторы ЛЕГО, презентация к уроку «Общественный транспорт».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Сегодня нам предстоит очень интересная
работа. Чтобы ее выполнить, вам надо многое
вспомнить из того, что мы прошли на уроках
окружающего мира. А ещё вам понадобиться ваше
умение внимательно слушать, думать и
фантазировать.
Желаю вам удачи.
II. Разминка
– В начале урока мы проведем небольшую разминку. Потренируем свое внимание и память. Перед вами на слайдах будут возникать различные композиции из деталей конструктора. Ваша задача их запомнить, а затем повторить.
Показ слайдов «Разминка».
(Каждый слайд показывается 5 секунд, затем убирается. После выполнения задания учащимися происходит проверка. Учитель снова показывает слайд, дети сравнивают и исправляют ошибки.)
III. Актуализация знаний. Определение темы урока
– Теперь вы готовы к выполнению
основного задания урока.
– Определить тему урока вам помогут загадки и
картинки в презентации.
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус)
Многолюден, шумен, молод
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице идут. (Метро)Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай)
– Автобус, метро, трамвай – это что? (Общественный
пассажирский транспорт)
– Поясните, что такое «общественный
пассажирский транспорт»?
– Что еще можно отнести к общественному
пассажирскому транспорту?
– Какой из этой группы вид транспорта относится
еще и к подземному транспорту?
– А остальные средства передвижения мы отнесем к
…
– Итак, какова тема нашего урока? Вы уже
догадались?
«Общественный пассажирский транспорт»
– Давайте объяснение понятию «общественный
пассажирский транспорт».
– Я немного уточню тему нашего занятия. Мы будем
строить автобусыи вспомним правила поведения в
общественном транспорте.
IV. Вступительный рассказ учителя об автобусах (продолжение презентации)
Первые автобусы сильно отличались от
современных. Они выглядели иначе, да и работали
по-другому. И называли их омнибусы.
– Кто из вас знает, как работает автомобиль?
Чтобы привести автомобиль в движение необходимы
разные механизмы. Если вы заглядывали под капот
автомобиля, то могли их там видеть. Один из
главных механизмов – двигатель внутреннего
сгорания. С тем, как он работае, вы будете
знакомится на уроках физики. Но уже сейчас вы
знаете, что двигатель машины работает на бензине.
Когда появились первые автобусы, бензиновые
двигатели еще не придумали. Самый первый в мире
автобус был с паровым двигателем, то есть
двигаться автобус заставлял пар, как в паровозах.
Сконструировал первый автобус в 1801 году
англичанин Ричард Тревитик. Это была машина
могла перевозить 8 пассажиров.
Через 85 лет там же в англии появился первый
автобус с электрическим двигателем. Было это в 1886 году. Он мог
ездить со средней скоростью 11,2 км/ч.
Первый в мире автобус с двигателем внутреннего
сгорания, работающем на бензине, был построен в Германии
в 1894-1895 годах заводом «Бенц». Он вмещал 8
пассажиров и курсировал по 15-километровой трассе
между немецкими городами Зиген, Нетфен и Дойц.
А что же в России? Первый электрический автобус
был построен в 1901
году на московском заводе «Дукс». Это был
10-местный автобус, который мог развивать
скорость до 20 км/ч и имел запас хода 60км.
Первый автобус с двигателем внутреннего
сгорания был построен в Санкт-Петербурге в 1903 году на
фабрике «Фрезе». Он имел
открытый кузов, который вмещал 10 человек. Автобус
мог развить скорость до 15 км/ч.
В России автобус в качестве общественного
транспорта стал использоваться с июня 1907 года в Архангельске.
В город был привезён автобус немецкой марки НАГ.
Эта машина была рассчитана на 25 пассажиров и
весила 6 тонн. А 11 ноября 1907 года первый пассажирский автобусный
маршрут был открыт в Санкт-Петербурге. По этому
поводу в «Петербургском листке» было помещено
сообщение: «К двенадцати часам дня к
Александровскому саду, против Вознесенского
проспекта, приехал автомобиль-омнибус или, как их
теперь называют, автобус».
В Москве
автобусное движение впервые было открыто 13
августа 1908
года, а постоянное автобусное движение лишь с 8
августа 1924
года, когда на первый регулярный маршрут между Каланчевской площадью
и Тверской
Заставой вышли 8 автобусов марки «Лейланд».
А сейчас вы увидите автобусы, на которых ездили
наши бабушки и дедушки, а на некоторых и мамы с
папами.
А теперь посмотрите на современные автобусы.
V. Физкультминутка
VI. Практическая работа
– Сейчас ваша задача самим сконструировать автобус и рассказать о нем. Как выглядит автобус и как он работает – решать вам. Вы сейчас не ученики, вы – конструкторы. Но не забудьте о том, что ваши автобусы должны быть современными, удобными для пассажиров и экологичными (участвовали в сохранении окружающей среды). Придумайте названия своим автобусам.
VII. Выставка работ учащихся. Анализ работ
– Какие работы понравились больше всего? Чем?
VIII. Правила поведения в общественном транспорте
– Мы с вами пассажиры. Нам приходится пользоваться общественным транспортом. А значит, необходимо соблюдать определенные правила поведения. Подумайте, соблюдает ли правила поведения мальчик Коля из стихотворения С. Михалкова.
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте –
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Николай сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
– Как должен поступить мальчик?
– Какие еще правила поведения в общественном
транспорте нужно соблюдать?
IX. Творческая работа.
– Придумайте и сконструируйте свой вид общественного транспорта, дайте ему название и объясните его способ действия.
X. Итог урока
– Какой вид транспорта вы конструировали на
уроке?
– Что полезного для себя вы узнали на уроке?