Интегрированное занятие "Путешествие в страну насекомию"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

1. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, о вреде и пользе насекомых (бывают опасные и полезные).

2. Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, выделять их отличительные и общие признаки (усы, наличие шести ног, туловище состоящее из трёх частей).

3. Закрепить знания детей о местах обитания насекомых (наземные, водные), способах передвижения (летают, ползают, прыгают).

4. Уточнить знания детей об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания.

5. Воспитывать интерес к насекомым, бережное к ним отношение.

Словарь: насекомые, бабочка, стрекоза, муравей, жук, муха, оса, пчела, комар, гусеница, крылышки, брюшко, хоботок, личинка, жужжит, собирает, вредит, разноцветные, опасные, полезные.

Атрибуты: берёзка, ёлки, игрушки-насекомые, мёд 4-х сортов, цветы, костюмы.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами отправимся в страну “Насекомию”. На нашей земле живёт много разных насекомых. Они обитают в почве, в воде, в воздухе. Самый главный орган чувств у насекомых - усы, рот в виде хоботка.

Насекомые плохо видят. Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Дети часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от укусов. Поэтому, оказавшись в необычной стране, мы будем осторожны и внимательны.

Воспитатель: Посмотрите вокруг, вот она какая страна “Насекомия” (подводит детей к стенду, дети рассматривают “газету” про насекомых). Воспитатель обращает внимание детей на ёлку, загадывает загадку:

На поляне, возле ёлок
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.

Дети: Муравейник!

Воспитатель: Дети, муравьи человеку - друзья, они спасают лес, если есть муравейник в лесу, то лес здоровый и чистый. Как мы должны относиться к муравьям?

Ответы детей:

Воспитатель: Послушайте, кто-то пищит. Ой, укусил!

Самого не видно, а песню слышно.

Дети: Комар!

Воспитатель: Чем опасны укусы комаров?

- Как защитить себя от укусов?

- Правильно, комары при укусе пускают слюну, от которой укус чешется. Много укусов может привести к отравлению. Надо использовать отпугивающие средства.

Воспитатель: Дети, смотрите какая стройная берёза, а на листьях красивые жучки. Загадывает загадку:

Красная спинка с черными точками, с каждой стороны по три ноги?

Дети: Божья коровка!

Воспитатель: Какую пользу приносят эти жучки природе?

- Правильно, они спасают растения от вредных насекомых - от тли, которая высасывает весь сок из листьев. Эти красивые жучки наши друзья.

Воспитатель: Мы с вами оказались на сказочной поляне. Что на ней растёт? Дети дают описание красивых цветов. Воспитатель загадывает загадку:

В ярком платье модница -
Погулять охотница
От цветка к цветку порхает,
Утомится - отдыхает.

Дети: Бабочка!

Воспитатель: Что делают бабочки на цветах?

- Какую пользу приносят бабочки?

- Правильно, перелетая с цветка на цветок, с растения на растение, они опыляют их, этим они приносят пользу. А вот отложенные ими яйца, из которых потом появляются личинки, а из личинок - гусеницы, которые вредят растениям.

Воспитатель: А сейчас все дети превратятся в бабочек.

Физкультминутка: “Танец бабочек”.

Воспитатель: Дети, послушайте, кто-то жужжит, обращает внимание детей на цветок:

- Кто на нем сидит? Загадывает загадку:

На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала
Беспокойная ...

Дети: Пчела!

Воспитатель: Что можно сказать про пчелу?

- Какую пользу она приносит людям?

- Чем полезен мёд?

- Правильно, пчела - труженица и хлопотунья. Она даёт людям вкусный и полезный мёд, он лечит от всех болезней.

Обращает внимание детей на “гостью”.

Входит ребёнок в костюме пчелы:

- Здравствуйте дети, я вам мёда принесла целый бочонок.

Воспитатель подводит детей к выставке мёда. Дети видят образцы мёда 4-х сортов: цветочный, горный, липовый, гречишный, восковые соты с мёдом. Дети рассматривают, пробуют индивидуальными палочками, запивают глотком воды из одноразового стаканчика. Вдруг раздаётся громкое жужжание.

Воспитатель загадывает загадку:

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха
Укусит - будет плохо...

Дети: Оса!

Воспитатель: Дети, почему оса прилетела сюда?

- Чем она опасна для людей?

- Как уберечься от этого насекомого?

- Правильно, осы любят сладкое - вот она и прилетела на запах мёда. Острое жало, её грозное оружие, спрятано в конце брюшка. Укус осы опасен! Если вы увидите осиное гнездо (в виде шара) - не трогайте его, могут вылететь осы и ужалить. Ужаленное место сильно опухает.

Воспитатель: Посмотрите, кто залетел к нам в окно? Загадывает загадку:

Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?...

Дети: Мухи!

Воспитатель: Чем опасны для здоровья человека мухи?

- Как с ними бороться?

Правильно: Комнатные мухи разносят на своих лапках микробы разных болезней. Личинки мух появляются в пищевых отходах, на помойках. Но если чисто в помещении, то их легко прогнать.

Воспитатель: Дети, мы сегодня узнали много интересного, побывав в стране “Насекомия”. Насекомые бывают полезные и опасные, но все они необходимы для природы.

Вот, например, гусеница поедает листья деревьев, но она является любимым кормом для птичек. Обращает внимание детей на предметы, приготовленные на столах: круги с вырезанными серединками, мотки объёмной шерсти, ножницы, нитки. Дети по образцу выполняют предложенную им работу: изготовление разных по размеру помпонов. Помпоны скрепляются в длину и получается забавная гусеничка.