Тип урока/занятия: | урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. | ||||||||||||||||||||||||
Цели урока/занятия: | Общая дидактическая цель урока:
cоздать условия для:
|
||||||||||||||||||||||||
Задачи урока/занятия: | Триединая дидактическая цель
урока:
|
||||||||||||||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы: | Учебник, компьютер, медиапроектор, медиаэкран, доска для записи понятий, изучаемых в ходе урока, тетрадь учащихся имеет более широкие поля (5 см.), где записываются новые понятия, их определения, даты, персоналии. | ||||||||||||||||||||||||
Подробный конспект урока/занятия |
|||||||||||||||||||||||||
Мотивация учащихся | Однажды в одном из греческих портов
заспорили между собой несколько греков о том,
какой город в Греции лучше всего укреплен в
случае нападения врагов. Называли разные города. – Лучше всех укреплены Афины, у них самые высокие и мощные оборонительные крепостные стены. – А у нас, воскликнул житель Спарты, вообще нет оборонительных крепостных стен, но мы самый защищенный и сильный город. – Почему так сказал спартанец? (Слайд: изображение спора в греческом порту) |
||||||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока/занятия | Введение в тему. Древние
греки называли себя эллинами, а свою страну не
Грецией, а Элладой. Эллада состояла из многих
городов, которые назвали города-государства или
полис. (Учитель пишет понятие на доске, а
учащиеся на широких полях в тетради, слайд в
презентации). – Почему так не похожи эти два города, мы сегодня выясним. Актуализация Учитель: Что нам нужно сделать, чтобы
найти ответ на вопрос?
Изучение нового материала: (Этап самостоятельной работы с учебником) Учитель объясняет ход работы по заполнению таблицы. На слайде появляется таблица (слайд).
Учитель дает задание учащимся. Каждый ряд работает над своей частью таблицы. 1 ряд: Местоположение и природа – с. 136, с. 143 Причем один из учеников на парте, работает с темой «Афины», а другой – «Спарта». Время работы 7-10 минут. (Этап фронтальной работы, результатом которой должна быть заполненная таблица) Результаты работы 1 ряда:
Результаты работы 2 ряда:
Результаты работы 3 ряда:
В ходе работы с учеником и заполнения таблицы, учащиеся продолжают знакомиться с новыми понятиями, которые записывают на полях: илоты, демос, Ареопаг, архонт, аристократия, долговой камень, Совет старейшин, Народное Собрание Учитель заслушивает ответы ребят, одновременно сопровождая их ответы и свои дополнения слайдами презентации. Ребята заполняют таблицу в тетради, а пример ее заполнения учитель выводит также на слайды. |
||||||||||||||||||||||||
Проверка и оценивание | (Первичное повторение и закрепление
новых знаний и умений на уровне воспроизведения). Форма: фронтальная повторительно-обобщающая беседа. – проверка картографических умений
(местоположение Афин и Спарты); Вариант: самостоятельная работа учебником, в ходе которой учащиеся на полях выписывают определения понятий) Форма: тестовый фронтальный контроль по новому материалу (слайды презентации) (Систематизация и обобщение новых знаний) Форма: решение познавательных и проблемных задач.
|
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке/занятии | Этап рефлексии. Техника
«Ассоциативный ряд» Учитель предлагает по цепочке назвать слова-ассоциации, возникающие при упоминании понятий: Афины, Спарта |
||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание (если планируется) | Обязательная часть: прочитать
текст «Спартанское воспитание» (учебник с.146) и
ответить на вопрос в тетради: Что вам нравится, а
что нет в спартанском воспитании? Вариативная часть: ответить на вопросы из учебника в тетради: № 3 с. 148, № 3 с.139 |
||||||||||||||||||||||||
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | «Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать» Оформленная презентация позволит быстрее включить в учащихся в урок и подготовить их к восприятию нового материала. Это создает приподнятое настроение и позитивное мотивационное поле. Визуализация дает возможность избежать сухого монолога учителя, который утомляет и вызывает демотивирование учащихся. Слайды обеспечивают наглядность, четкость восприятия материала (таблицы на слайдах), происходит дополнительная активизация нервной системы, обеспечивающая повышенное внимание и концентрацию учащихся на предмете изучения (самостоятельная работы учащихся с учебником). Подключение зрительной памяти обеспечивает повышенную выживаемость знаний, дает возможность многократного обращения к представленной информации, сравнения с предыдущей и последующей информацией (этап систематизации знаний), позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся. Тестовая проверка с помощью слайдов презентации позволяет учителю хорошо видеть, как обучающийся усвоил материал, все ли правильно они поняли, дает возможность педагогу прямо в процессе обучения внести необходимые коррективы в понимание новой темы (этап систематизации знаний). |
||||||||||||||||||||||||
Советы по логическому переходу от данного урока/занятия к последующим | Логический переход к следующей
теме «Зарождение демократии в Афинах»: – Мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Демос добивался права участвовать в управлении Афинами, требовал отменить долговое рабство и переделить землю. Схема – Для того, чтобы изменить опасную обстановку в стране знать и демос в 594 г. до н.э. сообща избрали архонтом Солона, который начал осуществлять преобразования в стране (реформы). С его деятельностью связано зарождение демократии в Афинах (новая тема). |
Урок истории в 5-м классе "Афины и Спарта"
- Крюкова Елена Владимировна, учитель истории
Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»