Цели:
- уточнить представление детей о перекрестке и видах перекрестков;
- сформировать представления об опасных поворотах транспорта;
- учить ориентироваться в опасных ситуациях;
- отработка в игровой форме навыков безопасного поведения на перекрестке;
- воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- таблицы;
- разметка дороги;
- модель светофора;
- желтые кружки для игр.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Начинаем урок по правилам дорожного движения. Прежде, чем прозвучит тема урока, давайте вспомним все, что вы узнали на прошлых занятиях. Поможет нам в этом кроссворд.
У каждого ученика на столе кроссворд. Дети разгадывают кроссворд.
– Проверим.
Учитель читает вопрос, дети отвечают и проверяют.
– Какое ключевое слово мы получили? Тема нашего занятия «Перекрёсток»
На экране тема и рисунок перекрестка.
II. Работа по теме урока
– Что такое перекресток?
Дети дают определение.
– Какие бывают перекрестки по форме?
– Определите форму перекрестка.
На доске рисунки различных перекрестков, дети определяют его форму.
– Какие виды перекрестков знаете еще?
– Что такое регулируемый перекресток?
– Кто еще может регулировать перекресток?
– Что такое нерегулируемый перекресток?
– Определите, какой перекресток вы видите на
экране.
На экране разные виды перекрестков. Дети определяют, регулируемый или нерегулируемый это перекресток. При определении перекрестка, на котором стоит регулировщик, дети вспоминают сигналы регулировщика.
– Перекресток – это очень опасный участок
улицы или дороги, на нем всегда много машин и
пешеходов. Даже верное соблюдение указаний
светофора или регулировщика не гарантирует
безопасный переход. На перекрестке опасен
поворот транспорта на зеленый сигнал светофора,
который предназначен для водителей и пешеходов.
Поэтому необходимо быть очень внимательным, надо
знать правила перехода проезжей части, знаки
светофора и регулировщика, знать правила
поворота автомобилей и всегда помнить, что есть
недисциплинированные водители, которые могут не
пропустить пешехода и наехать на него.
– Сегодня мы с вами составим правила перехода
перекрестка.
– Какой перекресток удобнее и проще переходить?
Почему?
Правила перехода регулируемого перекрестка.
На доске вывешивается рисунок регулируемого перекрестка. По нему объясняются действия и составляется алгоритм.
1. Остановиться на краю тротуара.
2. Посмотреть на светофор на противоположной
стороне дороги.
3. Дождаться зеленого сигнала светофора.
4. Дождаться остановки всех машин.
5. Посмотреть налево, направо, затем снова налево.
6. Совершить переход, контролируя движение машин
с обеих сторон.
7. Пропустить машины со спецсигналами.
Готовая инструкция вешается под рисунком.
– Переход дороги по нерегулируемому пешеходному переходу на перекрёстке гораздо опаснее. Давайте составим правила перехода по нему.
1. Остановиться на краю тротуара.
2. Посмотреть налево, направо, затем снова налево.
3. Если нет машин, совершить переход, контролируя
движение машин с обеих сторон.
4. Следить за поворотом транспорта (водитель
обязан пропустить пешехода, но водители не
всегда дисциплинированы).
Знай правила поворота автомобилей:
– если автомобиль поворачивает налево, на левом
борту мигает лампочка;
– если автомобиль поворачивает направо, на
правом борту мигает лампочка.
5. Пропустить машины со спецсигналами.
На доске рисунок нерегулируемого перекрестка. На экране этапы и картинки. Под рисунком вывешиваются правила, составленные детьми.
Физкультминутка
Релаксационная пауза, зрительная гимнастика.
III Закрепление
Задание 1.
– Переверните листок с кроссвордом . Найдите задание №1. Прочитайте. Выполните.
Взаимопроверка. На экране высвечивается правильный ответ.
Задание 2.
– Посмотрите на следующий рисунок. Прочитайте задание №2. Найдите нарушителей.
Задание 3.
– Рассмотрите следующий рисунок. Прочитайте задание. Какую ошибку допустил мальчик? Почему?
Задание 4.
– На вашем пути в школу и обратно встречаются
ли перекрестки?
– Какие они?
– Посмотрите на фотографию, определите
нахождение перекрестка. Расскажите, как надо
правильно перейти дорогу.
На экране фотографии перекрестков на ул. Куликова и на Хотьковском проезде. Дети рассматривают перекрестки и объясняют, как надо правильно пересечь проезжую часть.
2) Игра «Перекресток»
Учащиеся разбиваются на группы (по 3-4 чел.)
«водителей» и «пешеходов» и переходят
регулируемый перекресток. В групповых и
индивидуальных упражнениях отрабатывают
переход по зеленому сигналу светофора.
Затем «водители», держа в руках желтые кружочки,
делают повороты «автомобиля» налево и направо,
«пешеходы» делают повороты головой, учитывая
возможные повороты «автомобилей».
IV. Итог урока
– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Чему вы научились на уроке?
– Пригодятся ли вам полученные знания? Как?
– Дома выполните задания в рабочей тетради.