Урок развития речи "Ранняя весна в произведениях мастеров разных видов искусств"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель:эстетическое развитие обучающихся, расширение их эмоционально-чувственной сферы через создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы на уроке средствами разных видов искусств.

Задачи:

  • способствовать развитию познавательных, коммуникативно-речевых и творческих компетенций обучающихся;    
  • способствовать развитию «чувства слова» – основы литературы как вида искусства;
  • способствовать овладению практическими способами понимания и анализа лирического произведения, конструирование текста-отзыва;
  • позволить обучающимся осознать мир своих чувств и определять свои чувства через слово;
  • научить сопоставлять особенности изображения ранней весны в различных художественных произведениях для создания обучающимися целостного образа весны посредством «погружения», глубокого сопереживания и эстетического созерцания.

Наглядный материал: презентация; иллюстрации к картинам И.И.Левитана «Март», «Весна. Большая вода», А.К.Саврасова «Грачи прилетели»; тексты стихов Ф.И.Тютчева «Еще земли печален вид…», «Весенние воды», «Весенняя гроза»; рисунки детей на тему «Весна»; музыка П.И.Чайковского, карточки для обучающихся.

Прогнозирование: обучающиеся должны не только прийти к пониманию авторской позиции, но и к осознанию и становлению собственной позиции; отчет о своем понимании произведений искусств: выразительное чтение стихов (интерпретация), сочинение-отзыв.

Структура урока.

1. Мотивационный этап.
2. Этап исследования – непосредственное вслушивание, рассматривание картин природы, вычитывание текстов.
3. Контрольно-оценочный; выразительное чтение (отчет о своем понимании текста, его интерпретация.)
4. Индивидуальная письменная работа – домашнее сочинение.
5. Рефлексия.
6. Домашняя работа.

ХОД УРОКА

I. Вводно-мотивационный этап

– Ребята, прочтите слова А. Толстого и предположите тему сегодняшнего урока. Слайд 2

«Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет»

А. Толстой

– Какие чувства вызывают эти строки?
– Какое настроение, что вам сейчас хочется?

Учитель уточняет тему и вместе с детьми определяют цель урока: Выяснить особенности разных видов искусств, учиться  обозначать их словом, видеть и чувствовать прекрасное, сравнивать произведения.

II. Этап исследования

1. Вслушивание

Слайд 3 – П.И.Чайковский «Времена года», «Март».
– Что я чувствую, представляю, слушая эту  мелодию? (Настроение меняется. Хочется радоваться, охватывает чувство свежести, поэтичности, любви, трепета, нетерпеливого ожидания, беспокойства и надежды.)
– Какой была музыка? (Одна часть мелодии лирическая, а вторая – с большими взлетами эмоций и широким дыханием позволяет наблюдать смену настроений, оттенков одного и того же чувства. Некоторые элементы напоминают трели весенней песни жаворонка.)

Мини-итог

– Что же подействовало на мои чувства? (Звуки музыки подействовали на настроение, вызвали чувства восхищения, поэтичности, чувства ожидания, нежной грусти, радости обновления…)

2. Рассматривание репродукций к картинам А.К. Саврасова, И.И. Левитана.

1. И.И. Левитан «Март». 
2. И.И. Левитан «Весна. Большая вода».
3. А.К. Саврасов «Грачи прилетели». Слайды 4-8.
– Что объединяет эти художественные произведения? А в чем различие? Попробуйте подобрать метафоры, эпитеты и высказывания к каждой репродукции (работа в группах, материал распечатан на карточках.)

Карточки для учащихся.  [3. С. 55, 97,130].  

Улыбка, канун весны, теплый день, радость, звонкая капель, звуки весны; родные места, трогательное волнение, грусть, душа нашей Родины, Христос Воскреси, жизнь продолжается, обновление природы, воздух свеж и прозрачен, грачиный гомон; песня, гимн весне, радость, бескрайние просторы, преданность, любовь, Россия.

  • «Все запело, зазвучало, прониклось музыкальным строем».
  • «Это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя».
  • «Картина «звучит» радостно и мажорно как тема пробуждения природы – гимн весне». 
  • «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года»,– А.С. Пушкин.
  • «Вот что надо пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это великое счастье»,– И. Левитан.
  • «Все очень скромно, непритязательно и буднично. Но картина наполнена искренним волнением, лирикой, поэзией. Глубоко – народный образ русской природы».

Высказывания детей.

– Доказать правильность своего выбора. Слайды 5-8.

Контрольно-оценочная деятельность

– Что удалось?
– Что не получилось, почему?

Отзывы-высказывания детей.

3. Игра «Аукцион картин»

Цель игры: способствовать развитию познавательной активности детей, большей заинтересованности в данном виде деятельности.
Узнай картину. (Зачитать материал и соотнести с картиной. В каком порядке можно расположить репродукции.)

Материалы к игре: [3. С. 160, 166]. 

Карточка № 1.  Весна – это утро года, когда все в природе начинает просыпаться, все начинает улыбаться и  радоваться. Природа с радостью и улыбкой (солнечный день) встречает весну, в лучах солнца сверкает желтая стена дома.  И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине …, мы радуемся вместе с ним. Канун весны, в лесу еще держится мороз, на снегу лежат холодные синие тени, но на поляне солнце уже пригревает все сильнее и сильнее, заливая все вокруг ослепительным золотисто-голубым сиянием. Деревья голы, даже первые птицы не прилетели, вид лошади вызывает чувство жалости и уныния. Но все пронизано волнующим ожиданием пробуждающейся жизни.

Карточка № 2.  Художник мастерски передает состояние природы, но в другой момент, более поздний.  Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный автором картины, – это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя. Весна пришла, как приходит всегда – неожиданно, сразу. Главное – птицы! С ликующим пронзительным криком стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали долгожданные гости. Воздух свеж и прозрачен. В картине преобладают желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубоватые, голубовато-серые краски.

Карточка № 3.  Эта пора всегда волновала художника. И вот на холсте – прелестный пейзаж, о котором тосковал и мечтал художник вдали от Родины. В одном письме он писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси –…, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия!»  Самое главное – в этом произведении мы ощущаем чувство полноты жизни, прекрасное единение человека и природы. Человек не изображен, но его присутствие (лодка, дома на далеком берегу) мы ощущаем.   Картина «звучит» радостно и мажорно как тема пробуждения природы, гимн весне. В картине больше всего голубого, синего, потому что в ней много…, и воздуха. Вода ещё очень холодная, и поэтому она синяя. Небо такое голубое бывает, когда ярко светит солнце. Земля желтая и коричневая, потому что ее нагрело солнце.  

Подведение итога игры

– Кто согласен с результатом?
– Кто сомневался? Почему?

Обобщение

– Что можно сказать о художниках? (Великие мастера, создатели лирического пейзажа, живописцы. Они не только видят природу, но и ее понимают, осмысливают. Саврасов хотел показать не только любовь к природе, но  любовь и верность Родине. Чувство любви, преданности родным местам,  Родине присуще художникам. Левитан – тонкий лирик, и в его картинах присутствую элементы грусти, печали. Но природа с радостью и улыбкой встречает весну. Когда мы смотрим картины, то нас охватывает чувство нежной грусти, тихой веселости, радости, с которой встречаем приход весны. Переполняют чувства любви к родному краю, Родине.)

– Какую весну вы увидели и услышали? Слайд 9

(Художники отразили в своих произведениях весну во всем ее многообразии. Здесь и приближение весны, когда еще лежит снег, деревья стоят голые, но дыхание весны чувствуется во всем: в солнечном освещении, набухших почках, темнеющем и оседающем снеге; в гомоне грачей; в разливе рек. Увидели три картины ранней весны, разные ее моменты, почувствовали  и разные оттенки радостного и грустного настроений.)

4. Работа над стихами Ф.И.Тютчева Слайд 10

1) Чтение учащимися стихов Ф. Тютчева «Весенние воды», «Еще земли печален вид», «Весенняя гроза».

– Случайно ли мы объединили эти стихи? (Высказывания детей. Нет, в них много общего…)
–  Давайте посмотрим конкретно, какую картину рисует нам Тютчев?
– Какое настроение вызывают те или иные события картины жизни у лирического героя?

2) Фронтальная работа. – Чтение по строфам с вычитыванием. [2. C. 270].

«Еще земли печален вид»

1-е четверостишие начинается противопоставлением.
ЛГ описывает самое начало весны, земля печальна, но его радует то, что воздух дышит весной  «стебль колышет» и «ветви шевелит». Печаль, тихая радость.
2-е четверостишие начинается противопоставлением. С грустью ЛГ отмечает то, что природа еще «не проснулась», но сон не крепок, и она слышит весну и ей «невольно улыбнулась». Грусть, робкая радость.

Вывод. ЛГ чувствует весеннее пробуждение природы, начинается движение, природа слышит весну и, хотя природа не проснулась, но улыбнулась весне.

И это состояние природы вызывает сложное настроение: робкую радость, приятное ощущение, оттенки грусти.

«Весенние  воды»

1-е четверостишие начинается противопоставлением. Начало весны, но более поздняя пора. Появляются ручейки.

Быстрое движение вод вызывает радость, ликование, любование.

2-е четверостишие. Воды заговорили, оживились, разносят весну по всей природе. Воды называют себя «гонцами». Разносят срочное известие (посланцы).

Воды выражают бурную радость

3-е чет. Опять слова ЛГ «Весна идет!». Он радуется, дальше следующий период майский «румяный, светлый хоровод».

Настроение ЛГ меняется разными оттенками, возникает мечтательное ожидание.

Вывод: ЛГ чувствует начало весны, но более позднюю  пору. Природа активно просыпается – быстрое движение вод.

Картина ранней весны вызывает у него бурную радость, а грядущие майские дни вызывают ожидание радости тихой, светлой

– Что мы делали? (Сравнивали стихи.) 

Обобщение. Слайды 11-13.

– Что удалось увидеть? (Стихи объединены не случайно. Это один литературный род и жанр – пейзажная лирика. Рассказчик здесь особый, лирический, про него трудно сказать что-нибудь конкретное. Он не называет себя. Увидели две картины ранней весны, разные ее моменты, почувствовали и разные оттенки радостного настроения у ЛГ.
В первом стихотворении настроение было чуть печальное, сопровождаемое робкой надеждой на пробуждение и природы, и своей души.
А во втором стихотворении картина ранней весны вызывает бурную радость, а грядущие майские дни вызывают чувства ожидания радости тихой, светлой.)

Физминутка

III. Самостоятельная работа

Проанализировать стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». (Работа в парах, одна пара у доски.)

– Какой в этом стихотворении рассказчик? Его настроение? Доказать текстом. (Приложение 1) [4]
– Он говорит: «люблю» (лирический герой, «я», – говорит о себе, но конкретно не называет себя.)

1 строфа 

ЛГ. Начинает с утверждения, что он любит грозу «в начале мая» именно грозу. Он как бы радуется весеннему грому, который «как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом».

Любование игрой природных сил: гром грохочет «как бы, резвяся и играя», небо голубое – все это создает светлое настроение.

2 строфа.

ЛГ нравится слышать, как «гремят раскаты молодые». Он любуется первыми каплями дождя «вот дождик брызнул». Сравнивает капли с «перлами» (жемчужинами), любуется «нитями» дождя, золотыми от солнечных лучей.

Все это вызывает радостное настроение, чувство любования.

3 строфа.

ЛГ весело от звуков природы – и «птичий гам» и «гам лесной, и шум нагорный», и « все вторит весело громам». (Гам – беспорядочный шум голосов; «вторит» – повторяет звуки грома, который грохочет «как бы резвяся и играя».) Для передачи настроения, интонации помогают ритм, звуковой рисунок [гр]. Настроение веселое, игривое.

4 строфа.

ЛГ герой шутливо обращается к кому-то, кто может объяснить грозу, не по-научному, а сказочно. Как будто бы  юная и потому шаловливая «ветреная» Геба взяла у бога-громовержца Зевса кубок, полный громов, и пролила его на землю. ЛГ находит столь же веселое объяснение явлению природы, но и сказочно-таинственное.

IV. Контрольно-оценочная деятельность

– Кто согласен, не согласен с мнением говорящего?
– Чья оценка подтвердилась?

Мини-итог   Слайд 14

Лирический герой  любуется первой майской грозой, его радует и веселит резвый, как бы играющий гром, ему совсем не страшно, он не боится грозы, шутливо объясняет игру стихии игрой древних богов. А  как представлена весенняя гроза! Это не страшная стихия, а какое-то прекрасное, наполненное чудесами явление природы, которое не пугает, а вызывает чувство игривости, веселости и любования этим явлением. Веселое настроение приобретает оттенки сказочного, таинственного настроения.

Ф.И.Тютчев написал три разных стихотворения о весне, в которых  лирические герои выражают радостное настроение, но эта радость имеет  разные оттенки.

Общий вывод

– К какому выводу мы пришли, рассмотрев произведения разных видов искусства? Слайд 15.
(Оказывается, что об одном и том же явлении можно рассказывать по-разному. Композитор передает свои чувства, настроение музыкой. Художник передает свежесть, великолепие, таинство природы, настроение, свои переживания цветом, игрой света и тени. А поэт пользуется языковым богатством русской речи. В своих произведениях Ф.И. Тютчев, П.И. Чайковский, И.И. Левитан, А.К. Саврасов открыли нам свою душу, запечатлев в них безграничную любовь  к своей Родине,  природе  России, к  прекрасному  времени  года – весне.  Отразили весну во всем своем многообразии, показали разные ее моменты.)

V. Итог урока.   Слайд 16.

1.Отчет о своем понимании текста.

 – Выразительное чтение стихов.
– Кому удалось передать настроение лирического героя при выразительном чтении стихотворения?

2. Рефлексия.

– Что сегодня узнали нового?
– Что было трудным?(Сложнее всего обосновать свое мнение при вычитывании стихов, находить доказательства в тексте; особенно трудно сравнивать произведения…)
– Закончить заполнять карточку (индивидуально). (Приложение 1) [4]

1. Знаю… 2. Хочу знать… 3. Узнал…    

VI. Дома  Слайд 17.

1. Подготовить наизусть выразительное чтение понравившегося  стихотворения Ф.И.Тютчева.
2.  Написать сочинение-отзыв о двух стихотворениях Ф.И.Тютчева «Весенние воды» и «Весенняя гроза».

Учитель благодарит детей за работу. Слайд 18.

Литература:

1. Литературное чтение в современной школе. Сборник статей. «Первое сентября», 2005.   
2. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература. 3 класс. Методическое пособие. – Москва, 2000 .– 288 с.
3. Воробьев В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. Москва,2002. – 223с.
4. Лунгу О. А. С. Есенин. «Пороша». Акцентное вычитывание стихотворения. (Литер. чтение, 3 класс). – 2009. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа   http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=110444, свободный.