Цель:эстетическое развитие обучающихся, расширение их эмоционально-чувственной сферы через создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы на уроке средствами разных видов искусств.
Задачи:
- способствовать развитию познавательных, коммуникативно-речевых и творческих компетенций обучающихся;
- способствовать развитию «чувства слова» – основы литературы как вида искусства;
- способствовать овладению практическими способами понимания и анализа лирического произведения, конструирование текста-отзыва;
- позволить обучающимся осознать мир своих чувств и определять свои чувства через слово;
- научить сопоставлять особенности изображения ранней весны в различных художественных произведениях для создания обучающимися целостного образа весны посредством «погружения», глубокого сопереживания и эстетического созерцания.
Наглядный материал: презентация; иллюстрации к картинам И.И.Левитана «Март», «Весна. Большая вода», А.К.Саврасова «Грачи прилетели»; тексты стихов Ф.И.Тютчева «Еще земли печален вид…», «Весенние воды», «Весенняя гроза»; рисунки детей на тему «Весна»; музыка П.И.Чайковского, карточки для обучающихся.
Прогнозирование: обучающиеся должны не только прийти к пониманию авторской позиции, но и к осознанию и становлению собственной позиции; отчет о своем понимании произведений искусств: выразительное чтение стихов (интерпретация), сочинение-отзыв.
Структура урока.
1. Мотивационный этап.
2. Этап исследования – непосредственное
вслушивание, рассматривание картин природы,
вычитывание текстов.
3. Контрольно-оценочный; выразительное чтение
(отчет о своем понимании текста, его
интерпретация.)
4. Индивидуальная письменная работа – домашнее
сочинение.
5. Рефлексия.
6. Домашняя работа.
ХОД УРОКА
I. Вводно-мотивационный этап
– Ребята, прочтите слова А. Толстого и предположите тему сегодняшнего урока. Слайд 2
«Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет»А. Толстой
– Какие чувства вызывают эти строки?
– Какое настроение, что вам сейчас хочется?
Учитель уточняет тему и вместе с детьми определяют цель урока: Выяснить особенности разных видов искусств, учиться обозначать их словом, видеть и чувствовать прекрасное, сравнивать произведения.
II. Этап исследования
1. Вслушивание
Слайд 3 – П.И.Чайковский «Времена года», «Март».
– Что я чувствую, представляю, слушая эту
мелодию? (Настроение меняется. Хочется
радоваться, охватывает чувство свежести,
поэтичности, любви, трепета, нетерпеливого
ожидания, беспокойства и надежды.)
– Какой была музыка? (Одна часть мелодии
лирическая, а вторая – с большими взлетами
эмоций и широким дыханием позволяет наблюдать
смену настроений, оттенков одного и того же
чувства. Некоторые элементы напоминают трели
весенней песни жаворонка.)
Мини-итог
– Что же подействовало на мои чувства? (Звуки музыки подействовали на настроение, вызвали чувства восхищения, поэтичности, чувства ожидания, нежной грусти, радости обновления…)
2. Рассматривание репродукций к картинам А.К. Саврасова, И.И. Левитана.
1. И.И. Левитан «Март».
2. И.И. Левитан «Весна. Большая вода».
3. А.К. Саврасов «Грачи прилетели». Слайды 4-8.
– Что объединяет эти художественные
произведения? А в чем различие? Попробуйте
подобрать метафоры, эпитеты и высказывания к
каждой репродукции (работа в группах, материал
распечатан на карточках.)
Карточки для учащихся. [3. С. 55, 97,130].
Улыбка, канун весны, теплый день, радость, звонкая капель, звуки весны; родные места, трогательное волнение, грусть, душа нашей Родины, Христос Воскреси, жизнь продолжается, обновление природы, воздух свеж и прозрачен, грачиный гомон; песня, гимн весне, радость, бескрайние просторы, преданность, любовь, Россия.
- «Все запело, зазвучало, прониклось музыкальным строем».
- «Это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя».
- «Картина «звучит» радостно и мажорно как тема пробуждения природы – гимн весне».
- «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года»,– А.С. Пушкин.
- «Вот что надо пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это великое счастье»,– И. Левитан.
- «Все очень скромно, непритязательно и буднично. Но картина наполнена искренним волнением, лирикой, поэзией. Глубоко – народный образ русской природы».
Высказывания детей.
– Доказать правильность своего выбора. Слайды 5-8.
Контрольно-оценочная деятельность
– Что удалось?
– Что не получилось, почему?
Отзывы-высказывания детей.
3. Игра «Аукцион картин»
Цель игры: способствовать развитию познавательной
активности детей, большей заинтересованности в
данном виде деятельности.
– Узнай картину. (Зачитать материал и
соотнести с картиной. В каком порядке можно
расположить репродукции.)
Материалы к игре: [3. С. 160, 166].
Карточка № 1. Весна – это утро года, когда все в природе начинает просыпаться, все начинает улыбаться и радоваться. Природа с радостью и улыбкой (солнечный день) встречает весну, в лучах солнца сверкает желтая стена дома. И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине …, мы радуемся вместе с ним. Канун весны, в лесу еще держится мороз, на снегу лежат холодные синие тени, но на поляне солнце уже пригревает все сильнее и сильнее, заливая все вокруг ослепительным золотисто-голубым сиянием. Деревья голы, даже первые птицы не прилетели, вид лошади вызывает чувство жалости и уныния. Но все пронизано волнующим ожиданием пробуждающейся жизни.
Карточка № 2. Художник мастерски передает состояние природы, но в другой момент, более поздний. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный автором картины, – это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя. Весна пришла, как приходит всегда – неожиданно, сразу. Главное – птицы! С ликующим пронзительным криком стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали долгожданные гости. Воздух свеж и прозрачен. В картине преобладают желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубоватые, голубовато-серые краски.
Карточка № 3. Эта пора всегда волновала художника. И вот на холсте – прелестный пейзаж, о котором тосковал и мечтал художник вдали от Родины. В одном письме он писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси –…, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия!» Самое главное – в этом произведении мы ощущаем чувство полноты жизни, прекрасное единение человека и природы. Человек не изображен, но его присутствие (лодка, дома на далеком берегу) мы ощущаем. Картина «звучит» радостно и мажорно как тема пробуждения природы, гимн весне. В картине больше всего голубого, синего, потому что в ней много…, и воздуха. Вода ещё очень холодная, и поэтому она синяя. Небо такое голубое бывает, когда ярко светит солнце. Земля желтая и коричневая, потому что ее нагрело солнце.
Подведение итога игры
– Кто согласен с результатом?
– Кто сомневался? Почему?
Обобщение
– Что можно сказать о художниках? (Великие мастера, создатели лирического пейзажа, живописцы. Они не только видят природу, но и ее понимают, осмысливают. Саврасов хотел показать не только любовь к природе, но любовь и верность Родине. Чувство любви, преданности родным местам, Родине присуще художникам. Левитан – тонкий лирик, и в его картинах присутствую элементы грусти, печали. Но природа с радостью и улыбкой встречает весну. Когда мы смотрим картины, то нас охватывает чувство нежной грусти, тихой веселости, радости, с которой встречаем приход весны. Переполняют чувства любви к родному краю, Родине.)
– Какую весну вы увидели и услышали? Слайд 9
(Художники отразили в своих произведениях весну во всем ее многообразии. Здесь и приближение весны, когда еще лежит снег, деревья стоят голые, но дыхание весны чувствуется во всем: в солнечном освещении, набухших почках, темнеющем и оседающем снеге; в гомоне грачей; в разливе рек. Увидели три картины ранней весны, разные ее моменты, почувствовали и разные оттенки радостного и грустного настроений.)
4. Работа над стихами Ф.И.Тютчева Слайд 10
1) Чтение учащимися стихов Ф. Тютчева «Весенние воды», «Еще земли печален вид», «Весенняя гроза».
– Случайно ли мы объединили эти стихи? (Высказывания
детей. Нет, в них много общего…)
– Давайте посмотрим конкретно, какую картину
рисует нам Тютчев?
– Какое настроение вызывают те или иные события
картины жизни у лирического героя?
2) Фронтальная работа. – Чтение по строфам с вычитыванием. [2. C. 270].
«Еще земли печален вид»
1-е четверостишие начинается
противопоставлением.
ЛГ описывает самое начало весны, земля печальна,
но его радует то, что воздух дышит весной
«стебль колышет» и «ветви шевелит». Печаль,
тихая радость.
2-е четверостишие начинается
противопоставлением. С грустью ЛГ отмечает то,
что природа еще «не проснулась», но сон не крепок,
и она слышит весну и ей «невольно улыбнулась». Грусть,
робкая радость.
Вывод. ЛГ чувствует весеннее пробуждение природы, начинается движение, природа слышит весну и, хотя природа не проснулась, но улыбнулась весне.
И это состояние природы вызывает сложное настроение: робкую радость, приятное ощущение, оттенки грусти.
«Весенние воды»
1-е четверостишие начинается противопоставлением. Начало весны, но более поздняя пора. Появляются ручейки.
Быстрое движение вод вызывает радость, ликование, любование.
2-е четверостишие. Воды заговорили, оживились, разносят весну по всей природе. Воды называют себя «гонцами». Разносят срочное известие (посланцы).
Воды выражают бурную радость
3-е чет. Опять слова ЛГ «Весна идет!». Он радуется, дальше следующий период майский «румяный, светлый хоровод».
Настроение ЛГ меняется разными оттенками, возникает мечтательное ожидание.
Вывод: ЛГ чувствует начало весны, но более позднюю пору. Природа активно просыпается – быстрое движение вод.
Картина ранней весны вызывает у него бурную радость, а грядущие майские дни вызывают ожидание радости тихой, светлой
– Что мы делали? (Сравнивали стихи.)
Обобщение. Слайды 11-13.
– Что удалось увидеть? (Стихи объединены не
случайно. Это один литературный род и жанр –
пейзажная лирика. Рассказчик здесь особый,
лирический, про него трудно сказать что-нибудь
конкретное. Он не называет себя. Увидели две
картины ранней весны, разные ее моменты,
почувствовали и разные оттенки радостного
настроения у ЛГ.
В первом стихотворении настроение было чуть
печальное, сопровождаемое робкой надеждой на
пробуждение и природы, и своей души.
А во втором стихотворении картина ранней весны
вызывает бурную радость, а грядущие майские дни
вызывают чувства ожидания радости тихой,
светлой.)
Физминутка
III. Самостоятельная работа
Проанализировать стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». (Работа в парах, одна пара у доски.)
– Какой в этом стихотворении рассказчик? Его
настроение? Доказать текстом. (Приложение
1) [4]
– Он говорит: «люблю» (лирический герой, «я», –
говорит о себе, но конкретно не называет себя.)
1 строфа
ЛГ. Начинает с утверждения, что он любит грозу «в начале мая» именно грозу. Он как бы радуется весеннему грому, который «как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом».
Любование игрой природных сил: гром грохочет «как бы, резвяся и играя», небо голубое – все это создает светлое настроение.
2 строфа.
ЛГ нравится слышать, как «гремят раскаты молодые». Он любуется первыми каплями дождя «вот дождик брызнул». Сравнивает капли с «перлами» (жемчужинами), любуется «нитями» дождя, золотыми от солнечных лучей.
Все это вызывает радостное настроение, чувство любования.
3 строфа.
ЛГ весело от звуков природы – и «птичий гам» и «гам лесной, и шум нагорный», и « все вторит весело громам». (Гам – беспорядочный шум голосов; «вторит» – повторяет звуки грома, который грохочет «как бы резвяся и играя».) Для передачи настроения, интонации помогают ритм, звуковой рисунок [гр]. Настроение веселое, игривое.
4 строфа.
ЛГ герой шутливо обращается к кому-то, кто может объяснить грозу, не по-научному, а сказочно. Как будто бы юная и потому шаловливая «ветреная» Геба взяла у бога-громовержца Зевса кубок, полный громов, и пролила его на землю. ЛГ находит столь же веселое объяснение явлению природы, но и сказочно-таинственное.
IV. Контрольно-оценочная деятельность
– Кто согласен, не согласен с мнением
говорящего?
– Чья оценка подтвердилась?
Мини-итог Слайд 14
Лирический герой любуется первой майской грозой, его радует и веселит резвый, как бы играющий гром, ему совсем не страшно, он не боится грозы, шутливо объясняет игру стихии игрой древних богов. А как представлена весенняя гроза! Это не страшная стихия, а какое-то прекрасное, наполненное чудесами явление природы, которое не пугает, а вызывает чувство игривости, веселости и любования этим явлением. Веселое настроение приобретает оттенки сказочного, таинственного настроения.
Ф.И.Тютчев написал три разных стихотворения о весне, в которых лирические герои выражают радостное настроение, но эта радость имеет разные оттенки.
Общий вывод
– К какому выводу мы пришли, рассмотрев
произведения разных видов искусства? Слайд 15.
(Оказывается, что об одном и том же явлении
можно рассказывать по-разному. Композитор
передает свои чувства, настроение музыкой.
Художник передает свежесть, великолепие,
таинство природы, настроение, свои переживания
цветом, игрой света и тени. А поэт пользуется
языковым богатством русской речи. В своих
произведениях Ф.И. Тютчев, П.И. Чайковский, И.И.
Левитан, А.К. Саврасов открыли нам свою душу,
запечатлев в них безграничную любовь к своей
Родине, природе России, к
прекрасному времени года – весне.
Отразили весну во всем своем многообразии,
показали разные ее моменты.)
V. Итог урока. Слайд 16.
1.Отчет о своем понимании текста.
– Выразительное чтение стихов.
– Кому удалось передать настроение лирического
героя при выразительном чтении стихотворения?
2. Рефлексия.
– Что сегодня узнали нового?
– Что было трудным?(Сложнее всего обосновать
свое мнение при вычитывании стихов, находить
доказательства в тексте; особенно трудно
сравнивать произведения…)
– Закончить заполнять карточку (индивидуально). (Приложение 1) [4]
1. Знаю… 2. Хочу знать… 3. Узнал…
VI. Дома Слайд 17.
1. Подготовить наизусть выразительное чтение
понравившегося стихотворения Ф.И.Тютчева.
2. Написать сочинение-отзыв о двух
стихотворениях Ф.И.Тютчева «Весенние воды» и
«Весенняя гроза».
Учитель благодарит детей за работу. Слайд 18.
Литература:
1. Литературное чтение в современной школе.
Сборник статей. «Первое сентября», 2005.
2. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература. 3
класс. Методическое пособие. – Москва, 2000 .– 288 с.
3. Воробьев В.И., Тивикова С.К. Сочинения по
картинам в начальных классах. Москва,2002. – 223с.
4. Лунгу
О. А. С. Есенин. «Пороша». Акцентное вычитывание
стихотворения. (Литер. чтение, 3 класс). – 2009. –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=110444,
свободный.