Оборудование:
- проектор или интерактивная доска;
- презентация <Приложение>
Мероприятие составлено на основе сказки энциклопедии Зарецкого А.В., Труханова А.В. «А я был в компьютерном городе». – М.: Просвещение, 1990. – 208с.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня
у нас заключительный урок по теме «Устройство и
работа компьютера». И мы отправимся в
путешествие в компьютерную страну вместе с
профессором Фортраном, его котом ИКСом, а также с
гусеницей и воробьем (Приложение.
Слайд 1).
Хотите отправиться в компьютерную страну? (Ответ
детей)
Профессор:Начинаем наше путешествие,
но учтите – дело это непростое.
Компьютерная страна очень большая, и в ней можно
заблудиться. Поэтому, прежде чем отправиться в
путь внимательно изучите карту (Приложение.
Слайд 2). На ней вы найдете названия мест, которые
надо обязательно посетить, а также не пропустите
викторину-кроссворд.
ИКС: Итак, в путь!
Первая полянка – «Компьютер»
Профессор: Люди придумали компьютеры, чтобы быстро выполнять сложные расчеты. И не случайно вначале их назвали электронными вычислительными машинами. Но только компьютеры могут решать не только математические задачи. Человек научил их управлять космическими кораблями, различными машинами, механизмами и даже целыми заводами. (Приложение. Слайд 3)
Воробей:Сейчас и дома компьютеры стали незаменимыми помощниками. А сколько разных сведений хранят компьютеры в своей памяти! Они всегда к вашим услугам и в любой момент дадут нужную справку. Ученому и врачу, инженеру и учителю, писателю и агроному – всем может помочь компьютер.
Гусеница: Как же устроен компьютер и из чего он состоит? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей)
Гусеница:Правильно! Он состоит из системного блока, дисплея, клавиатуры, дисковода и принтера. Подробнее о них вы узнаете из нашего дальнейшего путешествия. (Приложение. Слайд 4)
Вторая полянка – «ЭВМ»
Учитель: Как мы уже знаем, иногда компьютеры называют электронными вычислительными машинами или, сокращенно, ЭВМ.
Воробей:Самая первая ЭВМ была очень большой, а считала в сто раз медленнее, чем наш компьютер. (Приложение. Слайд 5)
Гусеница:Но потом они развивались и в настоящее время появились очень мощные компьютеры – суперкомпьютеры. Они решают сразу много задач и делают это очень быстро. (Приложение. Слайд 6)
Третья полянка – «Центральный процессор»
Профессор: Куда нам надо идти сейчас? Ребята, посмотрите по карте.
ИКС: Центральный процессор? (Приложение. Слайд 7)
Гусеница: А я все знаю! Центральный процессор – самый главный элемент в компьютере. Он управляет всеми его устройствами.
ИКС: А откуда он знает, кому и какой надо отдать приказ?
Профессор: Центральный процессор действует по программе, написанной людьми.
ИКС: А вдруг программа окажется очень большой? Чтобы ее запомнить, нужна хорошая память.
Профессор: Все не так просто. У центрального процессора нет своей памяти.
Гусеница: Как же он без памяти-то?
Профессор: Программа храниться в памяти компьютера. Центральный процессор читает команды, записанные в памяти, и выполняет их.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое центральный процессор? (Ответы детей) Молодцы, тогда мы можем пойти дальше. Давайте посмотрим карту.
Четвертая полянка – «Программа»
Учитель: Карта завела нас на полянку – «Программа». Что же это такое? (Ответы детей)
ИКС: Программа – это задание для компьютера.
Профессор: И ее надо писать на специальном языке, понятном компьютеру, – языке программирования.
Воробей: А мы этого языка не знаем!
Гусеница: И программировать не умеем!
Профессор: Вы можете обратиться к программисту, который пишет программы или самим выучить язык программирования.
Учитель: Ребята, вы хотите выучить языки программирования? (Да) Тогда поспешим на следующую полянку – «Языки программирования»!
Пятая полянка – «Языки программирования»
ИКС: Что такое языки программирования?
Профессор: Чтобы понять это, я прочитаю вам сказку.
«В одной далекой стране жил всемогущий добрый
волшебник. Он знал все языки на свете и мог
одинаково легко разговаривать и с людьми, и с
птицами, и со зверями. Он знал даже машинный язык
– язык компьютеров. А это очень необычный язык. В
нем все слова состоят только из ноликов и
единичек. Вот, например слово «фея» на машинном
языке записывается так:
1100110 1100101 1110001
Вот какой это необычный язык!
Выучили и люди машинный язык.
Стали на нем разные программы писать. Но не
простое это дело. От ноликов и единичек в глазах
рябит – недолго и ошибиться. Трудно было людям, а
что делать? Ведь не понимают компьютеры
человеческий язык. Решил всемогущий добрый
волшебник помочь людям и стал думать. День думал.
Два думал, а на третий придумал особый язык и
навал его первым языком программирования.
Похож он на человеческий язык, хотя он и не
человеческий. Но людям писать программы на этом
языке – одно удовольствие. И просто, и быстро. А
перевести программу с этого языка на машинный –
пара пустяков. Это и сам компьютер сделать может.
Красота, да и только.
С тех пор прошло много лет. Скоро люди и сами
научились придумывать языки программирования и
придумали их великое множество. Не похож один
язык на другой – и имена у них разные. Вот какие:
Фортран, Алгол, Паскаль, ЛОГО, Бейсик, Ассемблер,
Кобол, Форт, пролог, Лисп, Модула, Симула, Си, Ада…
и много-много других.
Выбирай любой – какой тебе больше нравиться!»
ИКС: Как здорово! Я себе Бейсик выберу!
Гусеница: А я Лисп!
Профессор: Языков на всех хватит! А нам пора дальше!
Шестая полянка – «Машинный язык»
Воробей: Переходя на следующую полянку, скажите мне, ребята, для чего нам нужны языки программирования? (Ответы детей)
Гусеница: А я знаю много названий языков программирования: ЛОГО, Алгол, Паскаль, … (дети продолжают)
ИКС: Мало знать названия, надо уметь писать программы! Люди, которые пишут программы для компьютера, называются программистами.
Гусеница: А много они знают языков?
ИКС: Конечно! Все языки программирования знают и еще один – самый главный – машинный язык.
Воробей: А что это за язык?
ИКС: Это язык компьютеров. Он такой необычный и очень сложный!
Профессор: На машинном языке, фраза «Путешествуем в компьютерную страну» будет выглядеть вот так. (Приложение. Слайд 8)
Гусеница: Здорово! А где хранятся записанные программы?
Воробей: Ну, конечно же, в памяти!
Учитель: А чтобы узнать об этом подробнее мы должны идти на следующую полянку! Побежали!
Седьмая полянка – «Память компьютера»
ИКС: Центральный процессор работает по программе, составленной людьми. Эта программа записана и хранится в специальном устройстве. Его называют запоминающим устройством, а иногда и просто памятью компьютера. (Приложение. Слайд 9)
Гусеница: Так что же получается? Если я запишу рецепт пирожков с клубничным вареньем в свою тетрадку, то она становиться запоминающим устройством?
Профессор: Да, конечно! А что тут странного? Ведь ты записываешь в тетрадку рецепт, чтобы не забыть. А вы, ребята, какие примеры запоминающих устройств можете привести? (Дневник, записная книжка и т.д.)
Воробей: А что если программа не нужна компьютеру? Что он с ней делает?
Профессор: Он может ее удалить, а на ее место записать другую. Или перезаписать на диск, а когда программа понадобиться, опять загрузить ее в память.
Гусеница: Ребята, как вы думаете, что будет, если память компьютера испортится? (Испортится программа работы компьютера, перепутаются цифры в расчетах и буквы в словах).
ИКС: А если компьютер использовали для космических расчетов приземления на Луну, то при неправильной работе памяти, посадка может не произойти или произойти не правильно.
Профессор: Работа каждой части ЭВМ важна, и памяти в особенности. Но что делать если ее не хватает?
ИКС: Можно что-нибудь удалить.
Гусеница: Или записать это на диски!
Восьмая полянка – «Диски»
Профессор: Раньше диски были магнитные (Приложение. Слайд 10). Они вмещали в себя не большое количество информации.
Гусеница: Примерно содержание нескольких школьных учебников.
ИКС: Но этого стало мало
Воробей: И поэтому придумали лазерные диски (Приложение. Слайд 11). Они уже могут вместить все учебники за все классы! И они постоянно развиваются, становятся более вместительными.
ИКС: И скоро смогут вместить все книги на свете!
Профессор: А для того, чтобы смотреть содержимое диска и другие программы, нам нужен дисплей.
Девятая полянка – «Дисплей»
(Приложение. Слайд 12)
ИКС: Ребята, как вы думаете, что такое дисплей? (Ответы детей)
Профессор: Правильно, дисплей – это экран, похожий на телевизионный. На него компьютер выводит информацию.
ИКС: А какую информацию он может выводить на дисплей?
Профессор: О, самую разную: результаты расчетов, тексты программ, цветные изображения, разные таблицы, стихи и рассказы. (Приложение. Слайд 13)
Десятая полянка – «Клавиатура»
Гусеница: А это что такое и для чего оно нам нужно? (Приложение. Слайд 14)
Воробей: Да это же каждый знает! Вот скажите ребята! (ответ детей)
ИКС: Клавиатура нам нужна для ввода информации в компьютер.
Гусеница: Чур, я попробую ввести что-нибудь в компьютер!
Профессор: Конечно! Только после нашего путешествия. Что у нас впереди?
Одиннадцатая полянка – «Мышка»
Профессор: Ну какой же компьютер без «мышки»?
Гусеница: Ой-ой-ой! Где мышка? Я очень боюсь!!!
Воробей: Не переживай! Компьютерная мышь не кусается. Вот она (Приложение, слайд 15, можно показать и натуральную)
Профессор: Для компьютера мышка нужна тоже для ввода информации, как и клавиатура. Только мышка позволяет двигать окошки, менять местами картинки и работать в сложных программах.
Гусеница: Теперь ясно. Больше не буду боятся. А еще есть ящик, которые ест бумагу и громко кричит. Его я тоже боюсь.
Двенадцатая полянка – «Принтер»
ИКС: Да это же принтер! Он нужен чтобы печатать на бумаге. Иногда его называют печатающим устройством. (Приложение. Слайд 16)
Профессор: Принтеры могут быть лазерные и струйные. Все они используют чернила: черно-белые или цветные, но только наносят их на бумагу разными способами. Струйный – «поливая» бумагу очень тонким слоем краски, а лазерный – тонким лазерным лучом.
Учитель: Вот мы и подошли к предпоследней полянке нашего путешествия. Итак, вперед!
Тринадцатая полянка – «Роботы»
(Приложение. Слайд 17)
ИКС: Да это же роботы! А зачем они нам нужны? (Ответы детей)
Гусеница: А еще они могли бы почистить для мамы картошку и сварить суп, или вымыть полы дома…
Профессор: Или испытывать новые модели самолетов, работать на атомных электростанциях или выполнять другую опасную работу.
Воробей: Роботы – помощники людей. Они могут вытачивать любые детали, собирать автомобили, раздавать коровам на ферме корм и делать многое другое. А управляют роботами компьютеры!
Гусеница: А как они устроены?
Профессор:Ну вот, например. (Показывая на тот же слайд)
Учитель: Теперь вы знаете все о компьютерах!
ИКС: Также как и мы!
Профессор: Надеюсь, вам понравилось наше путешествие. Ну а теперь можно и поиграть! Побежали на последнюю полянку! <Рисунок 1>