Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования.
Традиционная школа направлена на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями, во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие умения и навыки. Развитие долгое время отодвигалось на второй план.
Цель развивающего обучения состоит в том, чтобы воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, то есть человека способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.
Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов. Одна из таких технологий – технология коллективного взаимодействия. Особенность этой технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных источников информации.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Работу в парах начинаю вводить в свою практику с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы я даю дифференцированно.
После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, предлагаю учиться работать в парах « учитель – ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, как просить о помощи. Необходимо научить внимательно выслушивать ответ, тактично исправлять и дополнять, справедливо оценивать. Вызываю любую пару к доске. На примере показываю, как нужно работать.
На доске:
Рука – ручонка, ручонка – ручей.
Ножонка – нож, ножонка – нога.
– Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие – нет.
Когда дети готовы, они поднимают руки « домиком».
– Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.
Учителю важно еще раз спросить:
– Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать?
Так постепенно приучаю учеников вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работа ведется систематически и целенаправленно в течение четырех лет обучения в начальной школе. Работу в парах можно организовать на любом этапе и виде урока.
Первое, чему учу первоклассников – это взаимопроверке. Можно проверять каллиграфию письма, домашнее задание. Второе: важно научить сотрудничать в парах. Этому способствуют взаимодиктанты . Так, я заранее готовлю несколько вариантов текста для диктантов по изучаемой теме. Каждый ученик получает один из вариантов текста, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:
1) один из работающих в паре читает по
предложениям текст, другой записывает;
2) следующий ученик (который перед этим писал)
читает, а первый записывает;
3) ребята обмениваются тетрадями и проверяют
работы друг друга;
4) далее учащиеся открывают карточки и по ним
совместно проверяют второй раз записанный
текст;
5) работа над ошибками.
После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания, обучают друг друга по своим карточкам.
Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава. При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:
1) каждый участник занятий попеременно
выступает в роли то «ученика», то «учителя»;
2) ближайшая цель « ученика» и « учителя» –
учить всему тому, что он знает сам;
3) деятельность каждого участника занятий имеет
общественно-полезную окраску, потому что он не
только учится, но и обучает других;
4) основной принцип работы – все по очереди учат
каждого и каждый всех;
5) каждый отвечает не только за свои знания, но
также за знания и успехи товарищей;
6) полное совпадение и единство коллективных и
личных интересов: чем лучше и больше я обучаю
других, тем больше и лучше знаю сам.
Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению.
Например, на уроке русского языка я использую следующие карточки для учащихся:
2 класс. Тема: «Имя существительное». (Закрепление. Работа в парах)
Карточка №1
1. Что называют имена существительные?
2. Какие слова отвечают на вопрос кто? Приведите
примеры.
3. Какие слова отвечают на вопрос что? Приведите
примеры.
4 .Выпиши слова, которые отвечают на вопрос кто?
Поставь ударение.
Медведь, малина, лисица, пенал, ученик, завод, дорога, карандаш, заяц, девочка.
Карточка №2
1. На какие вопросы отвечают имена
существительные?
2. Приведите три имени существительных, которые
отвечают на вопрос кто? Запишите их в первый
столбик.
3. Приведите три имени существительных, которые
отвечают на вопрос что? Запишите их во второй
столбик.
4. Выпишите из предложений имена существительные.
Докажите.
Пришла зима. Мороз сковал землю. Выпал первый снег. Дует холодный ветер. Птицы мерзнут и голодают. Сделай кормушку и подкорми пернатых друзей!
2 класс. Тема: «Родственные слова». (Закрепление. Работа в парах)
Карточка №1
1. Какие слова называются родственными? Докажи.
2. Как называется общая часть родственных слов?
Приведи примеры.
3. Как иначе называются родственные слова?
Карточка №2
1. Прочитайте слова:
Лес, лесной, перелесок, лесок, лесник.
Море, моряк, морской.
Слово, словарный, словарик.
2. Найдите в словах общую часть.
3. Выделите общую часть (корень).
Карточка №3
1. Докажи, что эти слова однокоренные. Выдели
корень.
Сахар – сахарница, соль – солонка, хлеб –
хлебница.
2. Напиши к следующим словам однокоренные: домик,
стол, ручка, дуб, глазик, река.
2 класс. Тема: «Понятие глагола». (Изучение нового. Работа в парах)
Карточки с изображением людей. Все они выполняют какие-либо действия.
Карточка №1
Девочка рисует. Мальчик читает.
1. Рассмотри рисунки. Кто изображен? Назови.
– Назови, что делает девочка?
– Назови, что делает мальчик?
2.Что обозначают эти слова?
3. На какие вопросы они отвечают?
4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы.
Карточка №2
Папа лежит. Мама вяжет.
1. Рассмотри рисунки. Кто изображен? Назови.
– Назови, что делает папа?
– Назови, что делает мама?
2. Что обозначают эти слова?
3. На какие вопросы они отвечают?
4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы.
Карточка №3
Бабушка варит. Дедушка лежит.
1. Рассмотри рисунки. Кто изображен? Назови.
– Назови, что делает бабушка?
– Назови, что делает дедушка?
2. Что обозначают эти слова?
3. На какие вопросы они отвечают?
4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы.
Так, при изучении нового материала «Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода единственного числа» я использую дидактические карточки.
Карточка №1. 3 класс
тополь (какой?) молодой
тополь (какой?) красивый
тополь (какой?) высокий
Сделай вывод, проверь себя по правилу,
помещенному в учебнике.
Вставь пропущенные окончания, поставь ударение,
выдели окончания: интересн.. книга, дружн..
класс, вежлив.. ребенок, ярк.. луч, добрый папа.
Карточка №2
ветер (какой?) осенний
ветер (какой?) холодный
ветер (какой?) резкий
Сделай вывод, проверь себя по правилу,
помещенному в учебнике.
Вставь пропущенные окончания, поставь ударение,
выдели окончания: степн.. паук, зл.. волк, сильн. .
тигр ,огромн.. слон.
Дети работают по знакомому алгоритму:
- прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;
- ответь на вопросы и выполни задания (если они есть);
- прочитай нижнюю часть карточки;
- выполни это задание в тетради;
- проверь себя;
- расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки;
- обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.
Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачёркивают карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре по таким карточкам в среднем уходит 8-10 минут. Работы учащихся, которые закончили работу по карточкам раньше других, проверяет учитель, затем они помогают проверить работу остальных: услышать вывод, проверить записи в тетрадях. Затем подводится общий итог работы по карточкам. Возможны варианты: можно провeсти фронтальную работу, можно вызвать любую пару к доске. Оценки могут быть выставлены за работу по карточке (в тетради) и за устные ответы.
На итоговом уроке по теме «Повторение изученного об имени прилагательном» использую следующие карточки.
Контрольная карточка №1. 3 класс
1. Что называется именем прилагательным?
2. С какой частью речи всегда связано имя
прилагательное?
3. Как можно проверить безударные окончания имени
прилагательного?
Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.
Запиши предложения, вставь пропущенные
окончания, докажи: Байкал – самое глубок.. озеро
в мире. В нем очень чист.. и вкусн.. вода.
Контрольная карточка №2
1. Как изменяется имя прилагательное?
2. Как определить род, число, падеж имени
прилагательного?
3. В каком числе имя прилагательное не изменяется
по родам?
Проверь себя по правилам, помещенным в
учебнике.
Запиши предложения, вставь пропущенные
окончания, докажи: Наступила долгожданн..
весна. Голуб.. небо, голуб.. даль. А на
горизонте – син.. полоска далекого леса.
Контрольная карточка №3
1. На какой вопрос отвечают имена
прилагательные во множественном числе?
Приведите примеры.
2. Какую роль выполняют имена прилагательные в
нашей речи?
3. Составьте четыре предложения об озере.
Употребляйте в тексте имена прилагательные.
Эти карточки дополняют друг друга, включая все
вопросы повторения об имени прилагательном.
Со второго класса целесообразно применять
вопросники. Если ученики в первых и вторых
классах изучали русский язык в парах постоянного
и сменного состава, используя карточки, то в
третьем классе работу с вопросниками я провожу
систематически, начиная с первых дней занятий,
используя для этого вопросники, по которым дети
работали во втором классе. Далее начинаю
работать по вопроснику, соответствующему
расположению материала в учебнике для третьего
класса. В четвертом классе продолжаю начатую
работу.
Вопросник «Повторение за 1 и 2 класс»
1. Что выражает предложение? Как связаны слова в
предложении? Когда в конце предложения ставится
точка, восклицательный знак, вопросительный
знак? (с. 67-69)
2. Как называются главные члены предложения? Что
обозначает подлежащее? На какие вопросы оно
отвечает? (с. 73) Что обозначает сказуемое? На какой
вопрос оно отвечает? (с.75)
3. Как обозначить мягкость согласного звука на
конце слова? (с. 86) Докажи.
4. Как переносить слова с мягким знаком в
середине слова? (с. 90-91)
5. Почему слова с парными согласными звуками на
конце нужно проверять? Какие слова являются
проверочными? Почему? (с. 96-98) Приведите примеры.
6. Что такое ударение? Какой слог называется
ударным? (с. 102)
7. Какие гласные в словах нужно проверять? Почему?
Как проверить безударный гласный в словах из
двух слогов? (с. 104-105)
8. Когда пишется разделительный твердый знак? (с.
114)
9. Знаешь ли ты слова с двойными согласными? Как
переносить слова с двойными согласными?
Приведите примеры. (с. 121)
10. Какие слова называются именами
существительными? (с. 6)
11. Какие слова называются именами
прилагательными? (с. 29) Как называются
противоположные по смыслу слова? (с. 33) Как
называются близкие по смыслу слова? (с. 34)
12. Что такое глагол? (с. 19)
13. Для чего служат предлоги в предложении? Как
пишутся предлоги с другими словами? Зависит ли
написание предлога от его произношения? (с. 36-40)
14. Какие слова называются родственными? Что
называется корнем? Как иначе называются
родственные слова? Приведите примеры. (с. 43 )
15. Как проверить безударную гласную в корне
слова? (с. 54)
16. Как проверить парную согласную в корне слова?
(с.60)
Методика работы с вопросниками может вестись по-разному.
Можно опросный лист вывесить на доске и предложить всем ученикам подготовиться. Затем дать ответы, обратив особое внимание на лучшие. Каждый ответ ученики подтверждают своими примерами. Когда все вопросы рассмотрены, я даю образец ответа. В классе, работая в парах, ученики проверяют друг друга, добиваясь правильных и полных ответов.
Дети приводят свои примеры. Обычно, спрашивающий ученик является более подготовленным и уже проверенным учителем. Главное в этой работе – сотрудничество и взаимопомощь. При коллективной форме организации учебного процесса более осознанно формируются умения и навыки выполнения различных заданий.
Интересно проходит работа в парах по разгадыванию кроссвордов, если дети уже знакомы с кроссвордом и порядком его разгадывания. Работа ведется в парах. Один ученик отгадывает слова (или подбирает несколько слов-синонимов, которые могут быть ответом), а другой проверяет написание этих слов по словарю.
Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Поэтому целесообразнее организовывать работу в парах. Дети проходят учебный материал намного быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они оказываются не только в роли учеников, но и в роли учителей.
При организации коллективной формы работы учащихся на уроках русского языка повышается уровень их развития, обучения и воспитания. Учащимся нравится работать в парах, им интересно общаться друг с другом.
Благодаря коллективной работе ученики учатся:
- формулировать свою точку зрения;
- выяснять точки зрения своих партнеров;
- обнаруживать разницу точек зрения;
- разрешать разногласия с помощью логических аргументов;
- быть справедливыми и толерантными.
Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:
- обсуждаются разные варианты решений;
- отвергаются ошибочные варианты;
- ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении заданий.
Предлагаю своим коллегам, учителям начальных
классов, придерживаться методических
рекомендаций.
1. При построении учебного сотрудничества самих
детей необходимо учесть, что такой формы общения
в детском опыте еще не было. Поэтому детское
сотрудничество следует культивировать с той же
тщательностью, что и любой другой навык. Как
сесть за партой, чтобы смотреть на товарища; как
соглашаться, а как возражать; как помогать, а как
просить о помощи.
2. При введении новой формы сотрудничества
необходимо дать ее образец. Образец совместной
работы будет освоен детьми только после разбора
двух или трех ошибок. Главное – разбирать не
содержательную ошибку, а ход взаимодействия.
3. При оценке работы пары следует подчеркивать не
столько ученические, сколько человеческие
добродетели: терпеливость, доброжелательность,
дружелюбие, вежливость, честность,
справедливость.
4. Недопустима пара из двух « слабых» учеников.
5. Детей, которые отказываются сегодня работать
вместе, нельзя принуждать к общей работе (завтра
им стоит предложить вновь поработать вместе).
6. Если кто – то пожелал работать в одиночку,
учитель должен разрешить ему работать
самостоятельно. Не следует делать публичные
замечания.
7. Нельзя требовать абсолютной тишины во время
совместной работы. Дети должны обмениваться
мнениями, высказывать свое отношение к работе
товарища.
8. Овладение умениями и навыками учащихся полезно
фиксировать в индивидуальном журнале.
Проанализировав эффективность коллективной
формы организации учебно-воспитательного
процесса, я поняла, что:
- уменьшаются дисциплинарные трудности;
- ученики получают удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
- растет самокритичность;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни;
- возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- возрастает сплоченность класса;
- дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
- учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся.
Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса способствуют демократизации и гуманизации обучения школьников.