Урок окружающего мира во 2-м классе "Город и село"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательная – систематизировать представление учащихся о жизни города и села;
  • Развивающая – развивать познавательную активность, наблюдательность, речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
  • Воспитательная – воспитывать уважение к мнению других, умение слушать, высказывать свою точку зрения, любовь к родному городу.

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование:

  • презентация «Город и село» (иллюстрации города и села, викторина по фото  п. Гидростроитель) – Приложение 1;
  • ноутбук;
  • экран;
  • проектор;
  • экологические знаки;
  • карточки-тесты  для работы парами (Приложение 2);
  • карточки-сообщения для учащихся.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Повторение пройденного материала

а) Работа парами – тестирование по теме: «Возьми под защиту» (Приложение 2)

б) Беседа по экологическим знакам.

– Какой знак вы можете объяснить.

в) Слово учителя об охране защите животных и растений.

3. Сообщение темы урока

– На нескольких уроках подряд мы говорили о том, в каком состоянии находится природа, как живут ее питомцы. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к людям и посмотрим, как и где живут они. Навестим людей в городе и селе.  (Приложение 1, слайд 1)

 4. Работа по теме урока

– Посмотрите на иллюстрации с изображениями.  Назовите, где изображен город, а где деревня, село. (Приложение 1, слайд 2)
– Докажите, называя отличительные черты города и села.

5. Чтение текста по учебнику  (Плешаков «Мир вокруг нас» страница 96)

– Что такое город и село?
– Какие города вам известны? В каких городах вы бывали? Приходилось ли вам бывать в сельской местности? Где именно?

6. Сообщения учащихся

(Приложение 1, слайд 3)

Учитель:  В России много больших и малых городов... все они по-своему красивы. В них живут миллионы людей. Но появились города не сразу. Давайте перенесемся в далекое прошлое и посмотрим: как выглядели поселения первых славян.

(Приложение 1, слайд 4)

Сообщение 1 учащегося:

– В старину Русь называли страной городов. Слово «город» означало «огороженное место». Обычно на холме, около реки возводились деревянные изгороди – частоколы, и земляные валы, которые защищали жителей от врагов. В центре города строилось дополнительное укрепление – Кремль.

(Приложение 1, слайд 5)

Сообщение 2 учащегося:

– Избы первых славян были выкопаны в земле и походили на землянки. На смену им пришли избы. Их рубили из дерева, так как кругом были леса, которые давали человеку древесину. Вместо тесных землянок люди делали теплые надежные избы, сараи, помещения для скота, бани. Строили основными инструментами топорами, пилами и ножами. Раньше строили вообще без гвоздей, укладывая бревна одно на другое.

(Приложение 1, слайды 6-9)

Сообщение 3 учащегося:

– В селах издавна делали расписные игрушки, красивую посуду и другие изделия. Посмотрите, какие изделия приходят к людям из сел: изделия из Городца, каргапольская игрушка, вологодские кружева, игрушки из соломки.

(Приложение 1, слайд 10)

Сообщение 4 учащегося:

– Со временем человек придумал новые строительные материалы – стекло, бетон, кирпич, металл, пластмассу. Построенные деревни разрастались, дома становились многоэтажными, улицы покрылись асфальтом, и деревни превращались в села, а некоторые из них становились городами.

7. Составление таблицы

– Попробуем выделить отличительные черты города (Приложение 1, слайд 11) и села  (Приложение 1, слайд 12)

Город

Село

Многоэтажные дома, в которых живет большое количество людей. Частные дома, в которых живет одна семья.
Дороги покрыты асфальтом. Дороги могут быть асфальтированы,  могут быть проселочными.
Люди работают на заводах, фабриках, на предприятиях. Люди занимаются разведением растений и выращиванием животных.
Большое количество транспорта. Основной вид транспорта – автобус, могут ездить на лошадях.
Зелени мало, воздух загазован. Вокруг много леса, воздух свежий.
Много памятников, музеев, кинотеатров и театров.  

8. Рефлексия

– Ребята, представьте, что вы приехали на лето в село и спустились к речке. Закройте глаза и представьте себе эту картину. (Приложение 1, слайд 13)
– Что вы почувствовали?

9. Работа по учебнику (стр. 98-99)

– Какие дома строятся в городах и селах? Рассмотри их на рисунках в учебнике. Найдите отличия этих домов друг от друга.
В городских домах есть центральное отопление, водопровод, на первых этажах могут быть магазины, аптеки. В квартирах есть балконы и несколько комнат – отдельно спальная, кухня, ванная. В доме живет много семей.
В сельском доме есть подвальное помещение, в котором хранится запас продуктов, и чердачное помещение, где можно сушить белье и хранить вещи, которыми часто не пользуются. Балкона там нет, но зато есть двор, куда можно выйти подышать свежим воздухом и что-то посадить. В доме живет одна семья.

10. Работа по группам: «Куда поехать жить?»

– Представьте. Что я хочу переехать и не знаю – куда: в город или в село? Вам надо убедить меня поселиться в городе или селе. Половина класса сейчас будет представлять сельских жителей, которые приведут веские доводы для переезда в село. Другая половина будет городскими жителями, которые расскажут о плюсах жизни в городе.

11. Работа по тетрадям (стр. 36) (Приложение 2).

(Приложение 1, слайды 14-16)

– А об основных достопримечательности допишите, когда ответите на вопросы викторины.

(Приложение 1, слайд 17)

12. Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

На экране фотослайды с изображением видов поселка Гидростроитель.(анимацией высвечивается название места)

  • школа № 15
  • улица Енисейская
  • православная церковь
  • магазин «Енисейский»
  • детская поликлиника
  • аптека
  • почта
  • АТС-35
  • магазин № 92
  • мини-рынок «Ангара»
  • взрослая поликлиника
  • рынок «Сосновый»
  • площадь 45 квартала.

13. Домашнее задание

– По тетради на странице 36 выполнить задание 2: «Нарисуй дом, в котором ты живешь».

14. Итог урока

– Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Из села люди стремятся в город, чтобы найти работу на крупных предприятиях. А жители города постепенно приобретают жилье в селах, чтобы дышать свежим воздухом и отдыхать от суеты и большого количества людей в городе.

(Приложение 1, слайд 18)