«Личность – звено между мотивацией и ее реализацией»
З.Фрейд
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.
Поэтому учителю надо поставить перед собой задачу – какие именно характеристики мотивации следует формировать для возникновения нового – сознательного и целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию своего учебного труда.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выбранная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.
Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)
Но, зачастую, как показывает опыт, уровень мотивации на уроках математики, заставляет желать лучшего, это конечно в первую очередь зависит от уровня сложности предмета и его учебной нагрузки. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс нами на уроках активно используются информационные технологии. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.
Использование яркой и красивой презентации при объяснение нового материала, способствуют лучшему усвоению материала, и возникновению желания разобраться и хорошо усвоить данный материал. Кроме того, можно предложить учащимся самим составить презентацию, к уроку-закреплению. Это так же формирует интерес к математики.
Уроки с использованием ИКТ способствуют повышению концентрации внимания учащихся, облегчают понимание и запоминание изучаемого материала. Учащимся нравиться работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. В коллекции программного обеспечения интерактивной доски более тысячи математических объектов: координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники, многогранники и т.д. Поэтому чертежи на интерактивной доске получаются особенно наглядными, аккуратными.
На основание выше изложенного, можно сказать о том, что учитель, применяющий на своих уроках информационные технологии, почувствует положительную динамику в мотивации учащихся, ведь благодаря этому решается одновременно ряд проблем:
1) больше внимания уделяется потребности
личности в саморазвитии;
2) каждый учащийся чётко планирует программу
действий;
3) легко достигается уровневая дифференциация
обучения;
4) отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и
повторно отрабатывается недостаточно усвоенный
материал;
5) урок становится разнообразным по форме за счет
использования мультимедийных возможностей
современных компьютеров;
6) используя удобные способы восприятия
информации, что вызывает у учащихся
положительные эмоции и формирует положительные
учебные мотивы;
7) активизируется познавательная деятельность
учащихся на уроках и во внеурочное время;
8) возможна реализация опережающего обучения, в
том числе и для учащихся с низким и средним
уровнем обученности.
Опыт показывает, что использование информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся. Способствует повышению мотивации. Обучение с использованием информационных технологий становится для ребенка творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и благодаря которому можно самоутвердиться. Применение информационных технологий повышает индивидуализацию обучения, обеспечивает творческий рост и учащихся, и учителя.
Список литературы:
1. И.Р.Высоцкий, Н.П.Данилова Компьютер на
уроках. – ж-л «Информатика и образование» №7, 1999.
2. Е.А.Задорожная Образовательно-компьютерный
проект «Математика для будущего» – ж-л
«Математика в школе» №5, 1994.
3. В.И.Ковалев Мотивы поведения и
деятельности. – М., 1988.
4. Н.Г.Миндюк Организация мыслительной
деятельности учащихся на уроках математики. – М.,
«Просвещение», 1988.
5. Ю.А.Сениченков Компьютерные инструменты
педагога – газета «Математика» №3, 2003.