Особенности деятельности психолога детского дома по психодиагностике и психокоррекции

Разделы: Школьная психологическая служба


Содержание

Введение

I. Научно-методическая работа.

II. Психодиагностическая деятельность.

  1. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного
  2. возраста.
  3. Особенности обследования воспитанников младшего школьного возраста.
  4. Анализ и выводы по результатам обследования воспитанников младшего школьного возраста.
  5. Психологическая диагностика отклонений развития детей старшего школьного возраста.
  6. Особенности психолого-педагогического сопровождения воспитанников старшего школьного возраста.
  7. Анализ работы педагога-психолога по обследованию воспитанников на ПМПк Петровский детский дом за 2009-2010 0 у.г.
  8. Анализ результатов психолого-педагогического обследования воспитанников Петровского детского дома в 2009/2010 у.г.

III. Психокоррекционная деятельность.

  1. Особенности личности воспитанников детского дома.
  2. Тренинговые занятия по осознанию смысложизненных установок и ценностей.
  3. Занятия с целью формирования профессионального и личного самоопределения воспитанников старших классов.
  4. Тренинговые занятия по предупреждению трудновоспитуемости, снятию тревожности с детьми группы риска.

Заключение.

Литература.

Введение

Психолого-педагогическое сопровождение - одна из форм воздействия на ребенка, оказывающегося в стенах детского дома. Оно предполагает обеспечение наиболее комфортных условий пребывания ребенка в детском доме, позволяющее в наиболее полной форме реализировать способности успешность его деятельности, и адекватную самооценку.

При выборе задач на 2009-2010 учебный год мы исходили из принципиальных с нашей точки зрения положения:

  • организация такого сопровождения, при котором осуществляется непрерывный мониторинг психического статуса каждого ребенка;
  • организация массового обследования детей с целью выявления нуждающихся в психологической помощи; использование экспресс-диагностики:
  • использование скрининг - обследования, что позволяет выявлять в сжатые сроки информации о наличии психологических проблем, наиболее типичных для каждого возраста воспитанников;
  • вынужденной интеграции детей с разным психическим статусом в одном учебно-воспитательном учреждении.

Автор посчитал необходимым привести ряд методических и теоретических обобщений и выводов, которые дадут возможность получать углубленную информацию о детях столь специализированного учреждения, учитывая, что подчас доступ к данным методикам может быть затрудненным. В отчете даны ссылки как на наиболее обстоятельные психодиагностические руководства, так и на опубликованные труды автора. Автор выражает глубокую благодарность руководителям и педагогам и психологам, благодаря помощи которых удалось провести перечисленные исследования и коррекционно-развивающие занятия.

Предлагаемые решения задач по организации психологического сопровождения неоднократно обсуждались на совещаниях при директоре, педсоветах, научно-практических конференциях и получили одобрение коллег.

Столь большое и важное дело не может считаться завершенным и автор всегда с глубокой благодарностью примет замечания и пожелания в свой адрес. Ведь всегда не только возможен, но и нужен новый взгляд на цели и задачи психологического сопровождения, особенно в связи с новыми условиями и разнообразными изменениями в жизни учебно-воспитательных учреждений. Спасибо за внимание!

I. Научно-методическая работа.

1. С целью повышения социально-психологической компетентности воспитателей были проведены консультации по вопросам практического применения психологии. На пед.советах и совещаниях они получали регулярную информацию о результатах проведенных исследований.

2. В целях рационализации и научной организации труда были составлены планы и графики работ:

    1. План работы на 2009/2010 учебный год;
    2. Циклограмма работы кабинета педагога-психолога;
    3. График занятий воспитанников у психолога;

Научно-исследовательская деятельность проводилась по программам, обсужденным на пед. совете и утвержденным директором ГОУ Петровский детский дом.

    1. Программа экспериментальной научно-исследовательской площадки на базе кафедры психологии БИРО (руководитель-кандидат психологических наук Ф.К. Нуриманова) « Развитие жизненного и профессионального самоопределения учащихся;» [6.с.5];
    2. Технология « Самоопределение личности;» [Ю.с.7]
    3. Личное, ценностно-смысловое, профессиональное самоопределение как направление реабилитации воспитанников детских домов с ограниченными возможностями; [5.С.2]
    4. Программа тренинга по ценностно-смысловому самоопределению воспитанников как приоритетному направлению развивающей работы психолога. [8.С.6 ]

II. Психологическая деятельность.

1. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста.

Обследование младших школьников (7воспитаннпков) проводилось с использованием комплекса методик «Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста, составленной научной редакцией Л.М Шинизыной. [8x11-37].

С использованием диагностических методик И.А. Артюховой [З.с.3-121 были изучены психологические особенности детей, проведен анализ причин дезадаптации первоклассников (Логошина Сергея, Артамонова Славы, Кутлиахметова Юры, Комарова Максима). Была создана программа для обеспечения условий адаптации с учетом рекомендаций по профилактике дезадаптации первоклассников и описанием игровых приемов. [9х.4].

Поскольку основные затруднения у воспитанников возникают в их учебной деятельности, при подготовке к заседаниям ПМПК мы стремились подробно изучить возможности интеллектуального развития детей, т.к. недоразвитие познавательной деятельности выступает в качестве основного фактора их неуспехов в учении [4х.83].

2. Особенности обследовании воспитанников младшего школьного возраста.

Для определения точного диагноза развития воспитанников были выявлены степень и качество имеющихся у ребенка недостатков, индивидуальных особенностей личности. К 7-10 годам ведущей становится учебная деятельность. Происходит перестройка всех познавательных процессов, необходимых для включения воспитанников в новые виды деятельности и межличностные отношения. Поэтому, изучая познавательные процессы ребенка, мы исследовали их произвольность, продуктивность, устойчивость. [ 7.С.4-58].

3. Анализ и выводы но результатам обследования воспитанников младшего школьного возраста.

Объем, концентрация, устойчивость произвольного внимания у Юры | Кутлиахметова и Татьяны Логашиной близки к требованиям социально-педагогическою норматива, а Максим Комаров и Аня Логашнна сумеют достичь уровня данных требований лишь в результате упорных, целенаправленных развивающих занятий. Аналогичны показатели у воспитанников по развитию памяти. У Юры и Татьяны хорошо развиты как механическая, так и логическая память, а у Максима, Ани и Артамонова Славы необходимо развивать логическую память. Юра и Татьяна постепенно переходят к освоению высшей формы словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Максим, Аня и Слава в основном используют наглядно-действенное и элементарное образное мышление.

Одновременно с интеллектуальным развитием происходит становление личности. Младшие воспитанники осваивают дифференцированную самооценку. Она у воспитанников неадекватная: у Максима и Ани - заниженная. Говоря о мотивации достижения успеха, у воспитанников закладывается основа волевых черт его личности. Черты характера, и как решительность, требовательность и целеустремленность часто проявляются в намерениях и действиях Юры, Татьяны.

Однако для поведения Максима, иногда - для Ани, часто - для Славы характерны нерешительность, уступчивость, безответственность. Часто в поступках воспитанников проявляются такие черты, как трудолюбие и самостоятельность. Общение приобретает новые качества за счет расширения его тема и игра отступает на второй план, замещаясь деловым общением со взрослыми.

Все более заметными становятся индивидуальные различия детей но поведению, интеллекту и личным ценностям. В частности, эти различия влияют на возможность применения к этим детям тех или иных психодиагностических методов.

4. Психическая диагностика отклонений развития детей старшего школьного возраста.

Обследование старших воспитанников (36 детей) проводилось с использованием психодиагностического комплекта, составленного психологами Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, (9.C.20)

Мы согласны с авторами, которые считают, что оценка актуального состояния ребенка с отнесением его развития к условно нормативному (в пределах данного социально-психологического норматива) либо к отклоняющемуся и (в этом случае) типологизация отклоняющегося развития (постановка психологического диагноза) с выходом на вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка, (там же, с.20).

С полным текстом статьи можно ознакомиться в приложении.