Формирование экологического сознания средствами урока биологии

Разделы: Биология


Сегодня с уверенностью можно констатировать тот факт, что тревожная экологическая ситуация, сложившаяся во многих регионах страны является результатом некомпетентностного хозяйствования, потребительского отношения к природным богатствам, превалирования технократического мышления и, конечно же, недостатка экологических знаний.

Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя искать новые подходы в работе. Решение данных вопросов направлено на ликвидацию разрыва, между тем, что дети слышат о необходимости сохранять, беречь природу и тем, что делают. Учащиеся хорошо знают законы, терминологию, (это подтверждается успеваемостью в работе), но по отношению к природе остаются потребителями.

Результаты диагностики показывают, что 56% учащихся воспринимают природу прагматически, считая, что значимость природы заключается в получении продуктов питания.
38% – осознают, что природа главный источник жизни, 6% – считают, что природа не только условия для физического существования, но и осознают самоценность природы.

Всем понятно, что без знаний закономерностей развития природы невозможно выработать экологический стиль мышления, заложить основы экологической культуры, обеспечить понимание научных принципов человеческой деятельности. На биологических знаниях основывается формирование здорового образа жизни, профилактические нормы позволяющие сохранить свое здоровье. То есть, биология как учебный предмет, обладает огромной возможностью для формирования экологического сознания, как основы экологической культуры.

Как сделать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась учителем, все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы.

Цель воспитательной системы: cоздание условий для формирования экологического сознания обучающихся через экологизацию учебного процесса.

Задачи:

  • Выделить в биологическом содержании вопросы, особо важные для построения системы экологических знаний учащихся.
  • Разработать и внедрить механизм активизации познавательной деятельности учащихся.
  • Организовать проектную деятельность учащихся, позволяющую применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач.
  • Разработать диагностические карты уровня сформированности экологических знаний, экологически грамотного поведения, экологического сознания.

Участники этого процесса: ученик, т.е. субъект, а носители содержания и способов действия, учитель-предметник, администрация, классные руководители, родители. В итоге результатом системы воспитательной работы учителя биологии, считаю, включение учащихся в практическую деятельность школы и города.

Основополагающим для меня в воспитательной системе является:

1) ступенчатый характер обучения (поэтапным овладением разнообразными знаниями, устойчивыми убеждениями и интеллектуальными умениями, накопленными в процессе экологического образования и развития личности);

2) системность (т.е. регулярное применение различных методов, форм, средств направленных на формирование экологических знаний);

3) научность знаний (в основу – положено научное обоснование изучаемых природных явлений, законов, закономерностей, позволяющее учащимся познавать их сущность);

4) скачкообразность процесса; (каждый ребенок по-разному воспринимает учебный материал…);

5) активность; (состояние субъекта, при котором он из пассивного слушателя, в соучастника учебного процесса).

Приоритетными воспитательной системе становятся экологические принципы:

  • Умей договариваться. Не дави на природу. Тогда она будет к тебе терпелива.
  • Системы построены на принципе целостности. Сохраняй целостность везде и всегда, в себе и в окружающем тебя мире.
  • Входя в систему, « вытирай ноги».
  • Участвуй в общем круговороте веществ в природе, но не ломай его.
  • Экологическая ниша – это чей-то дом. Может быть, и твой. Уважай его. Поэтому « не плюй в колодец».
  • Хозяйствуй, но не хозяйничай. Не меняй ничего, пока не понял того, что ты хочешь изменить и зачем.
  • Человек уже везде. И это он должен помнить. И другие….

В каждой следующей ступени обучения экологические принцип повторяются, но изучаются на новом уровне.

Возможность экологического ориентирования существует на любом уроке биологии

В построении воспитательной системы выделяются 3 блока обучения:

Они образуют тесно взаимосвязанные звенья в целостном процессе формирования экологической культуры личности.
Содержательный блок включает 3 компонента.

Информационно-познавательный компонент позволяет решать задачи по овладению учащимися экологических законов; мотивации их на экологические знания и вскрытия причин и последствий нарушения гармоничного отношения « человек – природа»

Основополагающее понятия « клетка» изучается в развитии 5,6,8,9,10 классах. Благодаря чему вскрываются основные законы экологии: Все связано со всем; Биологические системы построены на принципе целостности и дискретности.

Например, в 5 классе данное понятие рассматривается через проблемные вопросы, через активные формы организации деятельности ( работа в группах и парах) Ребята осознанно понимают взаимосвязи микро- и макромира, целостность многоклеточного организма, состоящего из дискретных частей клеток.; входе лабораторных работ учащиеся повышают познавательную активность и включаются в подлинную деятельность по ознакомлению с простейшими.
В результате, учащиеся делают вывод: клетка – простейших целостный организм, состоящий из дискретных частей.

В 9-11 классе применяя активные методы, формы и приемы подвожу к пониманию основных законов через формирования знаний о клетке как о системе (система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов) Формируется понимание взаимозависимых частей друг от друга, осознается принцип: гибель части ведет к разрушению целого.

Когнитивно-операционный компонент направлен на создание условий для использования знаний при моделировании и прогнозировании последствий деятельности влияния человека на природу и формирования потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности.

Для осуществления задач применяются разработанные совместно с обучающимися наглядные пособия, которые создаются на основе вычленения в биологическом содержании вопросов, особо значимых для построения системы экологических знаний учащихся.
Работа с таблицами позволяет решать проблемные вопросы предмета, сложные экологические задачи, способствует моделированию и прогнозированию антропогенного воздействия.

Таблицы является не просто ярко оформленными, воздействующими на эмоции ребенка картинками, они заставляют учащегося активно думать, формируют представление об окружающем мире благодаря логике и системности построения, в них содержится структурный материал, ключевые слова по теме, в них высвечиваются основные для формирования экологической грамотности вопросы.

Разработанные таблицы использоваться как основное наглядное пособие раздаточный материал на уроках природоведения, биологии для работы индивидуально, в парах сменного и постоянного состава, в группах (имеются папки с вопросами для работы в парах постоянного и сменного состава).

Промежуточная диагностика сформированности экологической культуры обучающихся показала, что наблюдается повышение познавательного интереса у учащихся, повышение экологических знаний, а уровень сформированности экологической культуры остается без изменений. Анализ ситуации привел к пониманию, что определяющим в формировании экологического сознания должна стать работа по ученическим экологическим проектам.

Мотивационно-деятельностный компонент моей воспитательной системы предполагает создание условий для:

  • организации проектной деятельности обучающихся, направленной на формирование ценностных установок и норм;
  • активизации деятельности обучающихся по улучшению окружающей среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.

Только в деятельности может возникнуть мотивация. А деятельность организуется через метод проектов, целью которых является создание условий для погружения учащихся из теории в практику. Кроме этого, в преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.

5 класс. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

В курсе природоведения 5 класс на четырех разделах создаются ученические экологические проекты.

Цель: осознание значимости действий каждого человека на природу.

  1. В разделе Атмосфера «Основные источники загрязнения атмосферы в нашей местности».
  2. Гидросфера «Капля жизни» – призывные мини-плакаты возле источника воды.
  3. Литосфера «Прикоснись к Земле».
  4. Живые организмы «Фабрика жизни».

Каждый проект заканчивается общественно полезным делом (листовки, проведения классных часов в начальном звене по теме проекта, выступление учащихся на родительском собрании (конференции).

По итогам проведенной диагностики и результатам анализа включенности ребят в природоохранную деятельность можно говорить о положительной динамике изменения отношений ребят к природе.

Приоритеты у ребят изменились. 71 % – осознает, что природа главный источник жизни.

Результат ЗУН проверить легко: есть система разработанных проверочных работ. А как проверить сформированность экологического сознания? И здесь учитель должен выступать не проверяющим (контролером), а единомышленником. Результатом может быть лишь изменение в отношении к делу, поступок.

Активное участие обучающихся в работе экологического центра школы, организация и проведение экологических акций: «Зимняя кладовая», «Сохраним хвойные деревья» к проблеме вырубки хвойных деревьев в связи с новогодними праздниками, «Кормушка», «Пусть всегда звучат птичьи голоса», «Фестиваль цветов» ко Дню Земли, в экологическом десанте на лыжной базе; а так же в классе: творческий подход к проведению викторин, классных часов, конкурсов, участие в субботниках и генеральных уборках, озеленении класса. Участие учащихся в олимпиадах (городского и окружного уровня).

Наш современник В.А. Сухомлинский в книге " Сердце отдаю детям " писал: " ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ..."

Приложение 1