Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром Первым новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый, податный гнёт на население России.
Основные понятия: абсолютизм, бюрократия, протекционизм, коллегия, сенат, синод, провинция, дистрикт.
Оформление: таблицы «Органы власти и управления в 20-70гг. XVIII века», «Реформы Петра Великого», презентация урока (компьютерный вариант), портреты, документы.
ХОД УРОКА
I. Постановка проблемы
Я начну урок «с места и в карьер», с тестового задания из части В:
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о ком идёт речь.
« … Не много найдётся в русской истории фигур, сопоставляемых с ним как по грандиозности содеянного, так и по числу легенд и мифов, которыми окружено его имя. Шлейф разноголосых мнений и оценок тянется ещё из 18 века от современников: одни провозглашали его подобным Богу, другие называли Антихристом. Причиной тому – противоречивость самой эпохи, последствий его преобразований для дальнейшей истории России, масштабность и неоднозначность фигуры царя – реформатора. Сторонники государственности видели в нём сильную личность, которая проводила прогрессивные реформы, укрепившие российскую державу. Нет, возражали другие, разрушив традиции и насильственно изменив образ жизни русского народа, царь навязал стране чуждый и губительный для неё путь развития».
1. О Павле I;
2. О Петре I;
3. О Николае I;
4. О Борисе Годунове
(Ребята отвечают)
– Конечно, речь идёт о Петре Первом. А так ли нужны были реформы?. Скажите, пожалуйста, какие факты истории говорят нам о необходимости реформ? (Слушаем мнение ребят). Обобщение: итак, Россия отставала от развитых стран по всем показателям, и чтоб быть независимым государством реформы были необходимы.
II. Изучение нового материала
1. Реформы Петра
– Первые преобразования были – военные: учтя уроки поражения под Нарвой, Петр приступил к реформированию армии, созданию регулярной армии на основе рекрутских наборов. Военная служба стала пожизненной. Большое внимание царь уделял созданию флота. Для армии и флота просто необходима была хорошо развитая военная промышленность. Если на начало 17века в России насчитывалось до двух десятков мануфактур, то к 1725 году – уже 191.
– В 1721 году лицам недворянского происхождения
разрешали покупать крепостных к заводам с
условием, чтобы крестьяне закреплялись не за
владельцами, а за предприятием. Эта категория
рабочих (бывших крестьян) получили название – посессионные.
И хотя на мануфактурах и применялся наёмный труд,
большинство рабочих всё же составляли
крепостные.
Пётр отлично понимал необходимость преодоления
технической отсталости России и всячески
способствовал развитию русской промышленности и
торговли, в том числе внешней. Его
покровительством пользовались многие купцы и
промышленники, среди которых наиболее известны
Демидовы.
Было построено множество заводов и фабрик,
возникли новые отрасли промышленности; Россия
даже начала экспортировать оружие в Пруссию.
Приглашались иностранные инженеры (около
900специалистов прибыли с Петром из Европы),
немало молодых россиян отправились за границу
изучать науки и ремёсла. Под личным наблюдением
царя было организовано изучение российских
рудных залежей, в результате чего был достигнут
немалый прогресс в горном деле. Была
спроектирована система каналов: один из них
соединивший Волгу с Невой, был прорыт в 1711году.
Царь проводил протекционистскую политику по
отношению к русской промышленности.
Предприниматели получали различные привилегии,
субсидии, оборудование, сырьё. В итоге принятых
мер зависимость России от импорта существенно
уменьшилась или прекратилась.
Тариф 1724года устанавливал высокие пошлины на
ввозимые товары, что способствовало ещё большему
развитию русских мануфактур и торговли.
ПРОТЕКЦИОНИЗМ – система экономических мероприятий, направленных на развитие в стране крупной промышленности и ограждение её от иностранной конкуренции.
2. Реформирование всех сфер государственной жизни
Важное значение для укрепления
государства имела финансовая реформа:
1711 г. – денежная реформа – чеканка единой
золотой, серебряной и медной монеты
установленного образца; 1718 – 1724годы –
налоговая реформа, введение единой подушной
подати, основанной на учёте всего мужского
населения.
Полностью реорганизовано государственное
управление: Боярская дума прекратила своё
существование. Высшим органом стал Сенат
(1711 г.), который заменял царя на время отлучек. Над
деятельностью Сената был установлен контроль: в
1722 году был назначен генерал-прокурор
П.И.Ягужинский, которого называли «оком
государевым» в Сенате. Были упразднены приказы, и
создана система коллегий.
Первоначально их было 11 (вместо 70 приказов).
Учреждена Тайная канцелярия, ведавшая сыском по
наиболее важным государственным преступлениям.
Церковь. Государство при Петре Первом полностью подчинило себе церковь. Ещё в 1700 г. умирает патриарх Адриан. Петр не желает выборов нового патриарха, а утверждает местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана Яворского. А в 1721 году упразднено патриаршество. Отныне церковью управляет Синод. При нём учреждена должность обер-прокурора – из светских лиц. Была проведена частичная секуляризация церковных земель.
Изменения в сословиях. В 1714 году
Пётр подписал указ о единонаследии, по
которому поместье приравнивалось к вотчине. Это
было важным приобретением для дворян, которые
владели поместьями за службу, и всегда рисковали
в случае провинности, потерять его. Теперь же
разницы между боярской вотчиной и дворянским
поместьем не стало. 1722 г. – Табели о рангах.
По нему старая и новая аристократия
уравнивались и в служебном положении.
Существует предположение, что мысль об издании
«Табели о рангах» была подана Петру немецким
философом Лейбницем.
«табель разделила все чины на воинские,
гражданские и придворные. Каждый вид службы был
разбит на 14 классов, или рангов. Закон
предусматривал возможность поступления на
государственную службу как дворян, так и
представителей других свободных сословий, при
этом последние имели возможность получения
личного и потомственного дворянства. Основное
правило – это прохождение всех служебных
степеней, начиная с низшего чина. Такая система
дала возможность служебного роста любому
служилому человеку, вне зависимости от его
происхождения.
Областная и городская реформы. В 1708
году для усиления местного аппарата власти вся
страна была разделена на 8 (затем 11) губерний.
Гражданская и военная власть – в руках
губернатора. Губернии делились на 45 (затем на 50)
провинций.
В управлении посадским население тоже произошли
изменения – вместо земских изб были учреждены
магистраты, которым подчинялась полиция.
Реформы в сфере образования и культуры: 1698-1700гг.
– первые указы о бритте бороды, и европейском
платье. Всем ли это нравилось? (Отвечают уч-ся)
С 1 января 1700 – новое летоисчисление.
Впервые при Петре I образование стало
государственной политикой, так как для
осуществления реформ нужны были грамотные люди.
Появляются первые светские учреждения, основана
первая русская газета «Куранты». Молодых людей
посылали учиться за границу. В 1701году открыта
школа математических и навигационных наук. При
Посольском приказе была создана школа для
обучения иностранным языкам. Создавались
профессиональные школы: артиллерийская,
Инженерная, Медицинская, на уральских заводах –
горнозаводские училища. Создаются цифирные
школы для обучения всех детей дворян и
подьячих. Тем, кто не имел свидетельства об
окончании школы, не разрешалось жениться. В 1724г.
была основана Академия наук, переводились книги
по науке и технике.
3. Значение реформ Петра I. Оценка деятельности Петра I
Работа с документами. Класс делится на две группы. Задание: 1 группа одобряют реформы Петра, вторая осуждают Петра.
Вывод: Таким образом, благодаря реформам Петра I Россия вошла в число передовых стран Европы. Принятие Петром императорского титула подтвердило окончательное оформление абсолютизма в России.
III. Закрепление материала в форме тестов
А.1. Секуляризация – это:
1) Раздача церковных земель неимущим крестьянам
2) Освобождение монастырских крестьян
3) Превращение церковной собственности в
государственную
4) Отделение церкви от государства.
А.2. Политическая и экономическая борьба между «священством» и «царством» в 18 веке завершилась:
1) В пользу «священства»
2) В пользу «царства»
3) Компромиссом власти и церкви
4) Отделением церкви от государства
А.3.Что из преобразований Петра I было направлено на поддержку отечественного производителя?
1) Табель о рангах
2) Указ о единонаследии
3) Таможенный тариф
4) Налоговая реформа
В. Произвести соответствие реформ Петра I и дат их проведения
Реформа | Дата |
«Табели о рангах» «Указ о единонаследии Таможенный тариф Денежная реформа |
А) 1914г. Б) 1711г. В) 1722г. Д)1724г. |
Ответ: ____________________(например БВДА)
В. Дописать пропущенное слово:
Михаил Фёдорович – сословно-представительская
монархия
Алексей Михайлович – самодержавная монархия
Пётр Первый – ____________________ монархия
Ответ:__________________
– Спасибо за урок!