Урок истории России в 10-м классе "Реформа Петра Великого"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром Первым новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый, податный гнёт на население России.

Основные понятия: абсолютизм, бюрократия, протекционизм, коллегия, сенат, синод, провинция, дистрикт.

Оформление:  таблицы «Органы власти и управления в 20-70гг. XVIII века», «Реформы Петра Великого», презентация урока (компьютерный вариант), портреты, документы.

ХОД УРОКА

I. Постановка проблемы

Я начну урок «с места и в карьер», с тестового задания из части В:

Прочтите отрывок из сочинения  историка и укажите, о ком идёт речь.

« … Не много найдётся в русской истории фигур, сопоставляемых с ним как по грандиозности содеянного, так и по числу легенд и мифов, которыми окружено его имя. Шлейф разноголосых мнений и оценок тянется ещё из 18 века от современников: одни провозглашали его подобным Богу,  другие называли Антихристом. Причиной тому – противоречивость самой эпохи, последствий его преобразований для дальнейшей истории России, масштабность и неоднозначность фигуры царя – реформатора. Сторонники государственности видели в нём сильную личность, которая проводила прогрессивные реформы, укрепившие российскую державу. Нет, возражали другие, разрушив традиции и насильственно изменив образ жизни русского народа, царь навязал стране чуждый и губительный для неё путь развития».

1. О Павле I;
2. О Петре I;
3. О Николае I;
4. О Борисе Годунове

(Ребята отвечают)

– Конечно, речь идёт о Петре Первом. А так ли нужны были реформы?. Скажите, пожалуйста, какие факты истории говорят нам о необходимости реформ? (Слушаем мнение ребят). Обобщение: итак, Россия отставала от развитых стран по всем показателям, и чтоб быть независимым государством реформы были необходимы.

II. Изучение нового материала

1. Реформы Петра

– Первые преобразования были – военные: учтя уроки поражения под Нарвой, Петр приступил к реформированию армии, созданию регулярной армии на основе рекрутских наборов. Военная служба стала пожизненной. Большое внимание царь уделял созданию флота. Для армии и флота просто необходима была хорошо развитая военная промышленность. Если на начало 17века в России насчитывалось до двух десятков мануфактур, то к 1725 году – уже 191.

– В 1721 году лицам недворянского происхождения разрешали покупать крепостных к заводам с условием, чтобы крестьяне закреплялись не за владельцами, а за предприятием. Эта категория рабочих (бывших крестьян) получили название – посессионные. И хотя на мануфактурах и применялся наёмный труд, большинство рабочих всё же составляли крепостные.
Пётр отлично понимал необходимость преодоления технической отсталости России и всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покровительством пользовались многие купцы и промышленники, среди которых наиболее известны Демидовы.
Было построено множество заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности; Россия даже начала экспортировать оружие в Пруссию. Приглашались иностранные инженеры (около 900специалистов прибыли с Петром из Европы), немало молодых россиян отправились за границу изучать науки и ремёсла. Под личным наблюдением царя было организовано изучение российских рудных залежей, в результате чего был достигнут немалый прогресс в горном деле. Была спроектирована система каналов: один из них соединивший Волгу с Невой, был прорыт в 1711году.
Царь проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырьё. В итоге принятых мер зависимость России от импорта существенно уменьшилась или прекратилась.
Тариф 1724года устанавливал высокие пошлины на ввозимые товары, что способствовало ещё большему  развитию русских мануфактур и торговли.

ПРОТЕКЦИОНИЗМ – система экономических мероприятий, направленных на развитие в стране крупной промышленности и ограждение её от иностранной конкуренции.

2. Реформирование всех сфер государственной жизни

Важное значение для укрепления государства имела финансовая реформа: 1711 г. – денежная реформа – чеканка единой золотой, серебряной и медной монеты установленного  образца; 1718 – 1724годы –  налоговая реформа, введение единой подушной подати, основанной на учёте всего мужского населения.
Полностью реорганизовано государственное управление: Боярская дума прекратила своё существование. Высшим органом стал Сенат (1711 г.), который заменял царя на время отлучек. Над деятельностью Сената был установлен контроль: в 1722 году был назначен  генерал-прокурор П.И.Ягужинский, которого называли «оком государевым» в Сенате. Были упразднены приказы, и создана система коллегий. Первоначально их было 11 (вместо 70 приказов). Учреждена Тайная канцелярия, ведавшая сыском по наиболее важным государственным преступлениям.

Церковь.  Государство при Петре Первом полностью подчинило себе церковь. Ещё в 1700 г. умирает патриарх Адриан. Петр не желает выборов нового патриарха, а утверждает местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана Яворского. А в 1721 году упразднено патриаршество. Отныне церковью управляет  Синод. При нём учреждена должность обер-прокурора – из светских лиц. Была проведена частичная секуляризация церковных земель.

Изменения в сословиях. В 1714 году Пётр подписал указ о единонаследии, по которому поместье приравнивалось к вотчине. Это было важным приобретением для дворян, которые владели поместьями за службу, и всегда рисковали в случае провинности, потерять его. Теперь же разницы между боярской вотчиной и дворянским поместьем не стало. 1722 г. – Табели о рангах. По нему старая и новая  аристократия уравнивались и в служебном положении.
Существует предположение, что мысль об издании «Табели о рангах» была подана Петру немецким философом Лейбницем.
«табель разделила все чины на воинские, гражданские и придворные. Каждый вид службы был разбит на 14 классов, или рангов. Закон предусматривал возможность поступления на государственную службу как дворян, так и представителей других свободных сословий, при этом последние имели возможность получения личного и потомственного дворянства. Основное правило – это прохождение всех служебных степеней, начиная с низшего чина. Такая система дала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

Областная и городская реформы. В 1708 году для усиления местного аппарата власти вся страна была разделена на 8 (затем 11) губерний. Гражданская и военная власть – в руках губернатора. Губернии делились на 45 (затем на 50) провинций.
В управлении посадским население тоже произошли изменения – вместо земских изб были учреждены магистраты, которым подчинялась полиция.

Реформы в сфере образования и культуры: 1698-1700гг. – первые указы о бритте бороды, и европейском платье. Всем ли это нравилось? (Отвечают уч-ся)
С 1 января 1700 – новое летоисчисление.
Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, так как для осуществления реформ нужны были грамотные люди. Появляются первые светские учреждения, основана первая русская газета «Куранты». Молодых людей посылали учиться за границу. В 1701году открыта школа математических и навигационных наук. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам. Создавались профессиональные школы: артиллерийская, Инженерная, Медицинская, на уральских заводах – горнозаводские училища. Создаются цифирные школы для обучения всех детей дворян и подьячих.  Тем, кто не имел свидетельства об окончании школы, не разрешалось жениться. В 1724г. была основана Академия наук, переводились книги по науке и технике.

3. Значение реформ Петра  I. Оценка деятельности Петра  I

Работа с документами. Класс делится на две группы. Задание: 1 группа одобряют реформы Петра, вторая осуждают Петра.

Вывод:  Таким образом, благодаря реформам Петра  I Россия вошла в число передовых стран Европы. Принятие Петром императорского титула подтвердило окончательное оформление абсолютизма в России.

III. Закрепление материала в форме тестов

А.1. Секуляризация – это:

1) Раздача церковных земель неимущим крестьянам
2) Освобождение монастырских крестьян
3) Превращение церковной собственности в государственную
4) Отделение церкви от государства.

А.2.  Политическая и экономическая  борьба между «священством» и «царством» в 18 веке завершилась:

1) В пользу «священства»   
2) В пользу «царства»
3) Компромиссом власти и церкви
4) Отделением церкви от государства

А.3.Что из преобразований Петра  I было направлено на поддержку отечественного производителя?

1) Табель о рангах
2) Указ о единонаследии
3) Таможенный тариф
4) Налоговая реформа

В. Произвести соответствие реформ Петра  I и дат их проведения

Реформа Дата
«Табели о рангах»
«Указ о единонаследии
Таможенный тариф
Денежная реформа
А) 1914г.
Б) 1711г.
В) 1722г.
Д)1724г.

Ответ: ____________________(например БВДА)

В. Дописать пропущенное слово:

Михаил Фёдорович – сословно-представительская монархия
Алексей Михайлович – самодержавная монархия
Пётр Первый – ____________________ монархия
Ответ:__________________

– Спасибо за урок!

Приложение 1

Приложение 2