Использование элементов краеведения в преподавании истории России - путь к научно-исследовательским работам: доклад по самообразованию

Разделы: История и обществознание


План

  1. Введение
  2. Связь исторических фактов с краем:
    1. Предыстория и наш край
    2. Сибирь – место ссылки
    3. Декабристы в Сибири
    4. Век ХХ изучаем на примерах земляков
  3. Участие в краеведческих научно-практических конференциях
  4. Вывод.
  5. Список использованной литературы

1. Введение

История – это такой же сложный, как и все другие, предмет, обязательный для изучения школьниками. Но в то же время, это очень интересный предмет. И важно суметь заинтересовать учащихся, вызвать у них желание изучать его. А это, конечно, сложная задача, и она является главной (на мой взгляд) для каждого учителя.
А ещё история – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие.
В старших классах в изучении истории кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. А для того, чтобы оценить историческое событие, нужно в нём хорошо разобраться, досконально понять причины происходящего, ориентироваться в социально-политической и экономической ситуации данного времени и на данной территории.

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.                  (А.С.Пушкин)

Наши учащиеся – будущие взрослые граждане России, а для любого россиянина история значит особенно много. Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей,  но, прежде всего самих себя. А история родной страны – это наша с вами история. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живёт, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишён исторической памяти. Такому ничего не стоит взорвать древний храм, уничтожить за ненадобностью редкую старинную книгу. Исторически неграмотный человек обделён духовно; пустым звуком остаётся для него богатейшая литература предков и о предках. Истинная любовь к Родине немыслима без знаний её великого, трагического и прекрасного прошлого. А знания эти будущий гражданин должен получить в школе. И, на мой взгляд, они будут намного весомее, если на уроках истории использовать краеведческие материалы.

2. Связь исторических фактов с историей края

Конечно, все исторические факты с историей края не свяжешь, да это и не нужно. Но имеющийся краеведческий материал в школьной библиотеке и музее нужно обязательно представить.

В 10-м классе, где изучаемый период – от палеолита до 19 века – очень уместно параллельно с учебником в качестве дополнительного материала по истории Западной Сибири, а также нашей области, время от времени представлять данные из книги Вячеслава Сафронова «Откуда земля сибирская пошла».  Я использую отрывки из исторических материалов, иллюстрации об истории Сибири со времён палеолита до 18 века. Указанное пособие имеет цель – восполнить пробел в учебниках истории, где, к сожалению, славные деяния сибиряков отражены крайне скупо и бедно.

Основной раздел книги посвящён периоду сибирской истории в эпоху феодализма, начатому этапом присоединения края к Русскому государству. По мнению авторов, приход россиян в Сибирь избавил коренные народы от междоусобных распрей и угрозы порабощения извне. Мирное продвижение переселенцев в Сибирь продолжалось с XII по XVIII в., способствуя превращению России в могущественную евразийскую державу. Расширение площади Российского государства  за счёт Сибири более чем в два раза усилило его не только экономически, но и укрепило страну политически, сделало её более значимой в глазах европейских и азиатских соседей.

Например, при изучении материала первых параграфов о предыстории народов России просто необходимо провести параллель: а что происходило на нашей территории в этот период. Ученики к этим темам получают опережающие задания и сообщают одноклассникам, что на территории Тюменской области до настоящего времени не обнаружено стоянок палеолитического периода. На уроке возможен диспут: или не найдены, или человек пришёл сюда значительно позднее? А вот в эпохе мезолита (9-6 тысяч лет до нашей эры) учёными доказано, что было активное заселение человеком Западной Сибири. Старшеклассники разрешают на уроке проблему: как это отразилось на животном и растительном мире?

В это время происходит сокращение наводнённости Западно-Сибирской низменности. Если посмотреть на карту Западной Сибири, то вся она как бы опутана сетью больших и малых озёр и болот. Это следы «работы» ледников, как и вечная мерзлота, южные границы которой и в настоящее время доходят до широты Ханты-Мансийска. Эпоха мезолита совпадает с наступлением современной климатической обстановки. При этом произошла достаточно резкая смена климата, что повлекло за собой увлажнение и смягчение всего климата Сибири, а также привело к значительному общему потеплению. Это, в свою очередь, вызвало быстрое исчезновение ледниковой фауны. Ученики высказывают смелые предположения: такие животные, как мамонт, шерстистый носорог, были просто истреблены людьми. Очень хорошо на данные уроки приготовить наглядный материал: карту, изображения орудий труда и рисунки жилищ того времени (Всё есть в книге Сафронова, только увеличить на ксероксе или сканировать).

К изучению материала учебника о правлении Владимира Святого, крещения Руси, предлагаю ученикам материал о христианской морали и о состоянии богослужения в нашей области, о строительстве церквей (Упоровской).

Очень уместно использовать материал из книги Сафронова о ссыльных в Сибирь при изучении послепетровского периода истории. Ученик в своём докладе сообщает товарищам следующую информацию: «Первым, кто открыл список ссыльных, был Александр Меньшиков – ближайший сподвижник Петра Первого» (хорошо использовать и репродукцию картины «Меньшиков в Берёзово»). Из сообщений учеников-консультантов класс узнал, что в 1727 году Меньшиков вместе с семьёй был сослан в Берёзово, где и умер. В Сибирь было сослано и семейство Долгоруких, которые противились восшествию на престол Анны Иоанновны. Старики Долгорукие не выдержали тягот ссылки, сурового северного климата и вскоре умерли. Их похоронили недалеко от могилы Александра Даниловича Меньшикова. Но детям их пришлось перенести ещё множество тягостных испытаний. Сын Иван был публично казнён через колесование якобы за распускание слухов, порочащих императрицу; его жена ушла в монастырь. Другие Долгорукие тоже были подвергнуты наказаниям: Алексей был отправлен матросом на Камчатку; Александр и Николай подверглись избиениям кнутом, вырыванием ноздрей и сосланы в Охотск. Младшие дочери были разосланы по сибирским монастырям. И лишь в 1745 году им было разрешено вернуться в столицу.

Давая материал учебника о правлении Анны Иоанновны, о имеющей место в её правлении бироновщине, уместно снова обратиться к книге Сафронова, где рассказано о ссылке Бирона, о его пребывании в Сибири. И если закрепить знания ребят о личности Бирона местным материалом, то они без труда ответят на часто повторяющийся в тестах ЕГЭ по истории вопрос: «Что такое бироновщина?»

Использование этого пособия на уроках истории, несомненно, будет иметь познавательную и воспитательную значимость, так как работа с материалами этой книги – это путь к последующим научно-исследовательским работам. Вот пример того, как я практикую в старшем звене подготовку учащихся к научно-исследовательской деятельности.

В 8-м и 10-м классах, где изучается период XIX века в истории России, я стараюсь более подробно остановиться на связанной с краем теме «Декабристы». Например, при изучении параграфов о расправе над декабристами, очень важно собрать материал о  120 сосланных в наш край декабристах. В Тобольске долгое время жили: Муравьёв, Фонвизин, Кюхельбекер и другие, в Ялуторовске – Муравьёв-Апостол, Якушин, Пущин, Оболенский, Тизенгаузер и Ентальцев, в Кургане – Нарышкин,  Лихарёв и другие. Многие из них навечно остались в Сибири. Их влияние на культурную и общественную жизнь Сибири было огромным. И идеальным было бы совершение экскурсии в Ялуторовский «Музей декабристов». Это создаёт более чёткое представление  учащихся о значимости декабристов, об их взглядах и помогает лучше разобраться в причинах декабрьского вооружённого восстания 1825 года.

В течение нескольких столетий Сибирь была основным местом российской ссылки. Об этом факте мы говорим на уроках начиная с тем послепетровского правления и до начала ХХ века. Сюда ссылали политических деятелей, бунтовщиков и обычные уголовные элементы.  Известный сибирский учёный Николай Михайлович Ядринцев в своей книге «Сибирь как колония» приходит к выводу, что ссылка была и есть весьма удобный и дешёвый способ избавления от преступников. В то же время в Сибири собирались наиболее активные люди, которые не смогли ужиться с властями у себя на родине – бунтари, правдоискатели. Таким образом, сибирское общество формировалось из энергичных, непоседливых личностей, благодаря которым стало возможным освоение столь огромной территории. В результате ссылки, сибирское общество было очень неоднородно в социальном плане и во многом отличалось от аналогичных областей центральных регионов России. Об этих замечательных людях говорят доклады старшеклассников.

В 9-м и 11-м классах изучаемый период – конец XIX и начало ХХ века. Конечно, у нас не Москва и не Петербург, и мы не можем показать улицы или заводы, где начинались революции. Но мы можем при помощи музейных материалов на краеведческих примерах поведать о гражданской и Великой Отечественной войнах. Приводя конкретные примеры, рассказывая о людях рядом с нами живущих или живших, можно сделать материал истории очень понятным и легко запоминающимся. В музее имеются альбомы с материалами об участниках войны, о работниках тыла. Здесь уместно задание с мини-сочинениями или рассказами учащихся, например, «Как коснулась война моей семьи», «Мой дед – участник войны» и другие – это своего рода тоже исследовательская деятельность, пусть и в простой форме.

При изучении темы «Крестьянский бунт 1921года» я использую материалы музея, реферат с районной краеведческой конференции 2002года Егоровой Евгении «Гражданская война, пребывание Колчака в селе Коркино и  крестьянский бунт 1921г.», посвящённый этому периоду.

Сполна того
кровавого вина
Напились.
Не пожалели.
Всех под корень одолели
Друг друга
И брата брат.
Белый саван. Чёрный плат.
И даже общая братская могила
Не  смогла примирить воевавших

И затихают ребята. Я рассказываю им, что этот крестьянский бунт коснулся и нашего села Коркино. А братская могила около почты хранит в себе 16 растерзанных коммунаров, тела которых, по словам очевидцев, размораживали в деревянных ваннах, лица их были изуродованы до неузнаваемости, и среди погибших было два ребёнка. Погибли коммунары между населёнными пунктами Емуртла и Мокроусово, а похоронены дома, в Коркино.

Бесчинства в то время творились с обоих сторон: и со стороны красных, и со стороны белых. Красные расстреливали без суда и следствия. Белые зверствовали. Газеты того времени сообщали, как в Омутинке на площади белые распороли животы нескольким беременным женщинам – жёнам коммунистов и т.д. (привожу и другие факты из реферата).

В то страшное время в каждом доме была трагедия. А сам бунт стал следствием продразвёрстки, когда кулаком объявлялся любой, крепко стоящих на ногах, крестьянин. Для того чтоб приблизить материал к краю, к каждому из нас, привожу пример жизни своей бабушки Смольниковой Марины Степановны.

Она вышла замуж в семью, где было несколько мужчин, то есть у мужа были братья. Они много работали, сеяли, косили, рубили, держали скот. Понятно, хозяйство было справным. И вот продразвёрстка… их объявляют кулаками. Всех мужчин увозят в неизвестном направлении, а с бедной Маруси сняли даже валенки, выставили её за ворота с грудной дочкой и иди куда хочешь… И  пошла… Пошла наниматься в няньки, чтоб прокормить дочку и самой не помереть от голода и холода. Так и мыкалась из дома в дом, пока не приглядел её мельник. Позвал он Марусю замуж, и она пошла, всё по той же причине, чтоб дочке не дать помереть. А мельник – это мой дед Смольников Митрий Митриевич. Он был старше бабушки на 27 лет и, конечно, ни о какой любви речь и не шла. Смирилась с судьбой своей девушка Маруся, так и прожила покорная, никогда голос не повысившая; ещё восьмерых детей родила, выжили только четверо.
А однажды, я была ещё маленькой, по деревне прошёл слух, что в лесу какой-то беглый скрывается, что он когда-то сосланный был, и что в деревне у него жена и дочка. Конечно, это было неправдой, но дело в другом. Мы пришли к бабушке, а она сидит у окна и плачет (деда уже живого не было). Мы её расспрашивать. И вот тут она нам поведала эту историю. И ещё сказала: «Пришёл бы он за мной, я бы на край света за ним…». Нам тогда это показалось странным, непонятным, а спустя много лет,  я поняла – какую трагическую жизнь прожила моя бабушка. Всю жизнь любила, надеялась и ждала своего единственного, любимого, но не дождалась… А виновато в её трагедии то страшное время, когда под одну гребёнку сметали и виноватых и невиновных, когда отбирали у крестьян всё до зёрнышка, когда делали стольких людей несчастными…

И тут я даю ребятам задание расспросить дома бабушку, дедушку, маму, папу о том времени и написать мини-сочинение об этом. Ведь те события не оставили в стороне ни одну семью. И ребята, конечно, не все, но пишут семейные тайны. Например, Яна Каткова написала воспоминания деда о родственнице Марфе, которая мстила большевикам за убитого мужа и каждый вечер с литовкой, на коне выезжала «на покос». Эти сочинения ребят могут пополнить копилку школьного музея. И потом, это очень действенно. Если ребёнок соотнесёт историю своей семьи и историю страны, он лучше поймёт и запомнит материал. А его расспросы и умение записать услышанное – это элементы научно-исследовательской работы.

Точно так же с периодом Великой Отечественной войны. Конечно, здорово, если мы приглашаем ветерана с живым рассказом о конкретных военных событиях, но если не удаётся (в селе осталось только три ветерана войны и, понятно, это старые больные люди: Паньшин Александр Степанович, Жарконских Александр Николаевич и Пузырёв Павел Иванович), тогда даю задание  собрать материал об участниках войны. Особенно часто ребята рассказывают о своих дедах и прадедах, в семье ведь хранится обязательно память о них.  В поощрение за приготовленные сообщения ставлю пятёрки. Думаю, что здесь я решаю сразу две задачи: это и патриотическое воспитание и вызываю желание у детей знать свои корни.

Изучение периода послевоенного должно идти параллельно с ознакомлением: а что происходило у нас в области, в районе, в селе в изучаемый период. Этот материал есть в «Летописи» (это тоже вид научно-исследовательской работы), сделанной самими же ребятами, и его необходимо использовать на уроках истории.

При изучении темы «Внешняя политика СССР в 70-80-е годы», когда Москва приняла решение о введении в Афганистан «ограниченного контингента советских войск» (около 200 000 человек), нужно пригласить на урок непосредственного участника этих событий и услышать оценку очевидца. У нас в Коркино есть такой человек – это Мальцев Александр Леонидович. Неразговорчивый он больно, лишь только отдельные события им обрисованы. И мы его понимаем, так как сегодня об Афганистане написано очень много, и можем сделать выводы о бессмысленных жертвах. Только кто же сможет ответить на вопрос: «Кому это было нужно?»

В темах, связанных с внешней политикой России сегодня, то есть после распада СССР есть тема – трагическая для нашего села. Чеченская война. Мы потеряли двух замечательных ребят – Дениса Фролова и Дмитрия Мальцева. Истории их жизни, гибели известны каждому Коркинскому жителю – это результат исследовательской работы членов музейного кружка. Ученики их хорошо знали и совершенно сознательно стоят с поникшими головами во время минуты молчания в память о своих земляках, своих старших товарищей.

3. Участие в краеведческих научно-практических конференциях

За последние три учебных года я достаточно много занималась вопросами краеведческого характера: это и написание научных работ учащимися под моим руководством для научно-практических конференций разного уровня. Результатом стали призовые районное и областные места, а так же  благодарственное письмо от Организационного Комитета Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век».

При написании научных работ очень важно правильное её оформление, формирование проблемы, цели, определение объекта и субъекта исследования, а также определение правильного маршрута поиска материала, обязательное использование документов архивов, воспоминания очевидцев и так далее.
В 2007-2008 учебном году мы с Никитой Пузырёвым, учеником 9 класса, собрали огромный материал о семье Сырниковых и наложили его на историю России. Получилась отличная научная работа. Первое место в районе, первое место в области и почётная грамота за участие во Всероссийском конкурсе «Человек в истории. России – ХХ век». Для написания работы мы обращались в архивы, в Московскую Ленинскую библиотеку, много беседовали с членами этой семьи. Работа называлась «История рода Сырниковых в истории России».

В 2008-2009 учебном году писали уже две работы. Каткова Яна, ученица 11 класса, подняла тему крестьянского бунта. Она отыскала столько материала, что потом его пришлось сокращать, уплотнять и т. д. Работа Яны «Братской могиле поклонимся» заняла второе место в областной научно-практической конференции «Мы живём в Сибири». Вторая работа – Никиты Пузырёва, ученика 10 класса, была посвящена 90-летию его прабабушки. Когда Никита выступал на конференции в уже уставшей аудитории, все замерли и слушали с таким восторгом и вниманием. И даже, когда Никита закончил свой рассказ, ещё несколько мгновений стояла мёртвая тишина. Он получил приз зрительских симпатий, но, понятно, что по такой теме научности оказалось маловато. Зато он отдал дань уважения своей прабабушке и очень гордится этим.

В  2009-2010году мы с учеником 11 класса Никитой Пузырёвым, основываясь на летописи, составленной учащимися в прошлом году «Отечество, работа и любовь» написали научную работу «Учителями славится Россия – ученики приносят славу ей». Для написания работы мы определили проблему – это внутренняя связь бывших учеников со школой, учителями. На примерах трёх выпускников разных лет выпуска, разного географического проживания, но чего-то в жизни добившихся, мы проследили и убедились, что след в душе остаётся на всю жизнь. И сделали вывод, что никакая сверхсовременная техника никогда не заменит живого слова учителя.

Кроме этого, активно вместе с 11-м классом, где являюсь классным руководителем, совершаем тимуровские рейды к ветеранам педагогического труда, а также собрали материал об учителе Медведевой Нине Фёдоровне для  школьной летописи на районный конкурс в 2007-2008 учебном году.

В 2007-2008 учебном году две учащиеся 9-го класса сдавали экзамен по истории в форме рефератов. И по моему предложению, каждая из сдававших выделила раздел, связанный с нашим краем. Особенно хорошо это получилось у Бородиной Оксаны, рассказавшей о своём дедушке, который провёл в плену врага не один год. Оксана собирает материал для научной работы для областной конференции, но пока не всё получается. Не можем  точно определить маршрут  передвижений деда в плену, чтоб сделать запросы в архивы. Но работа ведётся.

Ещё мы с ребятами начали  работу по вопросу: «Откуда пошёл род Пузырёвых в нашем селе?». Дело в том, что у нас уже есть факты, что примерно в 1750году из Новгорода сюда был сослал крестьянин Селивёрст Пузырёв. И нам предстоит огромная работа по составлению родословной с 18 века до наших дней. Мы уже связались с несколькими архивами, но ответы не всегда положительные. Хотя результатов от поисковой работы ещё маловато, но мы работаем в этом направлении.

На уроках истории я часто использую материал научных работ учащихся. Например, изучая русско-японскую войну в 9 и 11 классах, я напоминаю факты из работы Никиты Пузырёва о мичмане Сырникове с крейсера «Варяг» и глаза у ребят становятся заинтересованными. При изучении материала о гражданской войне в качестве примера привожу работу Яны Катковой «Братской могиле поклонимся», а если позволяет погода, этот урок провожу прямо у Братской могилы.

В 2009-20010 учебном году  я предложила в своём классе составить всем генеалогическое древо и показала на примере (мы составляли его с дочкой для медицинского училища). Пять поколений предстали перед нами. В 11 классе две девочки составили очень хорошо родословную, даже с фотографиями.

Считаю работу в этом направлении нужно продолжать.

4. Вывод

Использование элементов краеведения в преподавании истории России считаю делом нужным и обязательным. А ещё считаю необходимым привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умения правильно оформлять свои работы. Ведь знания традиций прошлого помогут нам и учащимся в решении сегодняшних проблем. Изучение прошлого своего края позволит нам взглянуть по – иному на те события, которые происходят сегодня. Нельзя любить собственную страну, народ, свою малую родину, не зная этапов её исторического развития. Хорошо если ребята поймут эту необходимость. Я же со своей стороны делаю всё от меня зависящее и на уроках истории и на внеклассных мероприятиях, чтобы они умели систематизировать собранный материал и грамотно оформлять свои первые научно-исследовательские работы.

Список использованной литературы

  1. Буганова В.И., Зырянова Н.П. История России с древнейших времён до 19 века: Поурочные планы. 10 класс. – Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 20 – начало 21 века. 9-й класс. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России 20 – начало 21 века. 11 класс. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до 19 века.10 класс. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Софронов В.Ю., Сладкова Л.Н. Откуда земля сибирская пошла: Пособие по изучению истории Западной Сибири для учащихся старших классов и средних учебных заведений. – Свердловск: Уральский рабочий, 2001.