Урок-исследование "Мир русской сибирской деревни". 8–9-й классы

Разделы: История и обществознание


Тип урока: изучение нового материала

Форма: урок-исследование.

Цель: познакомиться с характерными чертами некоторых граней материальной и нематериальной жизни сибирских крестьян для выявления традиционных и региональных особенностей их на примере д. Едет.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с двумя гранями жизни сибирского крестьянства XVIII-XIX вв: мирской и хозяйственной.
  • Выявить особенности и значение для сельчан каждой из них.
  • Подчеркнуть свободолюбие, независимость, житейскую мудрость, высокие нравственные устои, присущие сибирскому крестьянству как основы его менталитета.
  • Вызвать чувство уважения к трудолюбию, смекалке, наблюдательности русских людей в Сибири.

Методические приемы: беседа, групповая и парная работа, сообщения учащихся, художественное слово, работа с дополнительной литературой, использование и анализ информации на аудионосителе.

Межпредметные связи: литература, музыка.

Оборудование:

  • карточки с диалектными словами;
  • стенды с фотографиями, схемами, планами, рисунками, архивными документами;
  • цветная схема «Материальная и нематериальная жизнь крестьянства»;
  • аудиозапись воспоминаний старожилов;
  • макет сибирского двора, самовар и чайные пары, домотканый половик, рамы со старинными фотографиями – экспонаты школьного музея;
  • фонограмма песни «Полюшко-поле…»;
  • высказывания краеведов А.П. Щапова, Н.М. Ядринцева, слова современников;
  • листы бумаги, ручки на каждой парте;

ХОД УРОКА

Звучит фонограмма музыки «Полюшко-поле…», на фоне которой ученик читает отрывок из поэмы Дм. Кедрина «Ермак»:

Не мерена вдоль и непройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой разостлалась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей,

Пушнина в сибирских лесах хороша
И красная рыба в струях Иртыша!
Мы можем землей этой тучной владеть,
Ее, разделивши по-братски…

Учитель: Именно такой увидели Сибирь первые землепроходцы, шедшие вместе или вслед Ермаку Тимофеевичу в конце 16 века. А затем потянулись русские люди в этот богатый, но суровый край, чтобы начать жить заново, обустроить и наладить свой быт.
В наши края пришли-приехали целые крестьянские семьи из Мордовии и пензенской губернии, что на юго-востоке России конца XVIII-начала XIX вв.

На фоне музыки ученица читает отрывок из стихотворения местной поэтессы Вагаль Т.Г.:

Как-будто не было на свете
Давно забытых тех времен,
Под пылью прошлого столетья
Следов кочующих племен,
Когда мордовские посланцы
С благословления царя
Искали после долгих странствий
Земли, пригодной для жилья.
В низовье бурной горной речки
Расположились на ночлег.

Костров мерцающие свечки,
Умолк постылыйскрип телег.
Диск солнца, медленно всходящий,
Согрел лучами ходоков.
Туман осел росой блестящей.
Ковры разбросаны цветов.
Завороженные застыли
В немом восторге мужики…
Сибирь с необозримой ширью
Ждала хозяйственной руки.

Учитель: Все они везли с собой в Сибирь не только мечту о новой, лучшей жизни. Как сказано в стихотворении «Рождение села» нашей поэтессы Татьяны Грациановны Вагаль, но традиции и обычаи своего народа. Рассмотрим их.

Цель нашего урока: познакомиться с характерными чертами некоторых граней материальной и нематериальной жизни сибирских крестьян для выявления традиционных и региональных особенностей их на примере д. Едет.

Учитель: Жизнь сибирского крестьянства, впрочем, как и российского, состояла из нескольких пластов и граней. (Работа со схемой на доске). Сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Учитель: О чем должен позаботиться в первую очередь человек, придя на новое место? (О жилье и средствах к существованию)
– Каким образом крестьяне получали средства к существованию? Что требовалось крестьянам для занятия сельскохозяйственным трудом? (Так как речь идет о крестьянстве, уточним, что средства к существованию оно получало в результате занятия сельским хозяйством. А это значит, что кроме жилого дома нужен хозяйственный двор с постройками.)

Задание: вы получили задание, поработать в группах и, используя знания краеведческого материала и поисковых экспедиций, рассказать о 1 группа – традициях застройки и планирования селений, дворов, домов; 2 группа – об интерьере сибирских домов.

(Группы готовятся и рассказывают)

Учитель: Итак, сделаем вывод. Какие традиционные и региональные черты вы выделите в хозяйственной деятельности сибирских крестьян?

Предполагаемый ответ: Мы увидели, что каждое дело в хозяйственной жизни сибирских крестьян, связано с традициями, жившими в народе многие поколения, но имело свои особенные черты в типе подворья, застройке селения, богатстве и чистоте домов.

Учитель: Как называлась община крестьян в Древней Руси? (Вервь) С каким словом в современном русском языке оно имеет общий корень? (Веревка)

На доске по мере рассуждений учитель выстраивает логическую цепочку:

ВЕРЕВКА – ВЕРВЬ – ВЕРВИТЬ

Ученик: А в словаре В.И. Даля я нашел глагол «вервить» со значением «измерять веревкой землю и наделять ею кого-либо». И решение это принималось всей общиной. Глагол «вервить» – сибирский архаизм и сейчас в речи не используется.

Учитель: Что можно сделать с помощью веревки? (Связать, соединить, измерить) Так и люди в общине были связаны между собой разными отношениями: семейными, родственными, национальными, религиозными, экономическими и др. С течением времени древнерусское название «вервь» вытиснилось словом «мир» в том же значении. Жизнь людей изменяется, и эти изменения часто находят свое отображение в УНТ. Сейчас мы это увидим.

Задание: Назовите русские народные пословицы о мире как о сельском обществе.

Учащиеся называют пословицы и поговорки.

Примерные пословицы:

  • К миру приставай, а от мира не отставай.
  • Мир за себя постоит.
  • Мир охнет, так и лес засохнет.
  • На мир и суда нет.
  • В мире жить – мирское творить и т. д.

Учитель: Как вы думаете, почему так много пословиц о мире?

Предполагаемый ответ: Это говорит о том, что мир играл большую роль в жизни конкретного человека, крестьяне уделяли большое внимание самоуправлению, заботились о собственном положении в общине. Отсюда и поговорка: «Хоть ложки мыть, да в миру жить».

Учитель:Верно. А в Сибири говаривали: «Общество не осиновый кол, его скоро не сломишь». Обществу в Сибири придавали еще более важное значение, ведь в условиях сурового сибирского климата одному человеку не выжить. Ему нужна помощь деревни, села, в общем, мира. Поэтому здесь складывается особая система взаимоотношений, когда весь мир принимает участие в судьбе каждого человека. Взаимопомощь, взаимовыручка – одна из важнейших сторон сибирского характера. Людей, помогающих при строительстве дома в Едете, называли помочаны. А как управлялся мир?

Выступление ученицы:

Главным руководящим органом крестьянской сибирской общины был мирской сход, или его еще называли: «сходка», «совет», «согласие», «общее собрание».
В сельском сходе должны были участвовать сельский старшина или староста, сборщик податей, смотритель хлебозапасного магазина, представители сельской полиции: сотский, десятский. Все они составляли сельское правление. Кроме того, в сельских согласиях принимали участие главы всех крестьянских хозяйств, ведущих самостоятельное хозяйство.
Большинство должностных лиц крестьянского самоуправления выполняли свои обязанности безвозмездно.
Сходки состоялись примерно 11-16 раз в год, чаще зимой, чем летом. Согласно документов Ачинского отделения Красноярского государственного архива в 1911 году в селе Едет старшиной был Иван Яковлевич Артелов, а в 1901 году – Михаил Шеин, писарем – Василий Покровкин.

Учитель: У каждого члена правления были свои обязанности.

Задание: Прослушайте воспоминания Игнатия Гавриловича Ростовского, который, будучи 11-летним подростком, работал писарем в Комском волостном правлении Минусинского уезда Енисейской губернии, и определите функции должностных лиц мирского правления.

Звучит запись:

Староста – руководитель сельского правления. «Старостами выбирают у нас обыкновенно мужиков справных или богатых, которые держат у себя работников. У такого мужика и домашность от общественной службы не пошатнется, и в случае пропажи казенных денег с него будет что востребовать. Ну и вес такой староста в деревне имеет, и начальство относится к нем, понятно, лучше. Староста вершит в деревне все дела: созывает сход, отвечает перед начальством за подати, за гоньбу (перевозку по тракту), за весь деревенский распорядок».

Сельская полиция. «Сотский у нас получается самой настоящей полицейской властью и прямым помощником урядника по разным дракам, кража, убийствам. Поэтому в сотские выбирают мужиков здоровых и самостоятельных. А в десятские суют самых бедных, самых безответных. Десятский считается в деревне тоже полицейской властью. Но только самой маленькой. Надо старосте созвать сход, и вот десятский ходит, стучит в каждый дом и гонит хозяина на сходку. Надо сопровождать арестованных на отсидку в волостную тюрьму, опять же для этого снаряжают десятского».

Сельский сход собирает по оброчной подати и налогам. «На сборне (дом, в котором собирается сход) писарь вызывает по списку недоимщиков. И волостной старшина требует от них немедленно погасить казне свою задолженность. А те в один голос заявляют, что денег у них пока нет, платить нечем, и они готовы садиться в каталажку. Тогда староста велит сотскому и десятскому пойти к этим хозяевам, взять у них самовары и немедля принести их на сборню. Потом велит навесить на эти самовары бирки, чтобы всем было видно, чьи они. Что после того в доме у людей получается? Баба ругается, дочеря плачут, суседи смеются. Стыд и срам на всю деревню. Хочешь не хочешь, а надо что-то продавать, залезать в долг, чтобы из этого как-то выпутаться».

Волостной суд. «Трое бородатых судей важно восседают на диване перед большим крашеным столом. Волостным судьям совсем не нужно много лет учиться, так как они судят не по писанным законам, а по совести на основании имеющихся доказательств. Волостной суд имеет право разбирать гражданские дела до 30 рублей. А по уголовным делам – мелкие кражи, драки, буянство – можно засудить виновных до семи суток тюремного заключения».

Учитель: Есть еще одна грань народной жизни, в которой концентрировалась мудрость, наблюдательность, опыт народа. Это устное народное творчество. Сибирский поэт И.Ф. Федоров-Омулевский, живший в первой половине XIX века, отмечал:

Смелость, сметливость, повадка
Рыскать по стране,
Чистоплотность, ум, приглядка
К новой стороне;
Горделивость мысли, здравость,
Юмор, жажда прав,
Добродушная лукавость,
Развеселый нрав;
Политичность дипломата
В речи при чужом.
Откровенность, вольность брата
С истым земляком;

Страсть отпетая к природе –
От степей и гор,
Дух, стремящийся к свободе,
Любящий простор;
Поиск дела, жажда света,
Юной жизни кровь,
Без предела и завета
К родине любовь;
Страсть отстаивать родное,
Знать, за что? Да как?
Стойкость, сердце золотое –
Вот наш сибиряк!

Учитель: Языкотворчество – одно из свойств сибиряков. До сих пор в сибирских селениях живут диалектные слова. Ребята – краеведы нашей школы занимались изучением этого вопроса и составили картотеку говоров местного населения.

Задание: на ваших партах находятся карточки текстами фраз. Сказанных по тому или иному поводу сибиряками – старожилами, а также карточки с пояснением значений используемых в тестах слов. Переведите с языка говоров старожилов на современный русский язык эти фразы.

Ребятам предложены тексты:

  • Ну, чаво, робяты, шлындаете? Баушка никак не одыбается. Все нутро у ей горит! (Ну, чего, ребята ходите туда-сюда? Бабушка никак не выздоровеет. Живот у нее сильно болит!)
  • Ты, паря, чую, тутомный (тутошный)! (Ты, парень, знаю, местный!)
  • Айда, покалякать (побаять) надо! (Пойдем, поговорить нужно!)
  • В проулке хиус-то какой! А я галицы забыла! (В переулке ветер-то какой холодный! А я рукавицы забыла!)
  • Опять обутков нету-ка. Цыркать таперича итить не в чем. Мороковать надо. (Опять обуви нет. Корову доить идти не в чем. Думать надо)

Учитель: И последнее. Отгадайте загадки, настоящие сибирские:

  • Мокрый теленок в подполье живет. (Теленок)
  • Не жива, а сдышит. (Квашня)
  • По сеням ходит, а в избу не является. (Дверь)

Задание: А теперь попробуйте по отгадке загадать загадку. Учитель демонстрирует редьку, рисунок или макет телеги.

Предполагаемые загадки: Кину с блошку – выну с кошку. Два убегают, два догоняют, а отдыхают вместе.

Учитель: Итак, пора подводить итоги. Что вы можете сказать о развитии традиционной русской культуры в Сибири?

Предполагаемый вывод: Жизнь и труд сибирских старожилов имели ряд существенных особенностей, которые определили складывание местных традиций. Многие традиции здесь возродились и углубились, получили изменения. Они держались на заветах предков, на постоянном обращении к правилам. Все правила и ценности оформились в народной культуре в форме сибирских пословиц, поговорок, загадок, песен и др.

Учитель: А сейчас я бы хотела попрощаться с вами по-сибирски и сказать (к мальчику): «Часом, братан!», (к девочке): «Часом, систреница!», что по-старожильчески означает «Здравствуйте! Будьте здоровы!»

Список использованной литературы:

1. Александров В.А., Н.Н. Покровский. Власть и общество. Сибирь в XVII веке, с. 28.
2. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX – начала XX вв.: Учебное пособие для учащихся и студентов. Изд. 2-е и дополн. – Красноярск: РИО КГПУ, 2003.
3. Васильченко Л.П. Словарь. Быт крестьян.
4. Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть II. Сибирь в составе Российской империи: Учебное пособие для 7-9 классов общеобразоват. учреждений. – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2001. – с. 180-219.
5. Миненко Н.А. Живая старина: будни и праздники сибирской деревни в XVIII – первой половине XIX века. Новосибирск. 1989 г.
6. Никитин Н.И. Сибирская эпопея XVII века (начало освоения Сибири русскими людьми). М., 1987.
7. Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
8. Старинные русские пословицы и поговорки. / Сот., предисл. и примеч. В.П. Аникина, – М.: Дет. лит, 1983.
9. Материалы поисковых экспедиций школьного краеведческого музея.

Приложение 1

Приложение 2