Тип урока: изучение нового материала
Форма: урок-исследование.
Цель: познакомиться с характерными чертами некоторых граней материальной и нематериальной жизни сибирских крестьян для выявления традиционных и региональных особенностей их на примере д. Едет.
Задачи:
- Познакомить учащихся с двумя гранями жизни сибирского крестьянства XVIII-XIX вв: мирской и хозяйственной.
- Выявить особенности и значение для сельчан каждой из них.
- Подчеркнуть свободолюбие, независимость, житейскую мудрость, высокие нравственные устои, присущие сибирскому крестьянству как основы его менталитета.
- Вызвать чувство уважения к трудолюбию, смекалке, наблюдательности русских людей в Сибири.
Методические приемы: беседа, групповая и парная работа, сообщения учащихся, художественное слово, работа с дополнительной литературой, использование и анализ информации на аудионосителе.
Межпредметные связи: литература, музыка.
Оборудование:
- карточки с диалектными словами;
- стенды с фотографиями, схемами, планами, рисунками, архивными документами;
- цветная схема «Материальная и нематериальная жизнь крестьянства»;
- аудиозапись воспоминаний старожилов;
- макет сибирского двора, самовар и чайные пары, домотканый половик, рамы со старинными фотографиями – экспонаты школьного музея;
- фонограмма песни «Полюшко-поле…»;
- высказывания краеведов А.П. Щапова, Н.М. Ядринцева, слова современников;
- листы бумаги, ручки на каждой парте;
ХОД УРОКА
Звучит фонограмма музыки «Полюшко-поле…», на фоне которой ученик читает отрывок из поэмы Дм. Кедрина «Ермак»:
Не мерена вдоль и непройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой разостлалась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей,Пушнина в сибирских лесах хороша
И красная рыба в струях Иртыша!
Мы можем землей этой тучной владеть,
Ее, разделивши по-братски…
Учитель: Именно такой увидели
Сибирь первые землепроходцы, шедшие вместе или
вслед Ермаку Тимофеевичу в конце 16 века. А
затем потянулись русские люди в этот
богатый, но суровый край, чтобы
начать жить заново, обустроить и наладить свой
быт.
В наши края пришли-приехали целые крестьянские
семьи из Мордовии и пензенской губернии, что на
юго-востоке России конца XVIII-начала XIX вв.
На фоне музыки ученица читает отрывок из стихотворения местной поэтессы Вагаль Т.Г.:
Как-будто не было на свете
Давно забытых тех времен,
Под пылью прошлого столетья
Следов кочующих племен,
Когда мордовские посланцы
С благословления царя
Искали после долгих странствий
Земли, пригодной для жилья.
В низовье бурной горной речки
Расположились на ночлег.Костров мерцающие свечки,
Умолк постылыйскрип телег.
Диск солнца, медленно всходящий,
Согрел лучами ходоков.
Туман осел росой блестящей.
Ковры разбросаны цветов.
Завороженные застыли
В немом восторге мужики…
Сибирь с необозримой ширью
Ждала хозяйственной руки.
Учитель: Все они везли с собой в Сибирь не только мечту о новой, лучшей жизни. Как сказано в стихотворении «Рождение села» нашей поэтессы Татьяны Грациановны Вагаль, но традиции и обычаи своего народа. Рассмотрим их.
Цель нашего урока: познакомиться с характерными чертами некоторых граней материальной и нематериальной жизни сибирских крестьян для выявления традиционных и региональных особенностей их на примере д. Едет.
Учитель: Жизнь сибирского крестьянства, впрочем, как и российского, состояла из нескольких пластов и граней. (Работа со схемой на доске). Сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Учитель: О чем должен позаботиться
в первую очередь человек, придя на новое место? (О
жилье и средствах к существованию)
– Каким образом крестьяне получали средства к
существованию? Что требовалось крестьянам
для занятия сельскохозяйственным трудом? (Так
как речь идет о крестьянстве, уточним, что
средства к существованию оно получало в
результате занятия сельским хозяйством. А это
значит, что кроме жилого дома нужен
хозяйственный двор с постройками.)
Задание: вы получили задание, поработать в группах и, используя знания краеведческого материала и поисковых экспедиций, рассказать о 1 группа – традициях застройки и планирования селений, дворов, домов; 2 группа – об интерьере сибирских домов.
(Группы готовятся и рассказывают)
Учитель: Итак, сделаем вывод. Какие традиционные и региональные черты вы выделите в хозяйственной деятельности сибирских крестьян?
Предполагаемый ответ: Мы увидели, что каждое дело в хозяйственной жизни сибирских крестьян, связано с традициями, жившими в народе многие поколения, но имело свои особенные черты в типе подворья, застройке селения, богатстве и чистоте домов.
Учитель: Как называлась община крестьян в Древней Руси? (Вервь) С каким словом в современном русском языке оно имеет общий корень? (Веревка)
На доске по мере рассуждений учитель выстраивает логическую цепочку:
ВЕРЕВКА – ВЕРВЬ – ВЕРВИТЬ
Ученик: А в словаре В.И. Даля я нашел глагол «вервить» со значением «измерять веревкой землю и наделять ею кого-либо». И решение это принималось всей общиной. Глагол «вервить» – сибирский архаизм и сейчас в речи не используется.
Учитель: Что можно сделать с помощью веревки? (Связать, соединить, измерить) Так и люди в общине были связаны между собой разными отношениями: семейными, родственными, национальными, религиозными, экономическими и др. С течением времени древнерусское название «вервь» вытиснилось словом «мир» в том же значении. Жизнь людей изменяется, и эти изменения часто находят свое отображение в УНТ. Сейчас мы это увидим.
Задание: Назовите русские народные пословицы о мире как о сельском обществе.
Учащиеся называют пословицы и поговорки.
Примерные пословицы:
- К миру приставай, а от мира не отставай.
- Мир за себя постоит.
- Мир охнет, так и лес засохнет.
- На мир и суда нет.
- В мире жить – мирское творить и т. д.
Учитель: Как вы думаете, почему так много пословиц о мире?
Предполагаемый ответ: Это говорит о том, что мир играл большую роль в жизни конкретного человека, крестьяне уделяли большое внимание самоуправлению, заботились о собственном положении в общине. Отсюда и поговорка: «Хоть ложки мыть, да в миру жить».
Учитель:Верно. А в Сибири говаривали: «Общество не осиновый кол, его скоро не сломишь». Обществу в Сибири придавали еще более важное значение, ведь в условиях сурового сибирского климата одному человеку не выжить. Ему нужна помощь деревни, села, в общем, мира. Поэтому здесь складывается особая система взаимоотношений, когда весь мир принимает участие в судьбе каждого человека. Взаимопомощь, взаимовыручка – одна из важнейших сторон сибирского характера. Людей, помогающих при строительстве дома в Едете, называли помочаны. А как управлялся мир?
Выступление ученицы:
Главным руководящим органом крестьянской
сибирской общины был мирской сход, или его еще
называли: «сходка», «совет», «согласие», «общее
собрание».
В сельском сходе должны были участвовать
сельский старшина или староста, сборщик податей,
смотритель хлебозапасного магазина,
представители сельской полиции: сотский,
десятский. Все они составляли сельское
правление. Кроме того, в сельских согласиях
принимали участие главы всех крестьянских
хозяйств, ведущих самостоятельное хозяйство.
Большинство должностных лиц крестьянского
самоуправления выполняли свои обязанности
безвозмездно.
Сходки состоялись примерно 11-16 раз в год, чаще
зимой, чем летом. Согласно документов Ачинского
отделения Красноярского государственного
архива в 1911 году в селе Едет старшиной был Иван
Яковлевич Артелов, а в 1901 году – Михаил Шеин,
писарем – Василий Покровкин.
Учитель: У каждого члена правления были свои обязанности.
Задание: Прослушайте воспоминания Игнатия Гавриловича Ростовского, который, будучи 11-летним подростком, работал писарем в Комском волостном правлении Минусинского уезда Енисейской губернии, и определите функции должностных лиц мирского правления.
Звучит запись:
Староста – руководитель сельского правления. «Старостами выбирают у нас обыкновенно мужиков справных или богатых, которые держат у себя работников. У такого мужика и домашность от общественной службы не пошатнется, и в случае пропажи казенных денег с него будет что востребовать. Ну и вес такой староста в деревне имеет, и начальство относится к нем, понятно, лучше. Староста вершит в деревне все дела: созывает сход, отвечает перед начальством за подати, за гоньбу (перевозку по тракту), за весь деревенский распорядок».
Сельская полиция. «Сотский у нас получается самой настоящей полицейской властью и прямым помощником урядника по разным дракам, кража, убийствам. Поэтому в сотские выбирают мужиков здоровых и самостоятельных. А в десятские суют самых бедных, самых безответных. Десятский считается в деревне тоже полицейской властью. Но только самой маленькой. Надо старосте созвать сход, и вот десятский ходит, стучит в каждый дом и гонит хозяина на сходку. Надо сопровождать арестованных на отсидку в волостную тюрьму, опять же для этого снаряжают десятского».
Сельский сход собирает по оброчной подати и налогам. «На сборне (дом, в котором собирается сход) писарь вызывает по списку недоимщиков. И волостной старшина требует от них немедленно погасить казне свою задолженность. А те в один голос заявляют, что денег у них пока нет, платить нечем, и они готовы садиться в каталажку. Тогда староста велит сотскому и десятскому пойти к этим хозяевам, взять у них самовары и немедля принести их на сборню. Потом велит навесить на эти самовары бирки, чтобы всем было видно, чьи они. Что после того в доме у людей получается? Баба ругается, дочеря плачут, суседи смеются. Стыд и срам на всю деревню. Хочешь не хочешь, а надо что-то продавать, залезать в долг, чтобы из этого как-то выпутаться».
Волостной суд. «Трое бородатых судей важно восседают на диване перед большим крашеным столом. Волостным судьям совсем не нужно много лет учиться, так как они судят не по писанным законам, а по совести на основании имеющихся доказательств. Волостной суд имеет право разбирать гражданские дела до 30 рублей. А по уголовным делам – мелкие кражи, драки, буянство – можно засудить виновных до семи суток тюремного заключения».
Учитель: Есть еще одна грань народной жизни, в которой концентрировалась мудрость, наблюдательность, опыт народа. Это устное народное творчество. Сибирский поэт И.Ф. Федоров-Омулевский, живший в первой половине XIX века, отмечал:
Смелость, сметливость, повадка
Рыскать по стране,
Чистоплотность, ум, приглядка
К новой стороне;
Горделивость мысли, здравость,
Юмор, жажда прав,
Добродушная лукавость,
Развеселый нрав;
Политичность дипломата
В речи при чужом.
Откровенность, вольность брата
С истым земляком;Страсть отпетая к природе –
От степей и гор,
Дух, стремящийся к свободе,
Любящий простор;
Поиск дела, жажда света,
Юной жизни кровь,
Без предела и завета
К родине любовь;
Страсть отстаивать родное,
Знать, за что? Да как?
Стойкость, сердце золотое –
Вот наш сибиряк!
Учитель: Языкотворчество – одно из свойств сибиряков. До сих пор в сибирских селениях живут диалектные слова. Ребята – краеведы нашей школы занимались изучением этого вопроса и составили картотеку говоров местного населения.
Задание: на ваших партах находятся карточки текстами фраз. Сказанных по тому или иному поводу сибиряками – старожилами, а также карточки с пояснением значений используемых в тестах слов. Переведите с языка говоров старожилов на современный русский язык эти фразы.
Ребятам предложены тексты:
- Ну, чаво, робяты, шлындаете? Баушка никак не одыбается. Все нутро у ей горит! (Ну, чего, ребята ходите туда-сюда? Бабушка никак не выздоровеет. Живот у нее сильно болит!)
- Ты, паря, чую, тутомный (тутошный)! (Ты, парень, знаю, местный!)
- Айда, покалякать (побаять) надо! (Пойдем, поговорить нужно!)
- В проулке хиус-то какой! А я галицы забыла! (В переулке ветер-то какой холодный! А я рукавицы забыла!)
- Опять обутков нету-ка. Цыркать таперича итить не в чем. Мороковать надо. (Опять обуви нет. Корову доить идти не в чем. Думать надо)
Учитель: И последнее. Отгадайте загадки, настоящие сибирские:
- Мокрый теленок в подполье живет. (Теленок)
- Не жива, а сдышит. (Квашня)
- По сеням ходит, а в избу не является. (Дверь)
Задание: А теперь попробуйте по отгадке загадать загадку. Учитель демонстрирует редьку, рисунок или макет телеги.
Предполагаемые загадки: Кину с блошку – выну с кошку. Два убегают, два догоняют, а отдыхают вместе.
Учитель: Итак, пора подводить итоги. Что вы можете сказать о развитии традиционной русской культуры в Сибири?
Предполагаемый вывод: Жизнь и труд сибирских старожилов имели ряд существенных особенностей, которые определили складывание местных традиций. Многие традиции здесь возродились и углубились, получили изменения. Они держались на заветах предков, на постоянном обращении к правилам. Все правила и ценности оформились в народной культуре в форме сибирских пословиц, поговорок, загадок, песен и др.
Учитель: А сейчас я бы хотела попрощаться с вами по-сибирски и сказать (к мальчику): «Часом, братан!», (к девочке): «Часом, систреница!», что по-старожильчески означает «Здравствуйте! Будьте здоровы!»
Список использованной литературы:
1. Александров В.А., Н.Н. Покровский. Власть и
общество. Сибирь в XVII веке, с. 28.
2. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение.
Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов
Енисейской губернии XIX – начала XX вв.: Учебное
пособие для учащихся и студентов. Изд. 2-е и
дополн. – Красноярск: РИО КГПУ, 2003.
3. Васильченко Л.П. Словарь. Быт крестьян.
4. Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С. История
Сибири. Часть II. Сибирь в составе Российской
империи: Учебное пособие для 7-9 классов
общеобразоват. учреждений. – Новосибирск:
ИНФОЛИО-пресс, 2001. – с. 180-219.
5. Миненко Н.А. Живая старина: будни и
праздники сибирской деревни в XVIII – первой
половине XIX века. Новосибирск. 1989 г.
6. Никитин Н.И. Сибирская эпопея XVII века
(начало освоения Сибири русскими людьми). М., 1987.
7. Русские народные загадки, пословицы,
поговорки./ Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов
Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
8. Старинные русские пословицы и поговорки. / Сот.,
предисл. и примеч. В.П. Аникина, – М.: Дет. лит, 1983.
9. Материалы поисковых экспедиций школьного
краеведческого музея.