Цели урока:
- Охраносберегающая: регулярные физминутки, эмоционально-охранные, направленные на поддержание жизнедеятельности организма.
- Развивающие: развитие самостоятельности и гибкости мышления, формирование абстрактно-логического мышления через такие мыслительные операции. Как обобщение, классификация, выделение лишнего слова. Развитие различных форм речи: монолога, диалога. Развитие творческого воображения.
- Обучающие: грамотно писать словарные слова. Грамотно писать имена собственные, подбирать их в соответствии со смыслом нарицательных имён существительных.
- Воспитывающие: воспитание уважения к родному слову, любви к Родине, к своему посёлку.
ХОД УРОКА
1. Тренинг-настрой
– Прочитайте тему урока про себя,
приготовьтесь прочитать вслух.
– Какие слова в названии темы вам понятны?
– Подберите синонимы к слову «заглавная».
– Что вы уже знаете об именах собственных?
– С какими группами имён собственных уже
познакомились? (Имена, отчества, фамилии,
клички животных, названия художественных
произведений).
– Есть ли незнакомые слова в названии темы?
– Начнём урок с минутки чистописания. Напишите
росчерк четыре раза. (На доске).
– Дорисуйте один росчерк, до какого-либо
предмета: живого или неживого.
– А вот кто получился у меня. (Рисунок льва).
– Почему я выбрала льва? (герб города Владимира,
наши предки вырезали изображение льва, чтобы он
охранял их жилища).
– Лев получился добрый и улыбающийся.
2. Сейчас потренируем свою слуховую память и запишем в столбик слова, в любой последовательности: воробей, корова, фамилия, учитель, дежурный, девочка.
Самоконтроль: слова предоставляются на доске. Поднимите руку кто записал по памяти 3 слова – хорошо, 4 – молодцы, 5 – замечательно, 6 – превосходно.
– Кто все эти слова написал грамотно,
правильно: поставьте на полях «+».
– Хором вполголоса прочитайте слова с доски. Что
можно сказать про все эти слова? Какое слово
лишнее? Почему?
– К любым 3 именам нарицательным подберите
подходящее имя собственное и запишите.
– Кому трудно на доске сеть слова-помощники:
(Зз)орька, (Дд)анилова, (Чч)ик, (Ии)лья, (Ии)нна,
(Ии)горь, (Пп)етрович.
– Кто подобрал имена собственные ,составьте одно
предложение со словами «воробей», «чик».
Проверка работ.
– Какие собственные имена вы подобрали к
каждому существительному нарицательному?
– Какие предложения вы составили? Вы хорошо
потрудились, молодцы!
– Проверим работу учеников у доски. (Карточки
№1, №2).
– Почему получились такие группы?
– Из какого произведения эти строки? (С.
Голицын. Про бел-горюч камень)
– Какую роль сыграл Андрей Юрьевич Боголюбский в
истории главного города нашей области Владимира?
– Огромную роль он перенёс столицу Руси из Киева
во Владимир, построил великолепные храмы, соборы,
церкви.
3. Физминутка
4. Давайте вернёмся в древнюю Владимирскую Русь и послушаем какое стихотворение посвятил Владимирской Руси наш земляк, поэт Н.И. Ковалевский.
Владимирская Русь
Где в ясных именах два собора, стоят как два богатыря,
Там расцветает древний город, Владимир город – Русь моя.
Она не раз на бой вставала, её победами горжусь
От Золотых ворот начало берёт Владимирская Русь.
Пусть белоснежным цветом дивным вишнёвый край её цветёт,
И в нём счастливом и былинном живёт красиво наш народ.
– Какое чувство у вас возникло, когда слушали
это стихотворение?
– Почему наш край былинный?
– Что значит «жить красиво»?
– Человек сможет жить красиво, только тогда,
когда знает историю своего народа, уважает
историю и народ.
– А знаете ли вы, как называется страна, в которой
мы живём? (Россия)
Страна
– Россия. С какой буквы вы бы написали это
слово? Почему?
– Ваши знания помогли нам разгадать первый
секрет этого слова.
– Произнесём это слово хором. Что вы заметили? (Долгий
звук с)
– Ваша наблюдательность помогла вам открыть
второй секрет этого слова.
– Как этот звук следует обозначить на письме? (Двумя
буквами с)
– Я открою вам ещё один секрет этого слова,
про безударную букву «о». Знаете ли вы, что в
нашем языке существовало слово «Росс», которое
употреблялось в значении «русский», «россиянин».
Если вы это запомните, то всегда сможете
проверить безударную гласную «о» в корне слова
«Россия».
– Произнесём слово по слогам. Запишите.
Обозначьте орфограммы.
– Россия наша общая родина. Но у каждого из нас
есть своя малая родина, то место где родились ,
где прошло детство. Для большинства из нас это
посёлок Красный Куст. Но важно знать название
главного города Владимирской области, в которой
мы живём. (Владимир).
Город
– Историки связывают название нашего города с
именами таких людей, как Владимир Красное
Солнышко, Владимир Мономах.
– Запишите название города в тетрадь. С какой
буквы вы напишите?
– Какие ещё города есть во Владимирской области? (Судогда,
Муром, Гороховец и т.д.)
– Запишите названия в тетрадь. С какой буквы вы
написали? Почему?
– Какой главный город мы должны с вами знать? (Судогда).
Почему? (Судогодский район), (герб города
Судогды).
Посёлок
– Как называется наш посёлок? (Рассказать
историю кратко)
– Запишите название в тетрадь.
– Какие ещё есть населённые пункты в нашем
Судогодском районе? Вспомните и запишите в
тетрадь.
– С какой буквы вы написали ? Почему?
Улица
– На каких улицах вы живёте?
– На какую улицу вы приходите каждый день кроме
выходных, чтобы встретится со своими
друзьями, одноклассниками, с учителями и
получить новые знания?
– Произнесите хором слово «Школьная».
– Почему улица получила такое название?
– Надо научится грамотно писать название улицы,
на которой стоит родная школа.
– Итак ребята, давайте подведём небольшой итог.
Названия чего учились писать? (Страны, города,
посёлка, улицы)
– Как написали? Почему?
5. Физминутка
– Я хочу добавить к словам: страна, город,
посёлок, улица, такие как озеро Байкал, река
Лена, море Чёрное.
– Подумайте, как можно назвать эту группу слов и
где их можно найти? (Географические названия,
на карте).
– Какими именами существительными будут
называться географические названия?
– Как их следует писать?
– Что относится к географическим названиям?
Проверим , верно ли мы сделали вывод. (Работа с
учебником)
– Для закрепления навыка написания собственных
имён существительных я предлагаю вам поработать
самостоятельно на карточках №3,№4.
– Проверка самостоятельной работы по карточкам.
6. Итог урока
– Сегодня на уроке мы узнали много названий имён собственных, связанных с нашим краем.
(Стук в дверь).
– Грустный лев. Он пропустил наш урок и не узнал много нового. Расскажите ему, ребята, что нового вы узнали на уроке.
Домашнее задание будет творческое. Каждый из вас напишет небольшое сочинение на тему «За что я люблю свой посёлок».