Интегрированный урок во 2-м классе (русский язык + окружающий мир) "Заглавная буква в именах собственных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Охраносберегающая: регулярные физминутки, эмоционально-охранные, направленные на поддержание жизнедеятельности организма.
  • Развивающие: развитие самостоятельности и гибкости мышления, формирование абстрактно-логического мышления через такие мыслительные операции. Как обобщение, классификация, выделение лишнего слова. Развитие различных форм речи: монолога, диалога. Развитие творческого воображения.
  • Обучающие: грамотно писать словарные слова. Грамотно писать имена собственные, подбирать их в соответствии со смыслом нарицательных имён существительных.
  • Воспитывающие: воспитание уважения к родному слову, любви к Родине, к своему посёлку.

ХОД УРОКА

1. Тренинг-настрой

– Прочитайте тему урока про себя, приготовьтесь прочитать вслух.
– Какие слова в названии темы вам  понятны?
– Подберите синонимы к слову «заглавная».
– Что вы уже знаете об именах собственных?
– С какими группами имён собственных уже познакомились? (Имена, отчества, фамилии, клички животных, названия художественных произведений).
– Есть ли незнакомые слова в названии темы?
– Начнём урок с минутки чистописания. Напишите росчерк четыре раза. (На доске).
– Дорисуйте один росчерк, до какого-либо предмета: живого или неживого.
– А вот кто получился у меня. (Рисунок льва).
– Почему я выбрала льва? (герб города Владимира, наши предки вырезали изображение льва, чтобы он охранял их жилища).
– Лев получился добрый и улыбающийся.  

2. Сейчас потренируем свою слуховую память и запишем в столбик слова, в любой    последовательности: воробей, корова, фамилия, учитель, дежурный, девочка.

Самоконтроль: слова предоставляются на доске. Поднимите руку кто записал по памяти 3 слова – хорошо, 4 – молодцы, 5 – замечательно, 6 – превосходно.

– Кто все эти слова написал грамотно, правильно: поставьте на полях «+».
– Хором вполголоса прочитайте слова с доски. Что можно сказать про все эти слова? Какое слово лишнее? Почему?
– К любым 3 именам нарицательным подберите подходящее имя собственное и запишите.
– Кому трудно на доске сеть слова-помощники: (Зз)орька, (Дд)анилова, (Чч)ик, (Ии)лья, (Ии)нна, (Ии)горь, (Пп)етрович.
– Кто подобрал имена собственные ,составьте одно предложение со словами «воробей», «чик».

Проверка работ.

– Какие собственные имена вы подобрали к каждому существительному нарицательному?
– Какие предложения вы составили? Вы хорошо потрудились, молодцы!
– Проверим работу учеников у доски. (Карточки №1, №2).
– Почему получились такие группы?
– Из какого произведения эти строки? (С. Голицын. Про бел-горюч  камень)
– Какую роль сыграл Андрей Юрьевич Боголюбский в истории главного города нашей области Владимира?
– Огромную роль он перенёс столицу Руси из Киева во Владимир, построил великолепные храмы, соборы, церкви.

3. Физминутка

4. Давайте вернёмся в древнюю Владимирскую Русь и послушаем какое стихотворение   посвятил Владимирской Руси наш земляк, поэт Н.И. Ковалевский.

Владимирская Русь

Где в ясных именах два собора, стоят как два богатыря,
Там расцветает древний город, Владимир город – Русь моя.
Она не раз на бой вставала, её победами горжусь
От Золотых ворот начало берёт Владимирская Русь.
Пусть белоснежным цветом дивным вишнёвый край её цветёт,
И в нём счастливом и былинном живёт красиво наш народ.

– Какое чувство у вас возникло, когда слушали это стихотворение?
– Почему наш край былинный?
– Что значит «жить красиво»?
– Человек сможет жить красиво, только тогда, когда знает историю своего народа, уважает историю и народ.
– А знаете ли вы, как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Страна

– Россия. С какой буквы вы бы написали это слово? Почему?
– Ваши знания помогли нам разгадать первый секрет этого слова.
– Произнесём это слово хором. Что вы заметили? (Долгий звук с)
– Ваша наблюдательность помогла вам открыть второй секрет этого слова.
– Как этот звук следует обозначить на письме? (Двумя буквами с)
– Я открою вам ещё один секрет этого слова, про  безударную букву «о». Знаете ли вы, что в нашем языке существовало слово «Росс», которое употреблялось в значении «русский», «россиянин». Если вы это запомните, то всегда сможете проверить безударную гласную «о» в корне слова «Россия».
– Произнесём слово по слогам. Запишите. Обозначьте орфограммы.
– Россия наша общая родина. Но у каждого из нас есть своя малая родина, то место где родились , где прошло детство. Для большинства из нас это посёлок Красный Куст. Но важно знать название главного города Владимирской области, в которой мы живём. (Владимир).

Город

– Историки связывают название нашего города с именами таких людей, как Владимир Красное Солнышко, Владимир Мономах.
– Запишите название города в тетрадь. С какой буквы вы напишите?
– Какие ещё города есть во Владимирской области? (Судогда, Муром, Гороховец и т.д.)
– Запишите названия в тетрадь. С какой буквы вы написали? Почему?
– Какой главный город мы должны с вами знать? (Судогда). Почему? (Судогодский район), (герб города Судогды).

Посёлок

– Как называется наш посёлок? (Рассказать историю кратко)
– Запишите название в тетрадь.
– Какие ещё есть населённые пункты в нашем Судогодском районе? Вспомните и запишите в тетрадь.
– С какой буквы вы написали ? Почему?

Улица

– На каких улицах вы живёте?
– На какую улицу вы приходите каждый день кроме выходных, чтобы встретится со своими друзьями,  одноклассниками, с учителями и получить новые знания?
– Произнесите хором слово «Школьная».
– Почему улица получила такое название?
– Надо научится грамотно писать название улицы, на которой стоит родная школа.
– Итак ребята, давайте подведём небольшой итог. Названия чего учились писать? (Страны, города, посёлка, улицы)
– Как написали? Почему?

5. Физминутка

– Я хочу добавить к словам: страна, город, посёлок, улица, такие как озеро Байкал,  река Лена, море Чёрное.
– Подумайте, как можно назвать эту группу слов и где их можно найти? (Географические названия, на карте).
– Какими именами существительными будут  называться географические названия?
– Как их следует писать?
– Что относится к географическим названиям? Проверим , верно ли мы сделали вывод. (Работа с учебником)
– Для закрепления навыка написания собственных имён существительных я предлагаю вам поработать самостоятельно на карточках №3,№4.
– Проверка самостоятельной работы по карточкам.

6. Итог  урока

– Сегодня на уроке мы узнали много названий имён собственных, связанных с нашим краем.

(Стук в дверь).

– Грустный лев. Он пропустил наш урок и  не узнал много нового. Расскажите ему, ребята, что нового вы узнали на уроке.

Домашнее задание будет творческое. Каждый из вас напишет небольшое сочинение на тему «За что я люблю свой посёлок».

Приложение