Урок-путешествие по математике в 4-м классе "Повторение и закрепление изученного материала"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок-путешествие.

Цели и задачи:

  • Обучающие:
    • закрепить нумерацию многозначных чисел;
    • совершенствовать вычислительные навыки;
    • закрепить умение решать задачи;
    • повторить знания, полученные на предыдущих уроках.
  • Развивающие:
    • развивать речь учащихся, их умение пользоваться математическими терминами;
    • обогащать словарный запас;
    • расширять кругозор учащихся знаниями о космосе, планетах;
    • развивать память, внимание, уверенность в себе, в своих знаниях;
    • развивать умение работать в группах;
    • развивать умение контролировать свою деятельность, оценивать её.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать доброту, чуткость, уважение к товарищам;
    • воспитывать любовь к предмету.

Оборудование:  карта игры путешествия; карточки с заданиями;  карточки инструкции для решения задачи; таблицы с примерами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в космос, и, перелетая от одной планеты к другой,   повторим  материал предыдущих тем, чтобы на следующем уроке выполнить проверочную работу.

III. Актуализация знаний. Арифметический диктант

– Наш отряд юных космонавтов отправляется в путешествие. Мы совершим полёт к марсу, а затем вернёмся на землю (карта). Но пока нам не на чем отправиться в путешествие! Для того, чтобы узнать на чём мы полетим, необходимо правильно решить примеры, которые я вам буду называть. А ответы  находите на карточке и обозначайте точками.
Математический диктант «Ракета».

Задание: соединить числа линиями, первая команда в порядке убывания, вторая – возрастания.

– Что получилось? (Ракета)
– Молодцы! Мы отправляемся в путь на ракете. А как называется место, где стартуют ракеты? (Космодром)

IV. Повторение пройденного материала

1. Повторение сложения и вычитания многозначных чисел. «Цепочка примеров»

– Мы отправляемся в полёт. Но чтобы нам узнать, где мы совершим первую посадку, необходимо знать расстояние до неё от Земли. Для этого вы должны правильно решить цепочку примеров (на доске 3 карточки: 4000000 км, 400000 км, 600000 км):

+ 800000                      – 500000                         – 100000
200000 -------------        ?          --------------            ?      --------------         ?   (400000)

(Ответ каждый записывает на листе бумаги, показывают учителю, а затем друг другу)

– Молодцы! Первая посадку мы совершим на Луне (открывается  на карте).
Луна? – единственный естественный спутник Земли. Это второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планет Солнечной системы. Также является первым (и на 2010 год единственным) внеземным объектом естественного происхождения, на котором побывал человек.

2. Закрепление умения решать составную задачу.

– Продолжаем путешествие и отправляемся на Марс (открывается  на карте).. Чтобы благополучно долететь, мы должны заправить ракету, а для этого нам необходимо правильно решить задачу.
За 2 ч ракета расходует 1800л топлива. На сколько часов полёта хватит 4500 л топлива, если расход топлива каждый час одинаковый?
– Решите  задачу самостоятельно. Первый экипаж по действиям с пояснениями, второй – по действиям с вопросами. Кто затрудняется, может взять карточки-инструкции.
– На сколько часов полёта хватит топлива?  У всех такой ответ?
– Мы заправили ракету и прилетели на Марс.
Марс легко отличить от других звёзд по цвету. Он похож на огонь, на пламя костра. В древние времена люди боялись Марса. Они думали, что появляясь на небе, он навлекает на них войны.

V. Физкультминутка.

VI. Повторение пройденного материала (продолжение)

3. Повторение письменных приёмов умножения  и деления

– Отправляемся дальше. Посмотрите сколько звёзд (карта). Такое скопление звёзд называется Млечный путь. На небе он виден как неярко светящаяся белесая полоса. В крупных городах яркость ночного неба настолько велика, что Млечный путь вообще не виден.
– Чтобы пройти это скопление звёзд, каждый возьмёт по звёздочке (на доске) и решит примеры, записанные на другой стороне (4 варианта).

Желтые                   3748 х 5;                     546 : 3.
Красные                 4476 х 7;                     865 : 5
Зелёные                  3274 х 6;                     834 : 2
Синие                     2543 х 9;                     861 : 7

Проверка (ответы на доске)

18740             31332                19644                 22887
182                 173                    417                     123

– Поднимите звёздочки у кого первые ответы, вторые…

4. Геометрический материал

–  Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся на Землю. И чтобы благополучно совершить посадку, мы должны рассчитать периметр площадки, на которую приземлится наша ракета
– Посмотрите на доску (на доске  прямоугольник). Какую форму имеет наша площадка? Назовите признаки прямоугольника. (Вывешивается таблица)

Длина           Ширина               Периметр
5м                   4м                            ?

– Найдите периметр прямоугольника.

5. Нахождение значении выражениё.

– Какой же экипаж приземлится быстрее? Найдите значение выражения и зачеркните правильные ответы (по одному из членов экипажа).
– Другие члены экипажа проверяют, правильно ли решены выражения.

0 + 750 : 750                    1; 10; 205; 100                   
42 : 6 х 100                      7; 700; 500; 70
680 – 40 х 7                      40; 100; 400; 40
0 х (490 : 7)                     10; 700; 70; 0

– Молодцы! Все благополучно вернулись на Землю.

VII. Итоги урока

– Что мы повторили за наше путешествие?

Оценки

VIII. Домашнее задание

– Сегодня на уроке вы работали очень хорошо, поэтому домой я задаю только повторить таблицу умножения и деления.