Цели и задачи:
- Обучающие:
- систематизировать и расширить представления детей о родной стране, о столице России – Москве; о своём городе;
- познакомить с некоторыми интересными местами их «малой родине»;
- познакомить с государственными символами Россию.
- Развивающие:
- развивать память, мышление; потребность в обогащении знаниями;
- умение грамотно высказывать свои мысли, умение слушать;
- Воспитывающие:
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному краю, к своей стране;
Оборудование: таблички «Наша страна – Россия», «Наш город – Ивантеевка», река Уча, река Скалба, деревня Вантеево, деревня Копнино, 1868 год, 1939 год, словарь Ожигова, магнитофонная запись К. Ушинского «Наше Отечество», запись песни «Родина моя», карта-рисунок России, на партах у каждого рисунок флага.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Путешествие далёкое, интересное. Я думаю, что мы обязательно справимся, ведь все ученики нашего класса смелые, дружные и находчивые ребята. И мы это докажем. К нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей кивком головы. Итак, в путь.
2. Актуализация знаний
– Прочитайте пословицу на доске: НЕТ НИЧЕГО НА
СВЕТЕ КРАШЕ, ЧЕМ РОДИНА НАША.
– Объясните значение пословицы.
– Определите тему нашего урока.
– Правильно, тема нашего урока: Наша страна, наш
город. Мы сегодня путешествуем по родной стране.
В конце урока вы должны ответить на вопросы:Что
такое Родина? Что вы можете назвать своей «малой
родиной?».
3. Работа над темой
– Как называется город, в котором мы живем?
(появляется табличка)
– Мы любим свой уютный подмосковный город,
утопающий в зелени, его площади и аллеи, новые
микрорайоны и прежние, сохранившиеся до наших
дней. Мы гордимся известными людьми прошлого и
настоящего, без которого немыслима история
нашего города.
– На классном часе, на экскурсии в краеведческий
музей мы говорили об истории нашего города.
Некоторые ребята приготовили дома с родителями
для Вас интересные сведения об истории города:
- Ивантеевка расположена в Подмосковье. В городе 2 реки: УЧА и СКАЛБА.
- Ивантеевка появилась в 14 веке. В это время братья Вантеевы основали деревню Вантеево.
- Деревня была маленькой: 6 дворов, 2 конюшни, 3 бани.
- Рядом с деревней находилась 1 русская фабрика по производству бумаги, которую использовали в военных целях и для книжных переплётов.
- Рядом находилось село Копнино. Потом эти сёла объединились и появилось село Ивантеевка.
- Ивантеевка со всех сторон была окружена лесами. Была одна дорога между Ивантеевкой и Пушкино. Ходили все пешком, извозчик стоил дорого.
- Шли годы. Для рабочих были построены клуб 1 мая, ясли-сад, школа, трикотажный техникум, хлебокомбинат, питомник.
- В 1938 году поселок Ивантеевка стал городом Пушкинского района.
- В нашей памяти актер и писатель Иван Горбунов, лётчик-космонавт Александр Иванченков.
- Мы гордимся иватеевцами – Героями войны, ветеранами и тружениками тыла. В городе установлены памятники воинам погибшим в годы войны.
4. Игра «Найди пару»
– ПОСМОТРИМ, кто был внимательным на экскурсии
и запомнил наши
исторические места. 4человека выбирают
фотографии, 4 человека подбирают к ним
подписи. За 1 минуту образовать пару. Время пошло.
Молодцы, вы хорошо
справились с этим заданием.
5. Обобщение
– Можем назвать Ивантеевку Родиной?
– Ивантеевка – малая родина. А с большой Родиной
мы познакомимся во время путешествия , которое
совершим на самолёте.
6. Физкультминутка
– Приготовиться к полёту.
– Есть приготовиться к полёту.
– Занять свои места в самолёте.
– Есть занять свои места.
– Пристегнуть ремни.
– Есть пристегнуть ремни.
– Завести моторы.
– Есть завести моторы.
– 1,2,3,4,5.
– 5,4, 3,2, 1. Пуск.
7. Работа по теме
– Мы взлетаем. Наш самолёт уносит нас далеко от города Ивантеевка. Мы пролетаем над страной. Как называется наша страна? (Вывешивается табличка). Что вы знаете о нашей стране?
Звучит запись К. Ушинского «Наше Отечество».
– Как называет автор нашу страну? (Отечество, Родина, матушка, Россия)
8. Музыкальная физкультминутка (звучит запись песни «Родина моя»)
– Рассмотрим рисунок. Мы пролетаем над одним из
холодных уголков нашей Родины. Это Крайний Север.
(Ставлю самолёт.)
– Что можно сказать об этой части России.
– Каких животных вы видите?
– Белый медведь и северный олень хорошо
приспособились к морозам. Эти животные имеют
густую шерсть. Рассмотрите человека. Что он
делает?
– Правильно, человек едет на оленях в
специальных Санях снартах. На них он перевозит
грузы, почту, продукты из одного пункта в другой.
– Летим дальше на Дальний Восток (переставить
самолёт).
– Кого вы видите?
– Чем занимаются люди?
– Летим дальше вглубь страны.
– Кто знает, что такое тайга?
– Какие деревья растут в тайге?
– Какие животные здесь живут?
– В этих краях люди издавна занимались охотой.
Велики и подземные богатства этого
края.Например, здесь добывают нефть (переставить
самолёт).
– Путешествуя дальше, мы видим города, реки, поля.
А вот показались горы (переставить самолёт).
– Кого вы видите в нижнем левом уголке?
– Как велика наша Родина. Давайте прочитаем ,
какие народы живут на территории России на стр. 37.
– Наш самолёт летит дальше и делает остановку в
главном городе (переставит самолёт).
– Как называется главный город?
– Рассмотрите рисунок. Назовите знакомые
объекты? Наше путешествие закончено.
9. Знакомство с государственной символикой
– У каждого государства свои символы.
– Кто знает как выглядит флаг?
– Что обозначает каждый цвет?
10. Практическая работа
– Перед вами флаг, используя карандаши –
раскрасить. (Дети раскрашивают заготовку
флага.)
– У каждой страны есть своя торжественная песня.
– Как она называется?
– Как нужно слушать Гимн?
– Где звучит Гимн?
– Еще одним государственным символом считается
Герб. Герб изображен на флагах, монетах, печатях,
на гос. Документах. В центре расположен золотой
двуглавый орёл. В лапах орла – жезл, символ
власти. На груди орла – святой воин Георгий
Победоносец копьём поражает змия. На территории
нашего города расположена церковь Георгия
Победоносца (показать фото).
11. Подведение итогов
– Мы совершили путешествие по нашей стране.
Давайте подведём итог нашей работы.
– Что такое Родина?
– Давайте сравним свои слова со словарём
Ожегова. (На доске читает 1 ученик: Родина –
Отечество, родная Страна.)
– Каждый человек, вступая в жизнь, открывает для
себя великое слово Родина. Но в начале пути у
каждого из нас есть своя «малая родина».
– Как вы понимаете слова «моя малая родина»
– Что вам показалось на уроке интересным и
запоминающим.
– Каждый из нас тоже может внести свой вклад в
дело Родины учёбой, трудом. Ведь чем больше умных,
образованных граждан России, тем крепче и
сильнее наша страна.
12. Домашнее задание
– Это будет творческая работа. Приготовиться к выставке «Моя малая родина», посвященная 70-летию Ивантеевки. Сделать рисунок самого понравившегося, запоминающегося места города, где вы бывали с родителями или одни.