Урок русской грамоты по теме "Звук [у], буквы У, у"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей со звуком [у], буквами У, у;
  • проведение звукового и звукобуквенного анализа;
  • письмо букв У, у:
  • уделять внимание лексической работе;
  • развивать умение анализировать слова$
  • развивать познавательные интересы и способности учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Повторение

– Что такое речь?
– Из чего состоит наша речь?
– Как на письме оформляется предложение?
– Предложение состоит из _______________.
– Слова делятся на _______________.
– Слог образован _____________. Без какого звука не может быть слога?
– В чем отличие звуков от букв?
– На какие группы делятся звуки?
– Согласные бывают _______________ .
– С какой буквой познакомились на прошлом уроке? Какие слова, начинающиеся с буквы А подобрали?

3. Работа по теме урока

– Послушайте аудиозапись. Куда мы сегодня с вами отправились? (на птичий двор)
– Каких птиц на птичьем дворе можем встретить?
– Какие это птицы? Назовите одним словом.
– Отгадайте загадку:

Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)

Сколько слогов? Составьте звуковую схему.
К слову гусь подберите родственные слова.

Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит в вразвалочку,
Спотыкалочкой. (Утка)

Сколько слогов? Поставьте ударение. Составьте звуковую схему.

– Какой звук общий? Дайте его характеристику.
– Какой буквой обозначается?
– На что похожа буква У? Подберите слова, начинающиеся со звука   у  .
– Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте и подчеркните букву У.

Стала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:

– Ну что из них получится?
– В каких словах встретилась буква У?

4. Письмо букв У, у и соединений

5. Развитие речи

– Прочитайте слова. Что общего?

Пчела, гусь, стрекоза, коршун, шмель, кукушка, куропатка, оса.

– Все слова обозначают названия животных. Исключите часть этих слов по двум признакам одновременно. Какой первый признак вы нашли? (Одна часть слов обозначает названия птиц, а друга – названия насекомых.)
– Назовите второй признак. (В названиях птиц есть буква У, а в названиях насекомых её нет.)

(Слова с названиями насекомых убираются.)

– Прочитайте слова, оставшиеся в первом столбике, и слова ещё одного столбика.

Гусь                 гусеница
Коршун                почки
Кукушка               рыба
Куропатка             трава

– Значение первого столбика мы знаем. А что обозначают слова второго столбика? Слова второго столбика обозначают любимую пищу этих птиц. Но порядок их перепутан.Исходя из этого сформулируйте свое задание к данным  столбикам слов.

Надо составить пары слов .

Гусь – трава
Коршун – рыба
Крапива – гусеница
Куропатка – почки

Из данных пар слов составьте текст. У каждого текста есть начало и концовка.

У каждой птицы есть своя любимая пища. Гусь любит травку. Коршун – рыбу. Кукушка – гусениц, а куропатка – почки. У каждого свой вкус.

6. Подведение  итогов