Цель:
- рассказать учащимся о значении поднятия целины;
- расширить знания о природных богатствах нашей страны;
- развивать коммуникативные навыки, умения работать самостоятельно;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, к людям труда, к родной земле;
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Меня зовут Елена
Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок познание
мира. Надеюсь, на уроке вы будете активными и
внимательными, и все получите отличные оценки. За
каждый правильный ответ вы будете получать по 1
колоску.
Кто наберёт 7 и больше колосков, тот получит
оценку – 5.
От 3 до 6 колосков – оценку 4.
Желаю удачи!
2. Проверка знаний изученного материала
– Как называется страна, в которой мы живём?
– Как называется столица нашей родины?
– С какими странами граничит наша республика?
– Назовите символы Республики Казахстан.
– Какие полезные ископаемые добывают в нашей
республике?
– Какие природные богатства имеет наша
республика?
3
.– Посмотрите на выставку. (Выставка
хлебобулочных изделий, колосья.) Кто догадался
о чём мы будем с вами говорить? (О хлебе.)
– А как хлеб попадает к нам на стол?
Давайте мы с вами озвучим мультфильм (учащиеся
озвучивают картинки оформленные в виде
диафильма).
4. Физкультминутка
Как на наши именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины, вот такой нижины,
Вот такой ширины, вот такой ужины.
5. Продолжение урока
– Какие пословицы и поговорки о хлебе вы
знаете?
– Кто знает стихотворение о хлебе?
– Почему мы говорим, что хлеб всему голова?
– Хлеб всегда доставался людям не легко. В 1931–1932
годах в стране разразился голод. Тогда погибло
много людей. Им нечего было есть. Женщины и дети
ходили по полям собирали зёрна, колоски, чтобы не
умереть.
Во время ВОВ было очень тяжело с хлебом. Всё что выращивали на полях отправляли на фронт, солдатам. А для тружеников тыла суточная норма хлеба составляла 125 граммов. (Показать кусочек чёрного хлеба.)
С 1954 года начало интенсивно развиваться земледелие. С этого времени началась обработка нетронутых, никогда не паханых земель – целинных.
– Прочитайте текст напечатанный на листах у вас на партах. Придумайте и задайте вопрос по тексту соседней группе.
На освоение целины ехали тысячи новосёлов из России, Украины, Белоруссии, Молдавии и других республик.
Тогда все жили одной дружной семьёй, у всех была одна мечта, чтобы процветала родная страна и не было больше других забот.
В эти послевоенные годы стране был нужен хлеб, необходимо было восстановить разрушенные города и сёла, колхозы и совхозы, которые не имели своих посевов и животных. Надо было расширить посевные площади за счёт освоения целинных и залежных земель.
На освоение целины в Северный Казахстан прибыло 650 тысяч новосёлов.
Днём и ночью эшелонами шли техника, стройматериалы, горючее.
Люди распахивали новые земли, сеяли и строили посёлки.
Благодаря настойчивому и умелому мастерству целинников страна получала несколько миллиардов пудов хлеба ежегодно. Зерна было так много, что приезжали помогать в перевозке хлеба водители южных областей, воинских частей.
Для тех, кто приехал сюда надолго строились посёлки с жилыми домами, клубом, школой, больницей, прокладывались линии электропередач, линии связи. И степь ожила.
А работа хлебороба шла своим чередом. Это не только распашка, посев, уход за зерновыми, но и работа в животноводстве, строительство баз, сенокос.
Вот так целинники прославляли страну на весь мир. Они знали о том, что целина – это хлеб и жизнь.
ПУД = 16 кг 300 г
6. Физкультминутка
Приплыли тучи дождевые
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
И рожь, клонясь к земле зелёной
Пьёт, пьёт, пьёт!
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
7. Работа с учебником
– Откройте учебники на стр.160.
– Сейчас мы прочитаем текст в учебнике. Чтение
текста учащимися вслух по абзацам.
– Найти и показать на карте области, где было
распахано много новых земель. Назвать областные
центры.
– В тексте вы встретили фамилию и имя человека,
которого называли “отцом белого проса” -
Шиганак Берсиев. Это был бригадир одной из бригад
по уборке хлеба. Его бригада намолотила большое
количество тонн хлеба. Г. Мустафин написал
повесть которую назвал “Шыганак” посвященную
молодому хлеборобу.
Существует легенда о том, что человек умирающий
от голода не смог обменять кувшин золота на
кувшин пшеницы. Эту легенду вы прочтёте дома и
обсудите на следующем уроке.
8. Легенда
Спросили однажды странника: “Какую небывалую радость и какую особенную горечь привелось вам изведать?”
– Как-то, путешествуя по Сахаре, мне пришлось отстать от каравана из-за постигшей меня болезни. Оставленный у источника, вскоре я оправился от недуга и решил догнать своих спутников. Запасы мои иссякли. Изнурённый голодом, с трудом передвигаясь, без сил упал я на песок и увидел рядом пиалу, полную жареных зёрен пшеницы. Никогда в жизни не испытывал я большей радости!
Хотел было положить зёрна в рот, но разглядел, что это – зерна драгоценного жемчуга. Тут мне пришлось пережить небывалое в жизни огорчение!
Растерянно оглядевшись, обнаружил неподалёку холмик, из-под которого выступал краешек одежды. Раскопав песок, я нашёл под ним мёртвого человека. Этот несчастный, пережив те же беды, что выпали на мою долю, закопал себя, а рядом на песке начертал такие слова: “Пусть этот жемчуг и сто динаров, зашитых в мой пояс, достанутся тому, кто перенесёт моё тело к ручью, что в тысяче шагов отсюда, предаст земле и оставит на камне или на доске слова: “Голодного спасёт кусок хлеба, а на золотой слиток, даже величиной с лошадиную голову”.
Узнав это, я отправился на поиски и вскоре обнаружил ручей и свой караван, остановившийся возле него на привал. Подкрепившись и отдохнув, взял с собой людей, телегу, перевёз тело усопшего, похоронил у ручья и высек на камне слова: “Голодного спасёт кусок хлеба, а не золотой слиток, даже величиной с лошадиную голову”. Сто динаров раздал тем, кто помогал мне, а жемчуг – караванщикам.
Не зря говорят, что кусок хлеба – неоценимый друг души, а деньги и богатство – спутники спесивого хвастуна. Крупица проса и зёрнышко пшеницы могут спасти человека от голодной смерти, а злато-серебро – это всего лишь металл.
– На столах у вас лежат таблички, которые вам надо заполнить, используя текст учебника. В них вы будите выписывать из учебника положительные и отрицательные стороны освоения целинных земель (учащиеся работают группами).
После подготовки, учащиеся зачитывают выписанные по пунктам тезисы по одному из группы. После этого учитель на доске вывешивает основные “+” и “-” освоения целины и делает выводы.
9. Итог урока
– О чём мы говорили сегодня на уроке?
– Что нового вы узнали?
Оценки за урок (по числу колосков).
10. Домашнее задание
.Прочитать легенду.
Написать рассказ “Хлеб – всему голова”.