Урок познания мира "Край зерна". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • рассказать учащимся о значении поднятия целины;
  • расширить знания о природных богатствах нашей страны;
  • развивать коммуникативные навыки, умения работать самостоятельно;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, к людям труда, к родной земле;

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок познание мира. Надеюсь, на уроке вы будете активными и внимательными, и все получите отличные оценки. За каждый правильный ответ вы будете получать по 1 колоску.
Кто наберёт 7 и больше колосков, тот получит оценку – 5.
От 3 до 6 колосков – оценку 4.
Желаю удачи!

2. Проверка знаний изученного материала

– Как называется страна, в которой мы живём?
– Как называется столица нашей родины?
– С какими странами граничит наша республика?
– Назовите символы Республики Казахстан.
– Какие полезные ископаемые добывают в нашей республике?
– Какие природные богатства имеет наша республика?

3.

– Посмотрите на выставку. (Выставка хлебобулочных изделий, колосья.) Кто догадался о чём мы будем с вами говорить? (О хлебе.)
– А как хлеб попадает к нам на стол?
Давайте мы с вами озвучим мультфильм (учащиеся озвучивают картинки оформленные в виде диафильма).

4. Физкультминутка

Как на наши именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины, вот такой нижины,
Вот такой ширины, вот такой ужины.

5. Продолжение урока

– Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
– Кто знает стихотворение о хлебе?
– Почему мы говорим, что хлеб всему голова?
– Хлеб всегда доставался людям не легко. В 1931–1932 годах в стране разразился голод. Тогда погибло много людей. Им нечего было есть. Женщины и дети ходили по полям собирали зёрна, колоски, чтобы не умереть.

Во время ВОВ было очень тяжело с хлебом. Всё что выращивали на полях отправляли на фронт, солдатам. А для тружеников тыла суточная норма хлеба составляла 125 граммов. (Показать кусочек чёрного хлеба.)

С 1954 года начало интенсивно развиваться земледелие. С этого времени началась обработка нетронутых, никогда не паханых земель – целинных.

– Прочитайте текст напечатанный на листах у вас на партах. Придумайте и задайте вопрос по тексту соседней группе.

На освоение целины ехали тысячи новосёлов из России, Украины, Белоруссии, Молдавии и других республик.

Тогда все жили одной дружной семьёй, у всех была одна мечта, чтобы процветала родная страна и не было больше других забот.

В эти послевоенные годы стране был нужен хлеб, необходимо было восстановить разрушенные города и сёла, колхозы и совхозы, которые не имели своих посевов и животных. Надо было расширить посевные площади за счёт освоения целинных и залежных земель.

На освоение целины в Северный Казахстан прибыло 650 тысяч новосёлов.

Днём и ночью эшелонами шли техника, стройматериалы, горючее.

Люди распахивали новые земли, сеяли и строили посёлки.

Благодаря настойчивому и умелому мастерству целинников страна получала несколько миллиардов пудов хлеба ежегодно. Зерна было так много, что приезжали помогать в перевозке хлеба водители южных областей, воинских частей.

Для тех, кто приехал сюда надолго строились посёлки с жилыми домами, клубом, школой, больницей, прокладывались линии электропередач, линии связи. И степь ожила.

А работа хлебороба шла своим чередом. Это не только распашка, посев, уход за зерновыми, но и работа в животноводстве, строительство баз, сенокос.

Вот так целинники прославляли страну на весь мир. Они знали о том, что целина – это хлеб и жизнь.

ПУД = 16 кг 300 г

6. Физкультминутка

Приплыли тучи дождевые
    Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
    Пей, рожь, пей!
И рожь, клонясь к земле зелёной
    Пьёт, пьёт, пьёт!
А тёплый дождь неугомонный
    Льёт, льёт, льёт!

7. Работа с учебником

Откройте учебники на стр.160.
– Сейчас мы прочитаем текст в учебнике. Чтение текста учащимися вслух по абзацам.
– Найти и показать на карте области, где было распахано много новых земель. Назвать областные центры.
– В тексте вы встретили фамилию и имя человека, которого называли “отцом белого проса” - Шиганак Берсиев. Это был бригадир одной из бригад по уборке хлеба. Его бригада намолотила большое количество тонн хлеба. Г. Мустафин написал повесть которую назвал “Шыганак” посвященную молодому хлеборобу.
Существует легенда о том, что человек умирающий от голода не смог обменять кувшин золота на кувшин пшеницы. Эту легенду вы прочтёте дома и обсудите на следующем уроке.

8. Легенда

Спросили однажды странника: “Какую небывалую радость и какую особенную горечь привелось вам изведать?”

– Как-то, путешествуя по Сахаре, мне пришлось отстать от каравана из-за постигшей меня болезни. Оставленный у источника, вскоре я оправился от недуга и решил догнать своих спутников. Запасы мои иссякли. Изнурённый голодом, с трудом передвигаясь, без сил упал я на песок и увидел рядом пиалу, полную жареных зёрен пшеницы. Никогда в жизни не испытывал я большей радости!

Хотел было положить зёрна в рот, но разглядел, что это – зерна драгоценного жемчуга. Тут мне пришлось пережить небывалое в жизни огорчение!

Растерянно оглядевшись, обнаружил неподалёку холмик, из-под которого выступал краешек одежды. Раскопав песок, я нашёл под ним мёртвого человека. Этот несчастный, пережив те же беды, что выпали на мою долю, закопал себя, а рядом на песке начертал такие слова: “Пусть этот жемчуг и сто динаров, зашитых в мой пояс, достанутся тому, кто перенесёт моё тело к ручью, что в тысяче шагов отсюда, предаст земле и оставит на камне или на доске слова: “Голодного спасёт кусок хлеба, а на золотой слиток, даже величиной с лошадиную голову”.

Узнав это, я отправился на поиски и вскоре обнаружил ручей и свой караван, остановившийся возле него на привал. Подкрепившись и отдохнув, взял с собой людей, телегу, перевёз тело усопшего, похоронил у ручья и высек на камне слова: “Голодного спасёт кусок хлеба, а не золотой слиток, даже величиной с лошадиную голову”. Сто динаров раздал тем, кто помогал мне, а жемчуг – караванщикам.

Не зря говорят, что кусок хлеба – неоценимый друг души, а деньги и богатство – спутники спесивого хвастуна. Крупица проса и зёрнышко пшеницы могут спасти человека от голодной смерти, а злато-серебро – это всего лишь металл.

– На столах у вас лежат таблички, которые вам надо заполнить, используя текст учебника. В них вы будите выписывать из учебника положительные и отрицательные стороны освоения целинных земель (учащиеся работают группами).

После подготовки, учащиеся зачитывают выписанные по пунктам тезисы по одному из группы. После этого учитель на доске вывешивает основные “+” и “-” освоения целины и делает выводы.

9. Итог урока

О чём мы говорили сегодня на уроке?
– Что нового вы узнали?

Оценки за урок (по числу колосков).

10. Домашнее задание.

Прочитать легенду.
Написать рассказ “Хлеб – всему голова”.