Технологическая карта № 1
Тема урока | Духовная сфера. Культура | ||||||||||
Планируемые результаты | Учащиеся знают о многообразии культур и цивилизаций как необходимом условии развития человечества, основные понятия. | ||||||||||
Личностная значимость изучаемого для школьника | Понимание того, что во всех культурах существуют как особенные, временные и универсальные, так и вечные моральные принципы и нормы. | ||||||||||
План урока | 1. Изучение нового материала.
2. Закрепление изученного материала. |
||||||||||
Методы обучения | Проблемный. Культурное наследие
способствует дальнейшему развитию общества или,
наоборот, затормаживает его? Элементы технологии критического мышления (далее – КМЧП): “идеи в корзину”, кластер, синквейн |
||||||||||
Формы организации учебной деятельности | Вводная лекция. | ||||||||||
Приемы деятельности учителя | Вводное повторение, рассказ учителя, организация работы с текстом, понятиями, оформление вывода. | ||||||||||
Познавательные задания |
|
||||||||||
Организация деятельности учащихся | Вспоминают изученное ранее, работают с текстом учебника, анализируют информацию, слушают рассказ, выделяют главное, обсуждают проблему урока. | ||||||||||
Развитие умений учащихся | Применять имеющиеся знания, характеризовать духовную жизнь человека и общества; разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия. | ||||||||||
Основные понятия и термины урока | Культура, элементы культуры, артефакты, духовная и материальная культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии. | ||||||||||
Источники информации | Основные: учебник § 17, с. 127–136. | ||||||||||
Домашнее задание | - Для всех учащихся: основные понятия темы § 18, в. 1,2,4. - Конструктивный уровень: составьте схему культурного комплекса с выделением исходного элемента. - Творческий уровень: укажите тенденции в развитии этикета с древних времен до наших дней (используйте для этого материал учебника с. 130 -134) |
||||||||||
Оценки за урок | 4–5 оценок за выполнение познавательных заданий. |
Технологическая карта № 2
Тема урока | Культурные нормы |
Планируемые результаты | Учащиеся конкретизируют и расширяют знания о культурных нормах, о назначении санкций в обществе. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Учащиеся узнают о взаимовлиянии культурных норм на образ жизни человека и человечества. |
План урока | 1. Проверка домашнего задания. 2. Изучение нового материала.
3. Закрепление изученного материала. Опрос по терминам. |
Методы обучения | Частично-поисковый, проблемный, элементы КМЧП. Как, по вашему мнению, более эффективно бороться с вредными привычками? А зачем бороться с вредными привычками? |
Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок. |
Приемы деятельности учителя | Проверка домашнего задания, организация работы с текстом учебника, подготовка вывода. |
Познавательные задания | 1. Посмотрите текст учебника с.
136-143 и составьте схему (кластер) “Культурные
нормы”. Сделайте вывод, что такое культурные
нормы? 2. Чем традиции отличаются от обычаев? Какие примеры тех и других вы можете обнаружить у окружающих вас? 3. Что такое обряд, ритуал, церемония? Что вы о них знаете? Обязательно ли их соблюдать? 4. Для чего служат санкции и как они применяются? 5. По цепочке опросите друг друга по всем терминам урока. |
Организация деятельности учащихся | Обсуждают домашнее задание, работают с учебником, составляют схему (кластер) в тетради, опрашивают друг друга по терминам. |
Развитие умений учащихся | Уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отличительные особенности от традиций, обычаев; разъяснять понимание вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов, понимание морали общества; уметь объяснять назначение тех ил иных санкций в обществе. |
Основные понятия и термины урока | Культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, обряды, ритуал, привычки, мода, этикет, нравы, мораль, санкции, обычное право. |
Источники информации | Основные: §18 с. 136-144 |
Домашнее задание | - Для всех учащихся: основные
понятия, § 18, в. 1, 2, 5, 7. - Конструктивный уровень: §18 в. 3,4 - Творческий уровень: написать мини-сочинение “Культура моей семьи: традиции и нормы”. |
Оценки за урок | 6-8 оценок за выполнение познавательных заданий, 5-6 тетрадей на проверку. |
Технологическая карта № 3
Тема урока | Формы культуры |
Планируемые результаты | Учащиеся углубляют и конкретизируют знания о формах культуры, знают об общности культурных норм, нарастании “массовости культуры” в современной России. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Понимание важности влияния форм культуры на человека. |
План урока | 1. Опрос по домашнему заданию. 2. Изучение нового материала.
3. Закрепление изученного материала (поэтапно, по ходу урока). |
Методы обучения | Проблемный. Помогают ли неформальные молодежные группы решать подростковые проблемы? |
Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок |
Приемы деятельности учителя | Эвристическая беседа, опрос по домашнему заданию, помощь в решении проблемного вопроса |
Познавательные задания |
|
Организация деятельности учащихся | Слушают и рецензируют ответы товарищей, участвуют в беседе, обсуждают проблему урока. |
Развитие умений учащихся | Уметь анализировать формы культуры; уметь высказывать суждения о ценностях разных видов и форм культуры |
Основные понятия и термины урока | Элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура |
Источники информации | Основные: § 19 с. 144-152 |
Домашнее задание | - Для всех учащихся: § 19, в. 1-3, 5, таблица
стр. 149 - Творческий уровень: написать сочинение от имени одного из сторонников той или иной формы культуры, обоснуйте свою позицию |
Оценки за урок | 5 оценок за устные ответы и рецензии на них, 1-2 за работу по ходу урока |
Технологическая карта № 4
Тема урока | Религия |
Планируемые результаты | Учащиеся получают представление об одной из древних форм культур – религии, узнают о ее формах и видах, их проявлении в истории человечества. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Понимание влияния нравственных заповедей на духовное совершенствование человека. |
План урока | 1. Актуализация знаний учащихся. 2. Изучение нового материала.
3. Закрепление изученного материала. Дайте определение терминам: религия, фетишизм, тотемизм, анимизм, политеизм, монотеизм, мировые религии. |
Методы обучения | Проблемный. Чему учит религия? Исследовательский. Анализ источников. Какие общие черты и различия мировых религий? |
Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок. Работа в парах. |
Познавательные задания | Проанализируйте результаты ваших исследований. Как вы думаете, какие общие черты мировых религий? Каковы их различия? Делает ли религия человека более нравственным? Чему учит религия человека? |
Организация деятельности учащихся. | Слушают рассказ учителя, работают с текстом учебника, исследуют дополнительные источники информации по мировым религиям, работают в паре и обсуждают результаты, заполняют сравнительную таблицу, анализируют и делают вывод. |
Развитие умений учащихся | Работать с дополнительными источниками информации, выделять главное, находить общее и различное, анализировать информацию, реализовывать межпредметные связи. |
Основные понятия и термины урока | Религия, политеизм, фетишизм, тотемизм, анимизм, монотеизм, буддизм, ислам, христианство. |
Источники информации | Основные: учебник, с. 153-162, 211. Дополнительные: Мень А. История религии. Я в мире людей: Пособие для уч-ся. Ч.1; карта распространения религий, философский словарь, Большая советская энциклопедия. |
Домашнее задание | Учебник, § 20 с. 153-162, 211, выполнить практикум с. 163, на “5” - задание №6 с. 162. Возможны ли жертвоприношения сегодня? |
Оценки за урок | 4-5 оценок за работу с таблицей. |
Технологическая карта № 5
Тема урока | Искусство |
Планируемые результаты | Учащиеся получают представление об искусстве, о том, как оно соотносится с художественной культурой; знают, кто является субъектом художественной культуры, определяют ценности, которыми обладают произведения искусства. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Понимание ценности произведения искусства и художественной культуры и их положительного влияния на человека, общество. |
План урока | 1. Опрос по домашнему заданию. 2. Изучение нового материала.
3. Закрепление изученного. |
Методы обучения | Проблемный. Как искусство может влиять на современное общество? |
Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок. |
Приемы деятельности учителя | Эвристическая беседа с использованием текста учебника, опрос, рассказ, оформление вывода по уроку, элементы КМЧП. |
Познавательные задания |
|
Организация деятельности учащихся. | Выполняют задание “Идеи в корзину”, выполняют тест по религии, обсуждают проблему урока, делают вывод, работают с текстом учебника, записывают в тетрадь сходные и отличительные черты искусства и художественной культуры, выписывают термины, закрепляют изученное. |
Развитие умений учащихся | Отбирать, обсуждать и анализировать информацию, применять термины, подтверждать свое мнение примерами из текста учебника. |
Основные понятия и термины урока | Искусство, художественная культура, фольклор, “свободное искусств”, истина, красота, добро. |
Источники информации | Основные: учебник, § 21 с. 163-172. |
Домашнее задание | Учебник, § 21с. 163-172 , составить сложный план или опорный конспект по теме урока. |
Оценки за урок | Всем оценки за тест, 2-3 за выполнение познавательных заданий, 5-6 тетрадей на проверку. |