Технологические карты уроков по обществознанию как способ эффективной организации деятельности учителя и ученика

Разделы: Общепедагогические технологии


Технологическая карта № 1

Тема урока Духовная сфера. Культура
Планируемые результаты Учащиеся знают о многообразии культур и цивилизаций как необходимом условии развития человечества, основные понятия.
Личностная значимость изучаемого для школьника Понимание того, что во всех культурах существуют как особенные, временные и универсальные, так и вечные моральные принципы и нормы.
План урока 1. Изучение нового материала.
  • Культура: многозначность понятия.
  • Что такое культурный комплекс?
  • Культурное наследие.

2. Закрепление изученного материала.

Методы обучения Проблемный. Культурное наследие способствует дальнейшему развитию общества или, наоборот, затормаживает его?

Элементы технологии критического мышления (далее – КМЧП): “идеи в корзину”, кластер, синквейн

Формы организации учебной деятельности Вводная лекция.
Приемы деятельности учителя Вводное повторение, рассказ учителя, организация работы с текстом, понятиями, оформление вывода.
Познавательные задания
  1. Вспомните, что вы знаете о культуре из курса истории, литературы? Разделите тетрадный лист пополам и слева запишите известную вам информацию. Справа, что хотели бы узнать по теме.
  2. Посмотрите текст учебника с. 129–134, заполните правую часть таблицы. Сделайте вывод о многообразии понятия “культура”, составных ее элементах и влиянии их на развитие человечества.
  3. Выберите один из элементов культуры, прочитайте о нем в учебнике с. 129-135, и составьте синквейн.

Примерные аналогии синквейна:

.Культура народа. Культурный комплекс
Этническая, особенная Новый, притягательный
Воспитывает, учит, передаётся Возникает, функционирует
Образ жизни, язык, фольклор Это совокупность культурных элементов
Традиции Стадион
Организация деятельности учащихся Вспоминают изученное ранее, работают с текстом учебника, анализируют информацию, слушают рассказ, выделяют главное, обсуждают проблему урока.
Развитие умений учащихся Применять имеющиеся знания, характеризовать духовную жизнь человека и общества; разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.
Основные понятия и термины урока Культура, элементы культуры, артефакты, духовная и материальная культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии.
Источники информации Основные: учебник § 17, с. 127–136.
Домашнее задание

- Для всех учащихся: основные понятия темы § 18, в. 1,2,4.

- Конструктивный уровень: составьте схему культурного комплекса с выделением исходного элемента.

- Творческий уровень: укажите тенденции в развитии этикета с древних времен до наших дней (используйте для этого материал учебника с. 130 -134)

Оценки за урок 4–5 оценок за выполнение познавательных заданий.

Технологическая карта № 2

Тема урока Культурные нормы
Планируемые результаты Учащиеся конкретизируют и расширяют знания о культурных нормах, о назначении санкций в обществе.
Личностная значимость изучаемого для школьника Учащиеся узнают о взаимовлиянии культурных норм на образ жизни человека и человечества.
План урока 1. Проверка домашнего задания.

2. Изучение нового материала.

  • Понятие культурные нормы
  • Виды культурных норм.
  • Мораль, ее основные ценности, моральный выбор.
  • Санкции в обществе.

3. Закрепление изученного материала. Опрос по терминам.

Методы обучения Частично-поисковый, проблемный, элементы КМЧП. Как, по вашему мнению, более эффективно бороться с вредными привычками? А зачем бороться с вредными привычками?
Формы организации учебной деятельности Комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя Проверка домашнего задания, организация работы с текстом учебника, подготовка вывода.
Познавательные задания 1. Посмотрите текст учебника с. 136-143 и составьте схему (кластер) “Культурные нормы”. Сделайте вывод, что такое культурные нормы?

2. Чем традиции отличаются от обычаев? Какие примеры тех и других вы можете обнаружить у окружающих вас?

3. Что такое обряд, ритуал, церемония? Что вы о них знаете? Обязательно ли их соблюдать?

4. Для чего служат санкции и как они применяются?

5. По цепочке опросите друг друга по всем терминам урока.

Организация деятельности учащихся Обсуждают домашнее задание, работают с учебником, составляют схему (кластер) в тетради, опрашивают друг друга по терминам.
Развитие умений учащихся Уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отличительные особенности от традиций, обычаев; разъяснять понимание вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов, понимание морали общества; уметь объяснять назначение тех ил иных санкций в обществе.
Основные понятия и термины урока Культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, обряды, ритуал, привычки, мода, этикет, нравы, мораль, санкции, обычное право.
Источники информации Основные: §18 с. 136-144
Домашнее задание - Для всех учащихся: основные понятия, § 18, в. 1, 2, 5, 7.

- Конструктивный уровень: §18 в. 3,4

- Творческий уровень: написать мини-сочинение “Культура моей семьи: традиции и нормы”.

Оценки за урок 6-8 оценок за выполнение познавательных заданий, 5-6 тетрадей на проверку.

Технологическая карта № 3

Тема урока Формы культуры
Планируемые результаты Учащиеся углубляют и конкретизируют знания о формах культуры, знают об общности культурных норм, нарастании “массовости культуры” в современной России.
Личностная значимость изучаемого для школьника Понимание важности влияния форм культуры на человека.
План урока 1. Опрос по домашнему заданию.

2. Изучение нового материала.

  • Элитарная, народная, массовая культура, их взаимосвязь и взаимопроникновение.
  • Субкультура. Молодежная культура.
  • Контркультура.

3. Закрепление изученного материала (поэтапно, по ходу урока).

Методы обучения Проблемный. Помогают ли неформальные молодежные группы решать подростковые проблемы?
Формы организации учебной деятельности Комбинированный урок
Приемы деятельности учителя Эвристическая беседа, опрос по домашнему заданию, помощь в решении проблемного вопроса
Познавательные задания
  1. Выслушайте устные ответы товарищей, дайте их краткий анализ и оценку.
  2. Что такое культурная норма? Приведите примеры.
  3. Чем традиции отличаются от обычаев? Приведите примеры тех и других на примере своего окружения.
  4. Что такое обряд, ритуал, церемония? Что вы о них знаете? Обязательно ли их соблюдать?
  5. Для чего служат санкции и как они применяются?
  6. Какое влияние оказывает массовая культура на общество?
  7. Как проявляет себя молодежная культура?
  8. Чем различаются субкультура и контркультура? Можно ли относить нецензурные выражения к контркультуре?
  9. Контактируют ли между собой различные формы культуры? Каким образом?
  10. Подумайте и ответьте на проблемный вопрос урока.
Организация деятельности учащихся Слушают и рецензируют ответы товарищей, участвуют в беседе, обсуждают проблему урока.
Развитие умений учащихся Уметь анализировать формы культуры; уметь высказывать суждения о ценностях разных видов и форм культуры
Основные понятия и термины урока Элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура
Источники информации Основные: § 19 с. 144-152
Домашнее задание - Для всех учащихся: § 19, в. 1-3, 5, таблица стр. 149

- Творческий уровень: написать сочинение от имени одного из сторонников той или иной формы культуры, обоснуйте свою позицию

Оценки за урок 5 оценок за устные ответы и рецензии на них, 1-2 за работу по ходу урока

Технологическая карта № 4

Тема урока Религия
Планируемые результаты Учащиеся получают представление об одной из древних форм культур – религии, узнают о ее формах и видах, их проявлении в истории человечества.
Личностная значимость изучаемого для школьника Понимание влияния нравственных заповедей на духовное совершенствование человека.
План урока 1. Актуализация знаний учащихся.

2. Изучение нового материала.

  • Религия – источник духовной сферы человеческого общества, самая древняя форма культуры.
  • Проявление религии в истории человечества.
  • Политеистические и монотеистические религии.
  • Особенности мировых религий. Общее и различное у них.

3. Закрепление изученного материала. Дайте определение терминам: религия, фетишизм, тотемизм, анимизм, политеизм, монотеизм, мировые религии.

Методы обучения Проблемный. Чему учит религия? Исследовательский. Анализ источников. Какие общие черты и различия мировых религий?
Формы организации учебной деятельности Комбинированный урок. Работа в парах.
Познавательные задания Проанализируйте результаты ваших исследований. Как вы думаете, какие общие черты мировых религий? Каковы их различия? Делает ли религия человека более нравственным? Чему учит религия человека?
Организация деятельности учащихся. Слушают рассказ учителя, работают с текстом учебника, исследуют дополнительные источники информации по мировым религиям, работают в паре и обсуждают результаты, заполняют сравнительную таблицу, анализируют и делают вывод.
Развитие умений учащихся Работать с дополнительными источниками информации, выделять главное, находить общее и различное, анализировать информацию, реализовывать межпредметные связи.
Основные понятия и термины урока Религия, политеизм, фетишизм, тотемизм, анимизм, монотеизм, буддизм, ислам, христианство.
Источники информации Основные: учебник, с. 153-162, 211.
Дополнительные: Мень А. История религии.
Я в мире людей: Пособие для уч-ся. Ч.1; карта распространения религий, философский словарь, Большая советская энциклопедия.
Домашнее задание Учебник, § 20 с. 153-162, 211, выполнить практикум с. 163, на “5” - задание №6 с. 162. Возможны ли жертвоприношения сегодня?
Оценки за урок 4-5 оценок за работу с таблицей.

Технологическая карта № 5

Тема урока Искусство
Планируемые результаты Учащиеся получают представление об искусстве, о том, как оно соотносится с художественной культурой; знают, кто является субъектом художественной культуры, определяют ценности, которыми обладают произведения искусства.
Личностная значимость изучаемого для школьника Понимание ценности произведения искусства и художественной культуры и их положительного влияния на человека, общество.
План урока 1. Опрос по домашнему заданию.

2. Изучение нового материала.

  • Что такое искусство?
  • Объекты и субъекты художественной культуры и искусства. Функции художественной культуры и искусства.
  • Влияние искусства на современное общество.

3. Закрепление изученного.

Методы обучения Проблемный. Как искусство может влиять на современное общество?
Формы организации учебной деятельности Комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя Эвристическая беседа с использованием текста учебника, опрос, рассказ, оформление вывода по уроку, элементы КМЧП.
Познавательные задания
  1. Пользуясь текстом учебника с. 165-166 запишите в тетради в два столбика сходные и отличительные черты искусства и художественной культуры.
  2. Запишите на квадратике бумаги новые термины урока и поднимайте названия соответствующие тому, о чем говорит учитель.
  3. Подумайте над проблемным вопросом урока и выскажите свое мнение, обоснуйте его примерами из учебника.
Организация деятельности учащихся. Выполняют задание “Идеи в корзину”, выполняют тест по религии, обсуждают проблему урока, делают вывод, работают с текстом учебника, записывают в тетрадь сходные и отличительные черты искусства и художественной культуры, выписывают термины, закрепляют изученное.
Развитие умений учащихся Отбирать, обсуждать и анализировать информацию, применять термины, подтверждать свое мнение примерами из текста учебника.
Основные понятия и термины урока Искусство, художественная культура, фольклор, “свободное искусств”, истина, красота, добро.
Источники информации Основные: учебник, § 21 с. 163-172.
Домашнее задание Учебник, § 21с. 163-172 , составить сложный план или опорный конспект по теме урока.
Оценки за урок Всем оценки за тест, 2-3 за выполнение познавательных заданий, 5-6 тетрадей на проверку.