Цели:
Оборудование: презентация, таблички с баллами для жюри (1-5), музыкальное сопровождение, карточки задания для конкурсов, мультимедиапроектор, презентация Красная книга Томской области.
Действующие лица: ведущий, жюри, танц – группа, участники команд КВН (6 классы).
Выступление танц-группы.
Ведущий: Добрый день! Уважаемые ребята и гости зала.
Какой прекрасный и удивительный мир нас окружает. У Константина Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни. Чтобы испытать все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы”.
Звучит музыка, демонстрируются слайды цветов, простор и т.д.
На фоне медленной музыки.
Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться.
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте,
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне -
Вы берегите эту святыню!
Ведущий: Сегодня мы предлагаем вашему вниманию Экологический КВН. Поприветствуем участников команд. (Перечисляет команды + визитная карточка команды)
1. Приветствие команд (название команды, девиз).
2. Конкурсы.
- Разминка
- Лекарственная аптека
- Береги природу
- Конкурс капитанов
- Рассеянный биолог
- Растения и животные. Занесенные в Красную книгу
3. Подведение итогов.
4. Песня (музыка из песни “Зажигай”). Природа – наш верный друг!
РАЗМИНКА
Что же эта за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Елка)
Я капелька лета
На тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклонится,
И имя дала мне
Родная землица. (Земляника)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей. (Береза)
Цветёт он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы, в ряд
Цветы душистые висят. (Ландыш)
То фиолетовый, то голубой
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он с умеет едва ли. (Колокольчик)
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички
Белые реснички. (Ромашки)
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь. (Репей)
Он долго дерево долбил
Он всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый, пестрый …. (Дятел)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под зимний вой,
Спит в берлоге под сосной (Медведь)
На ноге стоит одной
И в болоте день – деньской,
Хочешь выпить все до капли…
Не глупее птицы … (Цапли)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов. (Муравьи)
В воде купался,
А сухой остался. (Гусь)
ЛЕКАРСТВЕННАЯ АПТЕКА
(Лечебные растения на стенгазете)
Ведущий: Самые первые аптеки – ещё у первобытных людей – были именно в лесу и в поле. Это были разнообразные лекарственные растения. Наши наблюдательные предки замечали: эта травка помогает, когда у человека жар, эта – когда он плохо спит по ночам, а эта – прибавляет сил и улучшает настроение.
Давайте-ка ребята, проверим, хорошо ли вы разбираетесь в лекарственной ботанике.
Вот мои вопросы:
Жюри определяет победителей конкурсов.
Ведущий: Что ж, молодцы! Вы уже знаете некоторые лекарственные травы. А станете старше, - и лесная аптека откроет перед вами множество своих тайн.
Человек называет себя царём природы, но как часто он не милосердно уничтожает природные богатства. Беречь и любить природу нужно учиться. Объявляю следующий конкурс “Берегите природу!” Какая команда быстрее и точнее даст правильный ответ на предложенные вопросы.
БЕРЕГИ ПРИРОДУ!
- Ты видишь на лесной поляне красивые цветы. Что ты будешь делать?
- Красная книга – это…
- Ты нашел в лесу под деревом птенчика или зайчонка. Твои действия?
- Для того что бы в лесу не было скучно, ты…
- Ты нашёл в лесу ядовитый гриб, например мухомор. Ты…
- Тропинку переползает гадюка. Твои действия?
- Что нужно делать, чтобы птицы зимой не погибали от холода?
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Кто первый из капитанов расшифрует животных.
Банка – кабан, багаж – жаба, колосья – лось, кино – кони, пион – пони, осада - оса, зонтик – кот, кит, волна – вол, каркас – рак, кожух – жук, салон – слон.
РАССЕЯННЫЙ БИОЛОГ
Ведущий: Наш рассеянный Биолог обязательно в любом слове делает по ошибке, превращая его или в биологический термин, или в название растений или животных. Отгадайте по подсказкам слова, которые у него получились, если известно, что он добавлял, убирал или заменял в слове ровно по одной букве.
Хотел написать название острова в центральной части Средиземного моря, а получилось название травянистого растения с крупными яркими цветками, растущего у жилья или в светлых лесах.
(Мальта - мальва)
Хотел написать искусный трюк, а получилось тропическое вечнозелёное дерево с широкими, плотными овальными листьями, разводимое как комнатное декоративное растение.
(Фокус - фикус)
Хотел написать название топлива, а получилось название пальмового ореха.
(Кокс - кокос)
Хотел написать палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе, а получилось название болотного кустарника с красными кислыми ягодами.
(Клюка - клюква)
Хотел написать плоская часть поверхности геометрического тела, а получилось травянистое растение с пахучими листьями.
(Грань - герань)
Хотел написать спортивные матерчатые ботинки, а получилось вечнозелёное хвойное дерево, дающее вкусные орехи.
(Кеды - кедр)
Жюри определяет победителей конкурсов.
Ведущий: Ребята помните, что на свете нет ничего бесполезного. Каждая травинка приносит пользу. Поэтому никогда не рвите цветы, травы, листья на деревьях, даже если растение вам не нравится. Растения – живые организмы, как люди и звери. Они также как и мы умеют чувствовать боль и радость. Сорванное растение погибает. А сколько животных и растений находится на грани вымирания. Люди безумно истребляли их. Теперь они занесены в Красную книгу и охраняются законом.
Звучит музыка, гаснет свет и на экране показывают слайды с изображением исчезающих животных и растений, комментируя их названия.
Ведущий: Ребята запомните названия этих животных и растений. Их нельзя рвать и убивать, иначе они навсегда исчезнут.
Звучит музыка. Ребята выходят на сцену и поют песню.
Природа – наш верный друг!
Куплет:
Просыпаясь, мы в окошко
Видим солнечный свет,
Ведь природа служит людям
Уже множество лет.
Волны рек о берег бьются,
Травы быстро растут
Дети весело смеются,
Песни звонко поют.
Давайте улыбнёмся,
Как хорошо вокруг!
Природа – наш хороший,
Наш добрый, верный друг!
Припев:
Пусть всегда
Солнце в небе светит
И растут травы на планете,
Реки все
Волнами играют,
И вокруг птицы распевают!
Ну а мы охранять вас будем,
Ведь недаром разум дан всем людям!
За природу с вами мы в ответе!
Она - мать, ну а мы ей - дети!
ЛИТЕРАТУРА
1. Особо охраняемые природные территории ульяновской области /под ред. В.В.Благовещенского. - Ульяновск: “Дом печати”, 1997. -184.: ил.
2. Охрана природы: (факультативный курс). Пособие для учащихся / А.В. Михеев; Под ред. К.В. Пашканга. -М.: Просвещение, 1998.
3. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Экология/авт. - сост. А.Е.Чижевский. Худож. В.В.Николаев. Под общ. Ред. О.Г.Хинин. - М.: ООО “Издательство АСТ”. 1997.
4. С любовью к природе. - Саратов: Приволж.кн.изд-во (Пенз.отд-ние), 1984.
5. Бобров Р.В. Беседы о лесе. -2-е изд.- М.: Мол. Гвардия, 1982. (Эврика).
6. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки / предисл. В.Смирновой; рис. В.Лебедева. -М.: Дет. Лит., 1987.
7. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. Учреждений/ О.С.Габриелян. Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев. В.И.Теренин; Под ред. В.И.Теренина. -4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003.
8. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. Учреждений/ О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. -2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2002.
Приложение 4 (видео, большой объем, находится у автора)