Блок уроков по теме "Карбоновые кислоты" с применением ИКТ

Разделы: Химия, Информатика


Цель создания данной работы – показать возможности использования мультимедийных технологий на уроках химии.

Важнейшим направлением образования является его информатизация. Это приводит к повышению информативности получаемых студентами в ходе образовательного процесса впечатлений. Будущее требует от студентов знаний в области использования информационных технологий. Задача педагога научить жить и трудиться в мире глобальных коммуникационных сетей, Интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить понимать ее. Использование информационных технологий позволяет повысить эффективность других технологий.

Применение в учебном процессе мультимедийных технологий по сравнению с традиционными методами обучения позволяют:

  • Оптимизировать проведение уроков, практических и лабораторных занятий по предмету, особенно объяснение нового материала;
  • Использовать вместо оригинала компьютерные, интерактивные имитационные модели объекта учебного процесса и проводить наблюдение процесса из вне;
  • Осуществлять повторно передачи учебного материала;
  • Повысить развивающий потенциал уроков;
  • Разработать виртуальные стенды для лабораторных работ, выполнять работы с вредными веществами.

Передо мной встала задача: разработать уроки с использованием презентаций, чтобы во время урока студенты принимали непосредственное участие в работе. В настоящее время разработаны мультимедийные презентации по урокам по темам: «Галогены», «Сера», «Металлы», «Белки», «Жиры», «Углеводы», «Глюкоза», «Каучук», «Спирты», «Амины» и др. Предлагаю разработку темы «Карбоновые кислоты» (8 часов).

  • 1 урок медиа-урок «Карбоновые кислоты» изучение нового материала.
  • 2 урок практическое занятие.
  • 3 урок лабораторная работа.
  • 4 урок контрольная работа

Урок 1. Медиа-урок «Карбоновые кислоты»

Цели:

  • Обеспечить восприятие и осмысление понятия «карбоксильная группа».
  • Продемонстрировать сходство и отличие неорганических и органических кислот.
  • Углубить понятие «водородная связь».
  • Подвести студентов к осознанию практической значимости изучаемой темы.
  • Проконтролировать степень усвоения знаний по теме.
  • Создать условия для развития у студентов умения анализировать изученное, результаты тестов и опытов.
  • Развивать интерес к химии как науки.
  • Показать биологическую роль и распространенность кислот в природе.
  • Формировать черты социально-нравственной личности студента.

Тип урока: изучение нового материала с мультимедийной поддержкой.

Методы и методические приемы: словесные, наглядные, химический эксперимент, самостоятельная работа с дополнительной литературой, ресурсами Интернет

Оборудование:

  • На доске: дата, тема урока, план урока
  • На столах студентов: стеклянки с уксусной кислотой, соляной кислотой, лакмусовая бумажка, штативы с пробирками, пипетки, спиртовка, спички, гранулы цинка, оксид магния, карбонат кальция, лимонная кислота, инструктивная карточка для выполнения.
  • На демонстрационном столе: 8 химических стаканов (50 мл) из них в 4-х стаканах – раствор соляной кислоты, в 4-х других магний, оксид магния, гидрооксид меди (II), карбонат кальция, этиловый спирт, уксусная кислота концентрированная, серная кислота, пробирки, спички, пробиркодержатель, аптечка, диск DVD «Образовательная коллекция Органическая химия 10-11 класс»

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Новое содержание: Строение, номенклатура, физические и химические свойства, применение карбоновых кислот, важнейшие характеристики токсичности и санитарно-гигиенические нормы карбоновых кислот.

Планируемые результаты обучения:

  • Применить знания о строении и важнейших свойствах карбоновых кислот.
  • Применять знания способов получения и области применения карбоновых кислот для написания химических уравнений реакций.
  • Объяснять важность применения техники безопасности для сохранения здоровья.

Структура урока:

  1. Вводная часть:
    • Подготовка студентов к уроку;
    • Подготовка к восприятию нового материала;
    • Объявление темы, цели, плана урока.
  2. Повторение:
    • Фронтальный опрос по предыдущим темам;
    • Работа с тестами в группах.
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление изученного материала
  5. Подведение итогов
  6. Домашнее задание

План урока:

  1. Классификация карбоновых кислот
  2. Изомерия и номенклатура
  3. Физические свойства
  4. Строение уксусной кислоты
  5. Химические свойства
  6. Муравьиная и уксусная кислота

Ход урока

I. Вводная часть

Организационный этап:

  • Взаимное приветствие участников урока.
  • Фиксация отсутствующих.
  • Проверка готовности студентов к уроку.
  • Запись темы и плана урока в тетрадь.
  • Постановка перед студентами учебной проблемы, значимость для них нового материала.
  • Первичное введение в материал с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности студентов.

1. Текущий опрос (ввод в тему, указание на то, что студенты должны особенно запомнить):

  • С какими классами кислородосодержащих мы уже знакомы?
  • По какому признаку классифицируются данные классы?

2. Презентация слайдов (Диск DVD образовательная коллекция «Органическая химия 10-11 класс»)

  • Классификация спиртов (1-2 слайд)
  • Гомологический ряд спиртов (1 слайд с демонстрацией моделей спиртов)
  • Классификация альдегидов (2-4 слайд с демонстрацией моделей альдегидов)
  • Изомерия альдегидов (3 слайд)
  • Номенклатура альдегидов (2 слайд)

3. Выводы преподавателя по просмотру (ввод в тему)

4. Решение задач у доски с выводом формулы карбоновой кислоты (Ввод в тему) студентом, с обобщением преподавателя.

II. Изучение нового материала (объяснение темы происходит с применением медиапроектора)

1. Постановка цели и задачи изучения темы:

  • Углубить знания о взаимосвязи с другими классами
  • Уметь определять принадлежность вещества к классу карбоновых кислот
  • Знать свойства и важнейшие области применения карбоновых кислот

2. Историческая справка

С давних времен люди используют приправы для придания пище кислого вкуса. С этой целью использовались листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы. Разумеется, тогда никто не думал о том, что кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса –карбоновых кислот. Многие из Вас не избежали искушения воткнуть в муравейник прутик, посмотреть на панику муравьев, а потом лизнуть палочку.

Благодаря работам выдающегося шведского химика Карла Вильгема Шееле к концу 18 века стало известно около десяти различных органических кислот. Он выделил и описал лимонную, молочную, щавелевую и другие кислоты.

3. Классификация карбоновых кислот

Рассказ с демонстрацией слайдов, беседа со студентами по основным моментам темы.

  • Определение карбоновых кислот (обращение к ранее решенной задачи, запись в тетрадь). Преподаватель объясняет этимологию термина «карбоксильная группа»
  • Классификация карбоновых кислот по строению радикала и количеству функциональных групп (демонстрация слайдов 1-2 слайд)

4. Гомологический ряд (демонстрация моделей, просмотр слайдов)

  • Алкановые кислоты (1 слайд и демонстрация моделей)
  • Изомерия кислот (2 слайд)

5. Физические свойства (просмотр слайдов с комментарием преподавателя и демонстрации образцов кислот)

  • Физические свойства кислот (1 слайд)
  • Водородная связь (2 слайд)

6. Строение уксусной кислоты (просмотр слайдов с комментарием преподавателя)

  • Строение уксусной кислоты(1 слайд)
  • Электронное строение молекулы (3 слайд)

7. Химические свойства. Рассказ преподавателя с демонстрацией слайдов (1-7 слайд), с записью уравнений реакции, демонстрация опытов преподавателем и студентами на партах, соблюдая ПТБ

Для выявления химических свойств карбоновых кислот Вы проведете небольшое исследование. По инструктивной карте выполнить опыты (Приложение 1).

  • Диссоциация кислот
  • Взаимодействие с металлами, оксидами и гидрооксидами, солями, спиртами
  • Демонстрационный эксперимент: получение лимонада
  • Реакция окисления.

8. Представители кислот.( Просмотр слайдов 1-6 слайд)

  • Муравьиная кислота;
  • Уксусная кислота.

III. Закрепление изученного материала

Умение оперировать ранее полученными знаниями, использование различных форм контроля.

  • Работа с матрицей (Приложение 2)
  • Работа по исправлению ошибок в уравнениях реакции и расстановка коэффициентов (Приложение 3)

IV. Подведение итогов.

Дать оценку успешности достижения цели, перспективы на будущее. Самооценка и оценка работы групп, отдельных студентов, аргументация оценок. Замечания по уроку, поощрения.

  • Слово преподавателя
  • Заполнение листков контроля (Приложение 4)
  • Репортаж с места события (Приложение 5)

V. Выдача домашнего задания (по выбору):

Творческая работа по теме «Карбоновые кислоты»:

  • Сказка «Лимонадная страна».
  • Презентация по теме.
  • Кроссворд по терминам.
  • Сообщения по теме «Карбоновые кислоты».

Урок 2. Практическое занятие по теме: «Карбоновые кислоты» 

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить полученные теоретические знания по теме «Карбоновые кислоты»:

  • Формировать умения применять ранее полученные знания на практике;
  • Развивать интеллектуальные умения у будущих специалистов;
  • Формировать профессиональные качества, как самостоятельность, точность, творческую инициативу при выборе способов выполнения.

Тип урока: совершенствование знаний.

Методы:

  • словесные (беседа);
  • наглядные (демонстрация таблиц);
  • наглядно-действенные (выполнение практической работы).

Структура урока:

  1. Вводная часть
  2. Главная часть
  3. Заключительная часть

Ход урока

I. Вводная часть.

  • подготовка студентов к уроку;
  • выяснение техники проведения эксперимента (последовательность выполнения действий, ожидаемый результат, техника безопасности).

II. Главная часть

  • выполнение практической работы .

Преподаватель следит за ходом выполнения работы, соблюдением техники безопасности, подсказывает, замечает ошибки.

III. Заключительная часть.

  • краткая запись хода работы;
  • формулирование выводов;
  • преподаватель отмечает положительные и отрицательные моменты выполнения работы;
  • студенты сдают отчет по работе.

Урок 3. Лабораторная работа по теме «Карбоновые кислоты»

Цель: формирование практических умений, совершенствование знаний полученных при изучении темы «Карбоновые кислоты».

Задачи:

  1. Образовательные: углубить, расширить и систематизировать знания студентов опираясь на основные понятия темы. Четко сформулировать вопросы. Познакомить студентов с техникой выполнения работы. Дать рекомендации по ее выполнения.
  2. Развивающиеся: познакомить студентов с некоторыми методическими приемами, используемыми при выполнении работы из тканей и биологических жидкостей. Сформулировать практические умения работы с химическим оборудованием, химическими реактивами и биологическими объектами. Развитие интеллекта, мышления студентов, развивать умения делать выводы на основе полученных результатов.
  3. Воспитательные: воспитание научного мировоззрения на основе выполненной работы сделанных выводов, эстетическое, экологическое и нравственное воспитание.

Тип урока: совершенствование знаний.

Методы:

  • словесные (беседа);
  • наглядные (демонстрация таблиц);
  • наглядно-действенные (выполнение лабораторной работы).

Структура урока:

  1. Вводная часть
  2. Главная часть
  3. Заключительная часть

Ход урока

I. Вводная часть.

  • подготовка студентов к уроку;
  • выяснение техники проведения эксперимента (последовательность выполнения действий, ожидаемый результат, техника безопасности).

II. Главная часть.

  • выполнение лабораторной работы .

Преподаватель следит за ходом выполнения работы, соблюдением техники безопасности, подсказывает, замечает ошибки.

III. Заключительная часть.

  • краткая запись хода работы;
  • формулирование выводов;
  • преподаватель отмечает положительные и отрицательные моменты выполнения работы;
  • студенты сдают отчет по работе.

Урок 4. Контрольная работа по теме: «Карбоновые кислоты»

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты»

Структура урока:

  1. Вводная часть
  2. Главная часть
  3. Заключительная часть

Ход урока

I. Вводная часть.

  • подготовка студентов к уроку;
  • выяснение выполнения контрольной работы (последовательность выполнения, требования к выполненной работе, ожидаемый результат).

II. Главная часть.

  • выполнение контрольной работы по тестам на 2 варианта.

Вариант 1.

  1. Какие из следующих соединений относятся к непредельным монокарбоновым кислотам?
    А)
    Б)
    В)
    Г)

  2. Как называется кислота следующего строения  
    А) 1,2-диметилбутановая
    Б) 2,3-диметилбутановая
    В) 2,3-диметилгексановая
    Г) изокапроновая

  3. Найдите среди приведенных структурных формул формулу 2-метилбутановой кислоты:
    А)
    Б)
    В)
    Г)

  4. С какими из указанных веществ взаимодействует муравьиная кислота
    А)
    Б)
    В)
    Г)

  5. Укажите вещества, которые образуют в результате следующего превращения:
    А)
    Б)
    В)
    Г)

Вариант 2

  1. Какие из следующих соединений относится к дикарбоновым кислотам?
    А)
    Б)
    В)
    Г)

  2. Как называется кислота следующего строения:  
    А) н-бутановая
    Б) 2-метилпропановая
    В) изомасляная
    Г) 2-метилбутановая

  3. Найти среди приведенных формул формулу 2,3-диметилгексановой кислоты:
    А)
    Б)
    В)
    Г)

  4. С какими из указанных веществ взаимодействует олеиновая кислота?
    А)
    Б)
    В)
    Г)

  5. Укажите вещества, которые образуются в результате следующего превращения:
    А)
    Б)
    В)
    Г)

Ответы:

Вариант № вопросов
   1       2       3       4       5   
1 вариант А, Б В, Г А Г А, Б
2 вариант Б, В Б, В Г Б А, В

Преподаватель следит за ходом выполнения работы.

III. Заключительная часть.

  • сдача работ;
  • формулирование выводов;
  • комментарии преподавателя;
  • выдача домашнего задания.

Приложения.