Цель создания данной работы – показать возможности использования мультимедийных технологий на уроках химии.
Важнейшим направлением образования является его информатизация. Это приводит к повышению информативности получаемых студентами в ходе образовательного процесса впечатлений. Будущее требует от студентов знаний в области использования информационных технологий. Задача педагога научить жить и трудиться в мире глобальных коммуникационных сетей, Интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить понимать ее. Использование информационных технологий позволяет повысить эффективность других технологий.
Применение в учебном процессе мультимедийных технологий по сравнению с традиционными методами обучения позволяют:
- Оптимизировать проведение уроков, практических и лабораторных занятий по предмету, особенно объяснение нового материала;
- Использовать вместо оригинала компьютерные, интерактивные имитационные модели объекта учебного процесса и проводить наблюдение процесса из вне;
- Осуществлять повторно передачи учебного материала;
- Повысить развивающий потенциал уроков;
- Разработать виртуальные стенды для лабораторных работ, выполнять работы с вредными веществами.
Передо мной встала задача: разработать уроки с использованием презентаций, чтобы во время урока студенты принимали непосредственное участие в работе. В настоящее время разработаны мультимедийные презентации по урокам по темам: «Галогены», «Сера», «Металлы», «Белки», «Жиры», «Углеводы», «Глюкоза», «Каучук», «Спирты», «Амины» и др. Предлагаю разработку темы «Карбоновые кислоты» (8 часов).
- 1 урок медиа-урок «Карбоновые кислоты» изучение нового материала.
- 2 урок практическое занятие.
- 3 урок лабораторная работа.
- 4 урок контрольная работа
Урок 1. Медиа-урок «Карбоновые кислоты»
Цели:
- Обеспечить восприятие и осмысление понятия «карбоксильная группа».
- Продемонстрировать сходство и отличие неорганических и органических кислот.
- Углубить понятие «водородная связь».
- Подвести студентов к осознанию практической значимости изучаемой темы.
- Проконтролировать степень усвоения знаний по теме.
- Создать условия для развития у студентов умения анализировать изученное, результаты тестов и опытов.
- Развивать интерес к химии как науки.
- Показать биологическую роль и распространенность кислот в природе.
- Формировать черты социально-нравственной личности студента.
Тип урока: изучение нового материала с мультимедийной поддержкой.
Методы и методические приемы: словесные, наглядные, химический эксперимент, самостоятельная работа с дополнительной литературой, ресурсами Интернет
Оборудование:
- На доске: дата, тема урока, план урока
- На столах студентов: стеклянки с уксусной кислотой, соляной кислотой, лакмусовая бумажка, штативы с пробирками, пипетки, спиртовка, спички, гранулы цинка, оксид магния, карбонат кальция, лимонная кислота, инструктивная карточка для выполнения.
- На демонстрационном столе: 8 химических стаканов (50 мл) из них в 4-х стаканах – раствор соляной кислоты, в 4-х других магний, оксид магния, гидрооксид меди (II), карбонат кальция, этиловый спирт, уксусная кислота концентрированная, серная кислота, пробирки, спички, пробиркодержатель, аптечка, диск DVD «Образовательная коллекция Органическая химия 10-11 класс»
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Новое содержание: Строение, номенклатура, физические и химические свойства, применение карбоновых кислот, важнейшие характеристики токсичности и санитарно-гигиенические нормы карбоновых кислот.
Планируемые результаты обучения:
- Применить знания о строении и важнейших свойствах карбоновых кислот.
- Применять знания способов получения и области применения карбоновых кислот для написания химических уравнений реакций.
- Объяснять важность применения техники безопасности для сохранения здоровья.
Структура урока:
- Вводная часть:
- Подготовка студентов к уроку;
- Подготовка к восприятию нового материала;
- Объявление темы, цели, плана урока.
- Повторение:
- Фронтальный опрос по предыдущим темам;
- Работа с тестами в группах.
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Подведение итогов
- Домашнее задание
План урока:
- Классификация карбоновых кислот
- Изомерия и номенклатура
- Физические свойства
- Строение уксусной кислоты
- Химические свойства
- Муравьиная и уксусная кислота
Ход урока
I. Вводная часть
Организационный этап:
- Взаимное приветствие участников урока.
- Фиксация отсутствующих.
- Проверка готовности студентов к уроку.
- Запись темы и плана урока в тетрадь.
- Постановка перед студентами учебной проблемы, значимость для них нового материала.
- Первичное введение в материал с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности студентов.
1. Текущий опрос (ввод в тему, указание на то, что студенты должны особенно запомнить):
- С какими классами кислородосодержащих мы уже знакомы?
- По какому признаку классифицируются данные классы?
2. Презентация слайдов (Диск DVD образовательная коллекция «Органическая химия 10-11 класс»)
- Классификация спиртов (1-2 слайд)
- Гомологический ряд спиртов (1 слайд с демонстрацией моделей спиртов)
- Классификация альдегидов (2-4 слайд с демонстрацией моделей альдегидов)
- Изомерия альдегидов (3 слайд)
- Номенклатура альдегидов (2 слайд)
3. Выводы преподавателя по просмотру (ввод в тему)
4. Решение задач у доски с выводом формулы карбоновой кислоты (Ввод в тему) студентом, с обобщением преподавателя.
II. Изучение нового материала (объяснение темы происходит с применением медиапроектора)
1. Постановка цели и задачи изучения темы:
- Углубить знания о взаимосвязи с другими классами
- Уметь определять принадлежность вещества к классу карбоновых кислот
- Знать свойства и важнейшие области применения карбоновых кислот
2. Историческая справка
С давних времен люди используют приправы для придания пище кислого вкуса. С этой целью использовались листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы. Разумеется, тогда никто не думал о том, что кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса –карбоновых кислот. Многие из Вас не избежали искушения воткнуть в муравейник прутик, посмотреть на панику муравьев, а потом лизнуть палочку.
Благодаря работам выдающегося шведского химика Карла Вильгема Шееле к концу 18 века стало известно около десяти различных органических кислот. Он выделил и описал лимонную, молочную, щавелевую и другие кислоты.
3. Классификация карбоновых кислот
Рассказ с демонстрацией слайдов, беседа со студентами по основным моментам темы.
- Определение карбоновых кислот (обращение к ранее решенной задачи, запись в тетрадь). Преподаватель объясняет этимологию термина «карбоксильная группа»
- Классификация карбоновых кислот по строению радикала и количеству функциональных групп (демонстрация слайдов 1-2 слайд)
4. Гомологический ряд (демонстрация моделей, просмотр слайдов)
- Алкановые кислоты (1 слайд и демонстрация моделей)
- Изомерия кислот (2 слайд)
5. Физические свойства (просмотр слайдов с комментарием преподавателя и демонстрации образцов кислот)
- Физические свойства кислот (1 слайд)
- Водородная связь (2 слайд)
6. Строение уксусной кислоты (просмотр слайдов с комментарием преподавателя)
- Строение уксусной кислоты(1 слайд)
- Электронное строение молекулы (3 слайд)
7. Химические свойства. Рассказ преподавателя с демонстрацией слайдов (1-7 слайд), с записью уравнений реакции, демонстрация опытов преподавателем и студентами на партах, соблюдая ПТБ
Для выявления химических свойств карбоновых кислот Вы проведете небольшое исследование. По инструктивной карте выполнить опыты (Приложение 1).
- Диссоциация кислот
- Взаимодействие с металлами, оксидами и гидрооксидами, солями, спиртами
- Демонстрационный эксперимент: получение лимонада
- Реакция окисления.
8. Представители кислот.( Просмотр слайдов 1-6 слайд)
- Муравьиная кислота;
- Уксусная кислота.
III. Закрепление изученного материала
Умение оперировать ранее полученными знаниями, использование различных форм контроля.
- Работа с матрицей (Приложение 2)
- Работа по исправлению ошибок в уравнениях реакции и расстановка коэффициентов (Приложение 3)
IV. Подведение итогов.
Дать оценку успешности достижения цели, перспективы на будущее. Самооценка и оценка работы групп, отдельных студентов, аргументация оценок. Замечания по уроку, поощрения.
- Слово преподавателя
- Заполнение листков контроля (Приложение 4)
- Репортаж с места события (Приложение 5)
V. Выдача домашнего задания (по выбору):
Творческая работа по теме «Карбоновые кислоты»:
- Сказка «Лимонадная страна».
- Презентация по теме.
- Кроссворд по терминам.
- Сообщения по теме «Карбоновые кислоты».
Урок 2. Практическое занятие по теме: «Карбоновые кислоты»
Цель: обобщить, систематизировать, закрепить полученные теоретические знания по теме «Карбоновые кислоты»:
- Формировать умения применять ранее полученные знания на практике;
- Развивать интеллектуальные умения у будущих специалистов;
- Формировать профессиональные качества, как самостоятельность, точность, творческую инициативу при выборе способов выполнения.
Тип урока: совершенствование знаний.
Методы:
- словесные (беседа);
- наглядные (демонстрация таблиц);
- наглядно-действенные (выполнение практической работы).
Структура урока:
- Вводная часть
- Главная часть
- Заключительная часть
Ход урока
I. Вводная часть.
- подготовка студентов к уроку;
- выяснение техники проведения эксперимента (последовательность выполнения действий, ожидаемый результат, техника безопасности).
II. Главная часть
- выполнение практической работы .
Преподаватель следит за ходом выполнения работы, соблюдением техники безопасности, подсказывает, замечает ошибки.
III. Заключительная часть.
- краткая запись хода работы;
- формулирование выводов;
- преподаватель отмечает положительные и отрицательные моменты выполнения работы;
- студенты сдают отчет по работе.
Урок 3. Лабораторная работа по теме «Карбоновые кислоты»
Цель: формирование практических умений, совершенствование знаний полученных при изучении темы «Карбоновые кислоты».
Задачи:
- Образовательные: углубить, расширить и систематизировать знания студентов опираясь на основные понятия темы. Четко сформулировать вопросы. Познакомить студентов с техникой выполнения работы. Дать рекомендации по ее выполнения.
- Развивающиеся: познакомить студентов с некоторыми методическими приемами, используемыми при выполнении работы из тканей и биологических жидкостей. Сформулировать практические умения работы с химическим оборудованием, химическими реактивами и биологическими объектами. Развитие интеллекта, мышления студентов, развивать умения делать выводы на основе полученных результатов.
- Воспитательные: воспитание научного мировоззрения на основе выполненной работы сделанных выводов, эстетическое, экологическое и нравственное воспитание.
Тип урока: совершенствование знаний.
Методы:
- словесные (беседа);
- наглядные (демонстрация таблиц);
- наглядно-действенные (выполнение лабораторной работы).
Структура урока:
- Вводная часть
- Главная часть
- Заключительная часть
Ход урока
I. Вводная часть.
- подготовка студентов к уроку;
- выяснение техники проведения эксперимента (последовательность выполнения действий, ожидаемый результат, техника безопасности).
II. Главная часть.
- выполнение лабораторной работы .
Преподаватель следит за ходом выполнения работы, соблюдением техники безопасности, подсказывает, замечает ошибки.
III. Заключительная часть.
- краткая запись хода работы;
- формулирование выводов;
- преподаватель отмечает положительные и отрицательные моменты выполнения работы;
- студенты сдают отчет по работе.
Урок 4. Контрольная работа по теме: «Карбоновые кислоты»
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты»
Структура урока:
- Вводная часть
- Главная часть
- Заключительная часть
Ход урока
I. Вводная часть.
- подготовка студентов к уроку;
- выяснение выполнения контрольной работы (последовательность выполнения, требования к выполненной работе, ожидаемый результат).
II. Главная часть.
- выполнение контрольной работы по тестам на 2 варианта.
Вариант 1.
-
Какие из следующих соединений относятся к непредельным монокарбоновым кислотам?
А)
Б)
В)
Г) -
Как называется кислота следующего строения
А) 1,2-диметилбутановая
Б) 2,3-диметилбутановая
В) 2,3-диметилгексановая
Г) изокапроновая -
Найдите среди приведенных структурных формул формулу 2-метилбутановой кислоты:
А)
Б)
В)
Г) -
С какими из указанных веществ взаимодействует муравьиная кислота
А)
Б)
В)
Г) -
Укажите вещества, которые образуют в результате следующего превращения:
А)
Б)
В)
Г)
Вариант 2
-
Какие из следующих соединений относится к дикарбоновым кислотам?
А)
Б)
В)
Г) -
Как называется кислота следующего строения:
А) н-бутановая
Б) 2-метилпропановая
В) изомасляная
Г) 2-метилбутановая -
Найти среди приведенных формул формулу 2,3-диметилгексановой кислоты:
А)
Б)
В)
Г) -
С какими из указанных веществ взаимодействует олеиновая кислота?
А)
Б)
В)
Г) -
Укажите вещества, которые образуются в результате следующего превращения:
А)
Б)
В)
Г)
Ответы:
Вариант | № вопросов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 вариант | А, Б | В, Г | А | Г | А, Б |
2 вариант | Б, В | Б, В | Г | Б | А, В |
Преподаватель следит за ходом выполнения работы.
III. Заключительная часть.
- сдача работ;
- формулирование выводов;
- комментарии преподавателя;
- выдача домашнего задания.