Программные задачи:
- Подводить детей к обобщению накопленных представлений о родном крае: о людях-тружениках Сахалина, о городах, природе, природных богатствах Сахалина.
- Закрепить представления о коренных жителях севера Сахалина – нивхах.
- Учить детей поддерживать беседу, высказывать свои суждения, отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения.
- Воспитывать у детей любовь и гордость за родной край, способствовать воспринимать красивое, умение заботиться о растениях и животных.
Обогащение словаря: рыбный промысел, лежбище, путина.
Активизация словаря: Охотское море, Татарский пролив.
Материал: карта Сахалина, иллюстрации, открытки, слайды СахалинПриложениеской природы, стихи, песни о Сахалине.
Ход занятия
– Сегодня мы поговорим о родном крае, о нашем острове. Кто скажет, как называется остров на котором мы живем? (о. Сахалин)
– Почему мы говорим, что это остров? (Со всех сторон омывается водой). С одной стороны Охотским морем, с другой – Татарским проливом.
– Вот какой наш остров. На что он похож? (На рыбу). (Приложение 1)
– Остров наш очень красивый, про него слагают песни и стихи.
Ярким солнцем озаренный
От подножий сопок до вершин,
С добрым утром остров обновленный
Близкий сердцу Сахалин.
– Остров Сахалин большой. На нем много городов и поселков. Назовите их. (г. Макаров, г. Долинск и т.д.)
– В честь кого названы поселки Смирных, Буюклы, Леонидово? (В честь погибших солдат, которые воевали с японцами).
– Правильно. Именами героев называют не только поселки, но и суда морского и рыболовецкого флота. А сахалинские поэты, писатели посвящают им свои рассказы, стихи.
– Вот вы перечислили города нашего острова. А какой город самый главный? (г. Южно-Сахалинск). (Приложение 2)
– Правильно, Южно-Сахалинск большой, красивый город. В нем построено много школ, детских садов, больниц, спортивных сооружений. В г. Южно-Сахалинске есть площадь Победы, парк имени Ю. Гагарина. В этом парке есть железная дорога, много аттракционов.
– Может быть, кто-нибудь из вас был в Южно-Сахалинске? На чем вы добирались до Южно-Сахалинска? (На поезде, на автобусе, на машине)
Чем вам запомнился этот город? (Рассказы детей)
– А как называется наш город? (Макаров). Вы любите наш город?
– Расскажите, за что вы любите ваш город? (Рассказы детей)
– Вы много рассказали о нашем городе, правильно сказали, что у нас красивая природа, но наш город славится не только природой, но и людьми. На город прославляют спортсмены, юные танцоры, которые выезжают в другие города на соревнования и конкурсы, получают награды и медали за свои успехи. (Приложение 3)
– Остров наш хоть и маленький, но очень богатый. Как называется наш остров? (Остров сокровищ)
– Почему наш остров так называют? (Добывают уголь, нефть, газ, золото, есть минеральные источники)
– Самый северный город Сахалина – Оха. Чем знаменит этот город? (Добывают нефть, газ) (Приложение 4)
– Сахалинской нефтью снабжают другие города России. Нужна нам нефть? Что получают из нефти? (Бензин, солярку, керосин, машинное масло)
– Как называют профессию людей, которые добывают нефть? (Нефтяники).
– А еще у нас на Сахалине много шахтеров, что это за профессия? (Шахтеры добывают уголь) (Приложение 5)
– Уголь – еще одно богатство острова. Его запасы столь велики, что можно сказать, Сахалин лежит на угольной подушке.
– Где добывают уголь? (В шахте)
– А какое самое главное богатство на Сахалине? (Рыба и лес)
– Какие портовые города вы знаете? (г. Холмск, г. Невельск) (Приложение 6)
– Как еще называют эти города? (Город рыбаков) Почему? (Эти города связаны с морем, там живут рыбаки)
– Много рыбы ловят рыбаки. А куда идет эта рыба? (В магазины, в другие города, на рыбоперерабатывающие заводы, где делают консервы)
– Рыбаки ловят рыбу летом и осенью, т.е. в рыбную путину, и зимой у них много работы, занимаются последним ловом рыбы, готовятся к летней путине.
– А вы знаете, что такое путина?
– Как вы думаете, какие это люди рыбаки? Что можно про них сказать? (Мужественные, смелые, не боятся штормов и ураганов) (Приложение 7)
– У нас не только ловят рыбу, но и разводят ее. Расскажите, где разводят рыбу? (На Сахалине есть рыбоводные заводы, где из икры выращивают мальков)
– А какую рыбу у нас разводят? (Кету и горбушу)
– Кета и горбуша – самое главное и замечательное богатство наших морей и рек.
– Подводный мир богат. Чем богаты наши море и реки? (Рыбой, морскими водорослями, крабами, моллюсками)
– У нас есть остров Тюленей. Почему он так называется? (Потому что там собираются морские животные) (Приложение 8)
– Какие это животные? (Тюлени, морские котики, нерпы) (Приложение 9)
– На этом острове морские животные устраивают лежбища.
– Каких морских птиц вы знаете? (Чайки, кайры, бакланы)
– Что эти птицы устраивают на скалах? (Птичьи базары) (Приложение 10)
– Вы очень много интересного рассказали про море. А сейчас я предлагаю в поход по родному краю.
Физминутка.
Прогулка в лес
Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идем лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам –
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.
Мы зайдем в смолистый ельник,
Где и в жаркий полдень – тень,
Там заметим муравейник
И большой замшелый пень.
Огонечки земляники
Зажигаются в траве,
Золотою рябью блики
Пробегают по листве.
Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку,
Поглядим на танцы пчел.
– Вот мы с вами пришли в лес. Велики лесные богатства Сахалина! Чем богаты наши леса? (Грибами, ягодой, древесиной)
– Вы правильно сказали, что наши леса богаты ягодой. А какая ягода растет только на Сахалине? (Красника) (Приложение 11) Расскажите, что вы о ней знаете. (Красника растет только в наших лесах. Мы ее называем клоповкой. Красника очень полезная ягода, в ней много витаминов и кислоты. Из этой ягоды делают сиропы, соки, напиток «Красничка». Нашу ягоду отправляют за границу – в Японию.)
– Вы сказали, что наш лес богат древесиной. (Приложение 12) А где перерабатывают древесину, на каком заводе? (На бумзаводе)
– А что получают из древесины? (Бумагу, картон)
– На Сахалинской бумаге печатаются все газеты области. Ее вывозят в другие районы страны, за границу.
– Богат животный мир острова Сахалина. Охотники – промысловики добывают много шкурок ценных пушных зверьков.
_ А кто знает, где разводят этих зверей? (На специальных фермах)
– Какие это звери? (Черно-бурые лисы, норки, соболя) (Приложение 13)
– Почему их разводят? (Из-за меха)
– В лесах у нас водятся не только животные, но и птицы. Назовите их. (Рябчики, гуси, утки и т.д.)
– Вы рассказали о богатстве нашего острова, но самое главное богатство – это люди. Хоть и капризна на острове погода, то проплывают туманы, то проносятся метели, то обрушиваются ураганы, тайфуны, землетрясение, но Сахалинцы – люди мужественные. Они не боятся ни сильных морозов, ни циклонов. Люди трудятся так, чтобы наша Сахалинская земля стала лучше, красивее, богаче.
– Суров север Сахалина, там живут люди, которые привыкли к этому климату. Если их переселить в другую местность, им там будет плохо жить. Кто эти люди? (Нивхи) (Приложение 14)
– Что вы знаете об этом народе? Расскажите. (Это коренные жители, которые живут только на Сахалине. Эти люди – прирожденные рыбаки и охотники. Взрослые обучают детей охотиться на зверей, ловить рыбу. Это очень смелые, выносливые люди. Среди них есть поэты, писатели. Это прекрасные мастера, художники. Они изготавливают игрушки, украшения, одежду.)
Итог:
- О чем мы сегодня с вами разговаривали? (О родном крае, где мы живем, о. Сахалине)
- Что нового узнали на занятии?
- Что бы вы хотели еще узнать?
Чтение стихов
о. Сахалин
Из моря смотрит островок,
Его зеленые уклоны
Украсил трав густых венок,
Фиалки, анемоны.
Над ним сплетаются листы,
Вокруг него чуть плещут волны.
Деревья грустны, как мечты,
Как статуи безмолвны.
Здесь еле дышит ветерок,
Сюда гроза не долетает,
И безмятежный островок
Всё дремлет, засыпает.
(Шелли Перси Биши)
В заключении дети исполняют песню «Что тебе сказать про Сахалин» (сл. М.Танича, муз. Я.Френкеля).