Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


В современном стремительно развивающемся XXI веке компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышение  роли информации, превращение ее  в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии  собственно компьютеров и прочих технических устройств, сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Использование компьютерных технологий находит своё отражение и в коррекционно-образовательном процессе. Электронные и информационные ресурсы с различной текстовой или визуальной информацией в виде различных презентаций позволяют значительно повысить эффективность целенаправленного системного логопедического воздействия.

Очень часто от некоторых, скептически настроенных, педагогов или родителей можно услышать негативные реплики об использовании компьютера в учебно-образовательных целях. Одни считают, что это вредно для здоровья детей. Другие, отвечая на вопрос: «Зачем это надо?», отвечают: «это модно» или «потому, что требуют». Конечно, все эти ответы имеют место «быть». Ну, во-первых, при использовании ИКТ на занятиях должны обязательно соблюдаться требования САНПИна. Во-вторых, любой действующий педагог должен идти в ногу со временем и повышать уровень своего профессионального мастерства. Но есть и ещё один немаловажный ответ на этот вопрос «это удобно».

Не секрет, что выработка определённого артикуляционного уклада требует длительной и систематической работы, а иногда и сотни повторений. Всё это очень утомительно и однообразно для ребёнка-дошкольника. Поэтому любой учитель-логопед знает, что для того, чтобы логопедическое занятие было интересным и продуктивным, с высокой степенью речевой активности, очень важно подобрать речевой и практический материал(дидактические игры, пособия, игрушки, муляжи, предметные и сюжетные картинки). Как правило, это занимает большое количество времени и зачастую вызывает большие трудности при подборе наглядно-дидактического материала и его оформления. Связи с этим, современный учитель-логопед должен не только обладать рядом профессиональных компетенций, но и уметь легко и быстро ориентироваться в массе профессиональной информации, уметь находить важные и нужные для педагогической деятельности материалы. Существенную помощь в этом оказывает использование ИКТ. Различные электронные ресурсы помогают значительно сэкономить время в подборе речевого материала и оформить его в виде презентаций, слайд-шой, фотоальбомов.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций.  Это некая  наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним.
  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.
  • это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей.
  • компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни ( полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Таким образом, мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

В качестве примера использования ИКТ на логопедических занятиях хочу представить конспект индивидуального занятия для детей с ФФНР с использованием компьютерных технологий «Утёнок Лу» и созданную к нему мультимедийную презентацию. Она включает в себя игры по автоматизации звука Л в изолированном виде, в слогах, в словах, в предложениях, а так же игры, направленные на развитие и формирование фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа. В качестве мультмедиаресурсов выступают картинки, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, а так же аудиоинформация, включающая в себя звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений.

Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Данная презентация может быть использована не только целиком, как итоговое занятие, но и частично, в зависимости от этапа автоматизации звука.

Конспект индивидуального занятия для детей с ФФНР
с использованием компьюторных технологий «Утёнок Лу»

1. Коррекционно-образовательные цели:

  • уточнить представление о природных явлениях весны;
  • закрепить названия весенних месяцев.

2.  Коррекционно-развивающие цели:

  • закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений;
  • уточнить правильное произношение звука Л в слогах, словах, предложениях;
  • развивать фонематический слух и умение выделять слова со звуком Л;
  • формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
  • развивать целостное восприятие, мышление

3. Коррекционно-воспитательные цели:

  • воспитывать интерес к учебной деятельности, организованность в работе;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, взаимовыручку, умение преодолевать трудности, контролировать выполнение действий.

Оборудование: серия картинок с изображением различных явлений природы, компьютерная презентация.

– Здравствуй! Я вижу улыбку на твоём лице, а это значит, что у тебя сегодня весёлое и радостное настроение. Это, наверное, потому, что природа пробудилась от сна и ликует. Весна шествует по земле. Она принесла праздник света и тепла. Давай подарим, друг другу своё хорошее настроение и заодно поприветствуем солнце, небо, деревья и цветы.

Психогимнастика

– Здравствуй, солнце, здравствуй ясное!      

(Поднять руки вверх)                                                                                                         

Здравствуй небушко, прекрасное!     

(Развести руки в стороны и опустить вниз)

Здравствуйте, деревья и цветы!

(Скрестить руки в запястьях, раздвинуть пальцы рук)       

Мы рады, что сегодня 

С нами рядом вы!

(Помахать ладонями)

– Сегодня на занятии мы поговорим о весне и совершим небольшое путешествие вместе со звуком Л.

– Скажи, как называется первый весенний месяц? (Март)

– Какая погода в марте? (Начинает припекать солнышко, тает снег…)

Самомассаж

Рыхлый снег темнеет в марте

(Подушечками указательных пальцев проводим по крыльям носа)

Тают льдинки на окне

(Раздвинуть указательный и средний палец, положить их перед ушами и за ушами и массировать эти точки)

Зайчик бегает по парте
И по карте на стене

(Постукивать пальчиками от крыльев носа по щекам, к подбородку)

– Посмотри, у меня есть несколько маленьких картинок. (Логопед выкладывает на панно картинки с изображениями природных явлений весны)

– Найди картинку, на которой изображён первый весенний месяц.

– Какой месяц следует за мартом? (Апрель)

– Какая погода в апреле? (Звенит капель, бегут ручьи, и т.д.)

– Найди подходящую картинку.

– Как называется последний месяц весны? (Май)

– Расскажи, что происходит в мае? (Появляется травка, зеленеют листья, распускаются первые цветы).

– На какой картинке изображён май?

– Конечно, в мае луга зеленеют, на деревьях появляется нежная листва, все выходят гулять, играть, радоваться теплу.

(Слайд 1)

Вот и утёнок Лу проснулся сегодня, как обычно, сделал зарядку. И про язычок свой не забыл. Давай и мы с тобой сделаем зарядку для язычка.

  1. Посмотри, утёнок нам улыбается. Улыбнёмся и мы ему. (упр. «Улыбка»)
  2. Теперь, покажи, как ты умеешь строить заборчик из зубов. (упр. «Заборчик»)
  3. А сейчас пошлёпай свой язычок губами, а затем положи его отдохнуть на губу. (упр. «Лопатка»)
  4. Теперь сделай язычок узким, как иголка и потяни его вперёд. (упр. «Иголочка»)
  5. А умеет ли твой язычок превращаться в чашечку? Покажи, как он это делает. (упр. «Чашечка»)
  6. Иногда язычок превращается в кисточку. Он очень любит красить всё вокруг. Сегодня язычок решил покрасить потолок в своём доме. (упр. «Маляр»)
  7. Теперь наш язычок – щётка. Щётка любит чистить зубки. (упр. «Чистим зубки»)
  8. Наш язычок развеселился. У него появилось хорошее настроение. Ему захотелось попрыгать как лошадка. (упр. «Лошадка»)

– Молодец! Ты хорошо потренировал язычок.

– Посмотри, утёнок Лу захотел отправиться на весенний праздник в город вот на этом корабле.

(Слайд 2)

– Давай поможем ему оттолкнуть корабль от причала. Подуем на него.

Дыхательное упражнение «Подуй на кораблик»

Поплыл, поплыл кораблик.
Помчался по волнам.
А за штурвалом утёнок-капитан.

(Слайд 3)

Помоги пароходу доплыть до берега. Произнеси отчётливо звук Л. Но перед этим вспомни как правильно произносится этот звук. (Зубки находятся на небольшом расстоянии друг от друга, язык упирается кончиком в верхние зубы).

(Слайд 4)

Кораблик к берегу пристал
И наш утёнок закричал:
«Эй, весёлые зверушки!
Навострите свои ушки.
На корабль поднимайтесь,
В город, в город собирайтесь!
Праздник в городе, друзья,
К нам весна, весна пришла!»

– Первой к кораблю прилетела ласточка.

(Слайд 5)

– Утёнок предложил ласточке поиграть с ним в игру. Он загадал слова и начал называть их половинки. Необходимо добавить недостающие части слов и проговорить их целиком. Помоги ласточке отгадать слова. Картинки помогут тебе справиться с заданием. (Игра «Половинки. Ю…ла,кук…ла, дуп…ло,вес…ло )

(Слайд 6)

– Затем прибежала лиса. Но прежде, чем попасть на корабль, лиса должна справиться с заданием, которое для неё приготовил утёнок. Помоги лисе.

Верни звук Л в слова, поставь его первым. (Игра «Верни звук». …уна,…апа,…андыш,…одка.)

(Слайд 7)

– А вот и белка. Она тоже очень хочет попасть на корабль. Во время последнего шторма вся посуда на корабле разбилась. Утёнок попросил белку взять с собой в дорогу только ту посуду, в названии которой есть звук Л. (Игра «Найди слова». Нож, бокал, ложка, сковорода, вилка, тарелка.)

– Как только белка попала на корабль, она сразу же начала расставлять посуду по местам. А пока на корабле идут приготовления к путешествию, мы немного отдохнем и разомнёмся.

Динамическая пауза «Активная зарядка»

Ну-ка, стройся по порядку
На активную зарядку.
На носочки поднимайся
И обратно возвращайся.
Потянулись, наклонились
И обратно возвратились.
Повернулись вправо дружно,
Влево тоже делать нужно.
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай.
Поднимай колено выше,
На прогулку цапля вышла.
А теперь прыжки вприсядку,
Словно заяц через грядку.
Закружилась голова?
Отдохнуть и сесть пора.

(Слайд 8)

– Волк тоже услышал о весеннем празднике в городе и поспешил попасть на корабль. Но утёнок Лу придумал для волка смешные предложения, а слова в них перепутал. Помоги волку найти ошибки и исправить их. (Игра «Исправь предложение». Халат надел маму. На белке сидела ёлка. Флажок махал Павлом. )

(Слайд 9)

– Назови всех зверушек, которые хотят попасть на корабль, подумай и скажи, какой общий звук есть в названии этих животных. (Отв. детей)

– Теперь пришло время расселить всех гостей по каютам. Прохлопай  количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в какой каюте поплывёт. Количество слогов совпадает с номером каюты.

– Все заняли места на корабле. А лиса села на палубу и стала играть с солнечным зайчиком. Поиграем и мы с тобой.

Зрительная гимнастика «Солнечный зайчик»

– Представим, что у нас на пальчике солнечный зайчик. Давай последим за его передвижением. Но, что бы не спугнуть его, будем сидеть,  не двигаясь и следить за ним только глазами.

Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька,
Маленький как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик и опять
На плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет,
Щёчки теплыми лучами
Нежно согревает.

(Слайд 10)

– Корабль подал гудок и повёз всех в город. А чтобы плыть было веселее, звери запели песенку.

Итог:

– Наше занятие подошло к концу.

Понравилось ли тебе оно? Что тебе понравилось больше всего? (Отв. детей) Какой звук помогал нам справляться с заданиями? (Звук Л).

Сейчас ты пойдёшь играть со своими друзьями, но при этом не забывай правильно произносить звук Л.