Урок русского языка во 2-м классе по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова "Правописание разделительных Ь и Ъ знаков"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Тема: Правописание  разделительных Ъ и Ь знаков.

Цели:

  • Сконструировать правило выбора разделительных Ъ и Ь знаков.
  • Упражняться в применении данного правила.
  • Упражняться в проверке орфограмм слабых позиций всеми изученными способами.
  • Воспитывать у обучающихся инициативность в построении совместных учебных действий.  
  • Осуществлять профилактику утомления обучающихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей  своими знаниями и умениями.

Тип урока: решение частной учебной задачи.

Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • орфографические словарики;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • мультимедийная презентация;
  • учебник «Русский язык» 2 класс В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгова.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.  Приветствие

 – Прочитайте  девиз  урока.

(слайд 1)

Не путай нас,
Пиши, что надо,
Оценка будет вам
Наградой!

– К чему призывает нас девиз?
– Будем стараться на «5»?
– Тогда за работу! И начнём мы наш урок по традиции с минутки чистописания.

ІІ. Основной этап урока

1. Минутка чистописания

 – Назовите буквы.

(слайд 2)

о   в   ъ   у   б   а   з

 – Найдите «лишнюю» букву.  – Почему? (Не имеет звука)
– Нет ли ещё таких букв в русском алфавите?
– Для чего они служат? Какую работу выполняют в слове?  (Помогают гласному обозначать [й’] в позиции после согласного перед гласным)
– Пропишите эти буквы одну строку.

(слайд 3)

2. Создание ситуации успеха

(слайд 4)

 – Прежде чем изучать новый материал, давайте проверим, а хорошо ли вы усвоили предыдущий. У каждого из вас на столе карточка с заданием. (Раздаточный материал)

1 ряд:

        желток, жёлтый, железо
        часовщик, часть, час
        печурка, печать, печка

2 ряд:

        циркуль, циркач, цирк
        горе, нагорный, горевать
        пот, потолок, потливый

3 ряд:

        гореть, гора, пригорок
        море, морщины, морской
        боль, большой, больница

 – Среди данных слов каждой строчки найдите слово «чужак» и зачерните его.
– Выберите из оставшейся пары проверочное слово.
– Запишите каждую пару слов (проверочное – проверяемое  слово).
– Выделите значимые части в словах.
– Укажите чередование звуков в корне, если оно есть.

Самостоятельная работа.

– А теперь проверьте.

(слайд 5)

3. Постановка учебной задачи

 – А какую же задачу нам предстоит сегодня решить на уроке?
– Прочитайте слова.

(слайд 6)

– Что общего в этих словах? (Есть Ъ и Ь)
– В какой позиции он находится в словах? (После согласного перед гласным)
– Какую работу они выполняют? (Помогают гласным обозначать звук [й’] после согласного перед гласным)
– Как поступали мы раньше с этой орфограммой? (Пропускали)
– А теперь послушайте стихотворение и скажите  ответ на какой вопрос нам предстоит найти.

– Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
– Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!

– Кто б говорил, но ты бы уж помолчал! –
Знак мягкий твёрдому на это отвечал.
– Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ЯТЬ,
Тебя из азбуки изъять!..

– Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, –
Услышав этот спор, сказала буква А.
– Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте!

Ответы детей.

 (слайд 7 – тема урока)

 4. Поиск ответа. Решение частной учебной задачи

– Чтобы ответить на поставленный вопрос правильно, давайте составим звуковую модель слова  ПЬЮ и слова СЪЕЛ.

Запись на доске:

[п’й’у]                             [с’й’э л]

 – В какой позиции все звуки в данных словах? (Все в сильной позиции)
– И всё-таки в каждом слове есть орфограмма. Какая? (Выбор Ъ или Ь)
– Как же выбрать?
– Для этого давайте рядом со звуковой моделью запишем буквенную модель слова с пропуском данной орфограммы.

П . Ю                              С . ЕЛ

– Выделим значимые части в словах.
– Какой знак вы бы поставили перед корнем, если [й’] в корне первый? (Ъ)
– А если [й’] не первый в корне? (Ь)

(слайд 8)

 – А всегда ли это правило работает?

Физминутка

Руки в стороны, в кулачок.
Разожмём и на бочок.

Руки вверх, в кулачок.
Разожмём и на бочок.

На носочки поднимайся
1, 2, 3, 4.

Приседай и выпрямляйся
1, 2, 3, 4.

Чтобы вырасти быстрей
Потянулись посильней.

5. Учебная ситуация. Работа по книге

 с. 93, упр. 332 (п.)

Листья, объехал, вьюга, разъяснил, соловьи, бьёт, подучит, воробьи,

козья, трёхъярусный, сумею, лисья, разузнать.

 – Всегда ли нам понадобились разделительные знаки?

6. Вывод

Если [й’] первый в корне, то он обозначается Ъ и далее следует гласный Е, Ё, Ю, Я, т. е. те буквы, у которых два звука.
Если же [й’] не первый в корне, то надо выбирать Ь.

 (слайд 9 – схема-таблица)

7. Рефлексия

а) с. 93, упр. 334 (п.)

– Прочитайте пословицы.

(слайд 10 – текст упражнения)

1. Не за то волка б(ъ, ь)ют ,что сер, а за то, что (о,а)(в,ф)цу с(ъ, ь)ел. 1. За обиды, причинённые слабому,  обидчик поплатится.
2. Знает ко(ш, ж)ка, ч(ъ, ь)ё мясо с(ъ, ь)ела. 2. Понимает, что виноват.
3. Отол(ъ, ь)ются волку овеч(ъ, ь)и  слё(з, с)ки. 3. Наказывают не за внешний вид, а за поступки.

– Поясните смысл.
– Вставьте пропущенные буквы. Докажите.
– Запишите одну из пословиц себе в тетрадь.

б) игра «Ъ или Ь»

– Послушайте стихотворение.

Всё вокруг об(ъ, ь)ято страхом.
Раз(ъ, ь)ярённый людоед
Об(ъ,ь)явил, что с(ъ, ь)ст сегодня
Замечательный обед.

В сверх(ъ, ь)естественной тревоге
Всё звер(ъ, ь)ё уносит ноги.
Раз(ъ, ь)ярённый людоед
Мигом с(ъ, ь)л мешок конфет,
Закусил печен(ъ, ь)м плотно.
Он – от(ъ, ь)явленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.

– Вам необходимо сосчитать, сколько раз в словах встретился Ъ или Ь.

Учитель читает стихотворение, а дети записывают по порядку знаки.

 – А теперь проверим вашу работу, сколько знаков и какие вы записали.

(слайд 11)

Ъ  Ъ  Ъ  Ъ  Ъ  Ь  Ъ  Ъ  Ь  Ъ

– В каких же словах и какой знак должен быть?

(слайд 12)

Всё вокруг обЪято страхом.
РазЪярённый людоед
ОбЪявил, что сЪест сегодня
Замечательный обед.

В сверхЪестественной тревоге
Всё зверЬё уносит ноги.
РазЪярённый людоед
Мигом сЪл мешок конфет,
Закусил печенЬм плотно.
Он – отЪявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.

 – Исправьте ошибки и оцените свою работу.

ІІІ.  Обобщение. Итог урока

– А теперь подведём итог нашей работы. Какую задачу ставили перед собой? (Узнать, когда писатьЪ, а когда – Ь)
– Нашли ли мы ответ на вопрос?
– Когда же пишется разделительный Ъ? Ь?

(слайд 13 – повтор слайда 9)

ІV. Оценивание

V. Домашнее задание (слайд 14)

с. 92, правило, упр. 335 ( п. )

 – Урок окончен.

(слайд 15)