Я работаю педагогом-психологом в детском саду № 47. В нашем д/с имеются логопедические группы, которые посещают дети с речевыми нарушениями. В связи с этим перед коллективом встала проблема успешного усвоения детьми-логопатами программных требований и Госстандартов, поэтому приоритетным направлением для всех специалистов нашего ДОУ является умственное развитие детей старшего дошкольного возраста. Это и подтолкнуло меня к подбору материала по развитию речевых навыков и мелкой мускулатуры.
Цель: развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук детей 5-7 лет.
В данном пособии представлены пальчиковые игры. (Приложение 1)
Игры помогут:
- развитию правильной речи;
- развитию памяти, внимания, восприятия;
- подготовить руку к письму.
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются познавательные процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребенка, которые выступают основой формирования его умственных способностей.
Эта разработка помогает развитию познавательных процессов, которые определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач, что в свою очередь, напрямую зависит от состояния мелкой моторики рук. Развитие мелкой мускулатуры рук дает педагогам возможность успешно проводить профилактику, коррекцию и развитие познавательных способностей, поведенческих навыков детей.
Подборка материала и его внедрение проходило в 3 этапа:
1 этап - организационный, на этом этапе проводилось ознакомление с методической литературой, анкетирование родителей, выработка методов, форм и способов работы по развитию речи и мелкой мускулатуры рук детей 5-7 лет.
2 этап - внедрение пальчиковых игр в работу детского сада.
В течение 2008-2009 учебного года они апробировались на детях старшей и подготовительной логопедических и массовых групп. Целью данной работы было развить речевые навыки детей через игровые упражнения и пальчиковую гимнастику.
Работа по внедрению данного материала проходила в 3 направлениях:
- Работа с педагогами, которая включала в себя проведение мастер-класса по ознакомлению с пальчиковыми играми. Для удобства каждая пальчиковая игра подбиралась по теме недели в течение учебного года.
- Работа с родителями проводилась как в групповом - родительские собрания, семинары, так и в индивидуальном порядке - консультирование родителей.
- С детьми проводились групповые и индивидуальные развивающие занятия с использованием представленных игр.
3 этап - результативность проведенной работы.
На начальном этапе апробации коррекционного материала, в сентябре 2008 года, проводилась диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста, где выявилось, что высокий и низкий уровни составляют по 30%, средний - 40%. В конце учебного года повторная диагностика показала, что высокий уровень составляет 47%, средний - 32%, низкий - 21%. Высокий уровень повысился на 17%. (Приложение 2)
За то время, с которого мы стали применять в практику пальчиковую гимнастику прослеживается положительная динамика в усвоении детьми программных требований по ЗКР, словарю и грамматике.
Используя регулярно данные упражнения, я заметила, что у детей улучшается память, умственные способности, устраняется их эмоциональное напряжение, развивается координация движения, сила и ловкость рук. Отзывы родителей свидетельствуют о том, что у детей развились технические навыки овладении письмом, что способствует успешному обучению в школе.
Педагоги д/с включают в свои занятия пальчиковые и дидактические игры, основная цель, которых заключается в формировании у детей речевых навыков.
Но, к сожалению, из-за частой смены воспитателей качество проводимых занятий значительно снизилось, т.к. молодым педагогам приходится осваивать с “нуля” методику проведения гимнастики и дидактических игр, а стажеры не в силах объяснить всем, как именно это делать методически грамотно. Поэтому творческой группой д/с стали планироваться и проводиться семинары-практикумы, игры-тренинги с молодыми и вновь прибывшими педагогами.
Таким образом, система работы по развитию речи дает положительный результат и своевременное выявление многих проблем, связанных с готовностью к сложному процессу обучения.