Статья посвящена практике работы учителя начальных классов на уроках русского языка, позволяющей решить проблемы дислексии и дисграфии младших школьников. Считаю, что система проведения таких уроков сегодня актуальна по ряду причин:
во-первых, сложившаяся на сегодняшний день стойкая негативная тенденция увеличения числа детей с недоразвитием словесно-логического и абстрактного мышления, бедностью словарного запаса;
во-вторых, нарушение в развитии фонематического восприятия младших школьников, расстройства в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие;
в-третьих, недостаточная мотивация современных младших школьников на чтение художественной литературы, а родителей – на организацию совместного домашнего чтения вслух и, как следствие, недоразвитие устной речи большинства младших школьников.
Нарушение же устной речи всегда напрямую связано с трудностями усвоения программы по русскому языку.
Считаю, что если работу учителя начальных классов по устранению дислексии и дисграфии начать с первых месяцев обучения в школе, то можно все упущенное в раннем детстве, скорректировать и дать возможность учиться каждому ребенку без ущерба для психического и физического здоровья и, что очень важно, для его полноценного общения.
Программа коррекционно-развивающих занятий по устранению дислексии и дисграфии разработана на весь период обучения в начальной школе.
Определены основные задачи:
- формирование устойчивых навыков чтения и письма;
- развитие внимания и памяти;
- формирование учебной мотивации;
- формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
- развитие зрительно - пространственного восприятия и мышления.
Составлен большой по объему список слов, которые представляют трудность в написании и произношении для младших школьников.
Опыт показывает, что при грамотной организации работы учащиеся воспринимают большое количество слов, запоминают их написание, применяют их в лексических оборотах, используют в активной речевой практике на различных предметах.
Сложился определенный алгоритм работы со словом:
- постановка ударения;
- выделение орфограммы, требующей проверки;
- подбор проверочного слова.
А | Б | |
---|---|---|
вАре'нье – вА'рит | бАнки'р – бАнк |
В работе использую различные виды деятельности учащихся: интеллектуальную, сенсорную, моторную; каждую орфограмму выделяем и голосом, и графически.
Ежедневно проводим комплекс упражнений, способствующих развитию межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, памяти и внимания, мышления и речи, повышающих умственную работоспособность и интеллектуальную готовность детей (Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. «Гимнастика для мозга»).
Для полноценного овладения навыками письма и чтения использую комплекс упражнений «Волшебные обводилки» (Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. «Формирование графомоторных навыков», Методическое пособие), направленных на формирование координации движений, синхронизацию работы глаз и рук.
Наибольшую сложность для детей с дисграфией представляют проверка, поиск ошибок и сверка результатов с эталоном. Успешность контроля напрямую зависит от развития памяти, поэтому активно использую зрительные диктанты, учу запоминать не отдельные слова, а единую конструкцию из них. Это не только повышает грамотность, но и увеличивает скорость чтения.
Учитывая психологические особенности младшего школьного возраста, систему контроля организую с использованием ИКТ, когда ученик может самостоятельно проверить собственные результаты. Появление на экране слов «ПРАВИЛЬНО», «МОЛОДЕЦ» вселяет уверенность, позволяет поднять самооценку.
Хороший результат дают задания такого вида:
- соедини стрелкой слово и его значение
Свежий (хлеб) | Кислое | |
Свежий (ветер) | Черствый | |
Свежая (газета) | Знойный | |
Свежее (молоко) | Старая |
- соедини стрелкой начало и конец пословицы, объясни ее значение.
Планируя коррекционно-развивающие задания, широко применяю на уроках русского языка работу с этимологическим словарем Н.М.Шанского, словарями омонимов, антонимов, синонимов.
Развивая речь детей, использую следующие задания:
- охарактеризуй предметы по заданным признакам (цвету, форме, величине, вкусу);
- узнай слово по описанию;
- объясни лексическое значение глагола;
- замени словосочетание, обозначающее действие, одним словом.
Хорошие результаты дает выполнение задания, когда из «микса» (набора букв) нужно выделить слово:
ПАРНСИТЛОВЕЦКУИМЧЯЯ, ПООЕУИНОЧНОЙТЛОРЖЩ
После выделения слова работа продолжается по усвоенному алгоритму:
- постановка ударений;
- определение орфограммы;
- подбор проверочного слова;
- формулировка отличий между родственным и проверочным словом.
Система работы с безударными гласными в корне слова, парными звонкими-глухими, непроизносимыми согласными по алгоритму формирует у учащихся устойчивые навыки морфемного анализа слова.
С целью формирования у учащихся с дизорфографией репродуктивных и продуктивных умений работаем с текстом по следующему алгоритму:
- чтение текста;
- работа над семантикой текста;
- языковой анализ текста;
- орфографическая работа (найди слова на пройденные правила).
Система таких заданий закрепляет у учащихся умения излагать последовательность и содержание орфографических операций, выделять их составные компоненты, определять цель использования. Так постепенно от репродуктивных методов идем к частично поисковым методам овладения орфографией, решаем орфографические задачи и выполняем развивающие задания. Так происходит поэтапное становление орфографических знаний, умений и навыков.
Особый акцент в этом учебном году в связи с переходом школы первой ступени на новые образовательные стандарты был сделан на развитие универсальных учебных действий учащихся, формирование «умения учиться».
Важно научить школьника ставить перед собой цель, актуализировать необходимые для решения орфографической задачи знания, определять способы и алгоритм своих действий, соотносить полученные результаты с поставленной целью.
Хорошие результаты дает работа по расшифровке анаграмм.
Уже в букварный период учащиеся выполняют задачи по реконструкции слов. К концу 1-го класса учащиеся успешно реконструировали слова в составе предложений, затем перешли к реконструкции частично деформированного текста, и, наконец, наиболее успешные ученики смогли решать задачи по восстановлению полнодеформированного текста.
ПОДОРОЖНИК.
Вы ИОЛШП в лес и там порезали травой ЕАЛПЦ. Посмотрите НИАМВЕЛЬНОТ вокруг и найдите подорожник. ЕВИТРОС ТОСИЛКЕЧ, НИТЕОПМ ОЕГ И ЛОПРИТЕЖИ К ЕАНКР.ЩУКА И ЯСТРЕБ.
КИБАРЫ ВИЛОЛИ БУЫР. Вытянули они из ЫДОВ сеть. А в сети билась ШАЛОБЬЯ УАКЩ с ястребом в спине. РЫИМСОТ ТЯКОГМИ ПИВЦЕЛСЯ БЕРСТЯ ЙЕ В ПИУНС. Не так давно эти ЩНИХИКИ боролись. Щука была ЕЙЛИСЬ и утянула ястребы в УДОВ. Да так и жила с мертвым седоком в ЕНИПС.
Такая работа учителя начальных классов способствует совершенствованию навыков чтения, формированию орфографической зоркости, общему развитию младших школьников.
В течение всего периода обучения был организован мониторинг.
Результаты свидетельствуют о положительной динамике: улучшилась грамотность учащихся, дети владеют навыками осознанного чтения, умеют вычленять из текста основную и второстепенную информацию, анализировать текст, при решении орфографических задач умеют рассуждать и делать выводы.
Число учащихся, имеющих на начало 1-класса:
дислексию составило 8 чел.; 32%;
дисграфию составило 8 чел.; 32%.
К концу 1-го класса число учащихся, имеющих:
дислексию составило 5 чел.; 20%;
дисграфию составило 4 чел.; 16%.
К концу 2-го класса число учащихся, имеющих:
дислексию составило 3 чел.; 12%;
дисграфию составило 3 чел.; 12%.
Улучшились показатели памяти и внимания, расширился словарный запас учащихся. Число детей, умеющих длительно сохранять в памяти учебный материал, возросло в 3 раза.
Учащиеся успешно овладевают компонентами организации самостоятельной учебной деятельности: целеполагание, планирование, организация работы, самоконтроль и самооценка.
Число учащихся, имеющих заниженную самооценку, сократилось с 8 (32 %) до 1 (4 %) ученика.
Позитивная динамика имеется не только у детей «группы риска», но и у учащихся, имеющих академическую успешность.
Приложение: пример урока.